Великобритания.3.часть..pptx
- Количество слайдов: 73
Архитектура Великобритании (продолжение)
Часовня Королевского колледжа в Кембридже, Англия — шедевр английской перпендикулярной готики, считаемый многими визитной карточкой университетского Кембриджа
Кембридж и Оксфорд, города, где находились крупнейшие в Англии университеты, всегда привлекали особое внимание английской короны. Это означало, в том числе, интерес монархов к строительству колледжей и связанной с ними инфраструктуры. Строительство часовни Королевского колледжа было начато в 1444 году по повелению английского короля Генриха VI, который сам определил размеры будущего грандиозного сооружения. 25 июля 1446 года Генрих VI лично заложил первый камень в основание часовни. Архитекторами часовни называют Реджинальда Эли и Николаса Клооса. К окончанию царствования Ричарда III (1485 год), несмотря на Войну Алой и Белой розы было завершено и подведено под крышу пять пролётов часовни. В 1506 году Кембридж посетил король Генрих VII и профинансировал окончание строительства, причём оставил деньги с таким расчётом, чтобы строительство могло продолжаться и после его смерти. В 1515 году, при Генрихе VIII, строительство часовни Королевского колледжа в Кембридже было завершено архитектором Джоном
Часовня Королевского колледжа в Кембридже 1446 год
Во время Гражданской войны XVII века часовня использовалась в качестве учебного полигона войсками Оливера Кромвеля. Однако она избежала серьёзных повреждений, возможно, потому, что Кромвель сам в своё время был кембриджским студентом. Надписи, оставленные солдатами армии парламента, до сих пор можно найти на северной и южной стенах алтаря. Во время Второй мировой войны большая часть витражей была снята, и часовня Королевского колледжа снова осталась невредимой. Часовня Королевского колледжа активно используется как по своему прямому назначению, так и для проведения торжественных мероприятий Королевского колледжа. Так, ежегодно в мае Королевское музыкальное общество проводит неделю концертов. Это событие неизменно популярно среди студентов, выпускников и гостей Кембриджа, не в последнюю очередь благодаря бесплатному шампанскому и клубнике со сливками, которыми угощают после концерта. Часовня знаменита своей великолепной акустикой, широко известен хор часовни Королевского колледжа, состоящий из студентов
Часовня Королевского колледжа по праву может считаться эталоном перпендикулярного стиля в готике. Её необычная для ранних готических сооружений прямоугольная планировка возникла как результат накопленного ранее технического опыта возведения церковных сооружений. Высокие стены часовни заполнены широкими застеклёнными плоскостями оконных пролётов, соединяющихся с детально проработанными скульптурами. Это чисто английская архитектурная традиция, не имеющая аналогов в европейском зодчестве. Размещение на боковых стенах больших оконных проёмов стало возможно благодаря системе опоясывающих здание контрфорсов. Выразительный главный фасад наполовину заполнен огромным окном с витражами. Две угловые башни оттеняют застеклённую плоскость фасада, напоминая башни английских замков, что соответствует архитектурным канонам XV века.
Устремлённость ввысь подчёркивается тонкими изысканными колоннами, поддерживающими веерные перекрытия свода. Веерное перекрытие — яркая особенность английской готики, ранее такое решение применялось только для сравнительно небольших помещений. Впервые оно было применено в архитектуре Глостерского собора, но только в Кембридже веерная конструкция сводов получила яркое и цельное художественное воплощение. Особое восхищение вызывает тот факт, что веерный свод часовни возведён не традиционным способом, когда сначала выкладываются нервюры, а потом заполняется пространство меж ними; а собран из резных каменных блоков немалой массы, которые поднимались и устанавливались на головокружительной высоте
Иниго Джонс родился в 1573 г. в Лондоне в семье суконщика. В 1603— 05 гг. Джонс посетил Италию, где довольно быстро преуспел в рисовании и оформительском искусстве. По возвращении на родину занимался созданием декораций для театральных представлений. Как талантливый театральный художник Джонс сыграл значительную роль в развитии европейского театра. В 1613— 15 гг. Джонс снова побывал в Италии, где изучал работы Андреа Палладио, а также античную и ренессансную архитектуру. Эта поездка оказала решающее воздействие на формирование стиля Иниго Джонса. В 1615 г. Джонса назначают на должность главного смотрителя королевских строений. В следующем году архитектор приступает к строительству загородного особняка королевы Анны, супруги Якова I. Двухэтажный Куинзхаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто английскую холодность, геометризм и строгость. Куинз-хаус явился первой английской постройкой, в которой классические принципы были применены осознанно и систематически. Следующая работа архитектора — Банкетинг-хаус в Лондоне (1619— 22). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма.
Позднее, уже в 30 -е гг. XVII в. , Джонс создал проект нового дворца Уайтхолл, частью которого должен был стать Банкетинг-хаус. Однако этот проект был столь грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть до конца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лишь в начале XVIII столетия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.
Джонс Иниго (1573— 1652) Банкетинг-хаус в Лондоне. Арх. И. Джонс
Банкетинг-хаус (Банкетный зал), несомненно, является самым примечательным зданием дворца Уайтхолл, давшего название и улице и всему кварталу. Редкий по своему художественному значению памятник, вошедший в золотой фонд английской архитектуры, Банкетинг-хаус оказал воздействие на творчество нескольких поколений английских архитекторов. Когда всемогущий кардинал Уолси попал в опалу (1529), Генрих VIII конфисковал все его владения, в том числе богатый городской дом архиепископа, известный под названием Йоркхаус, или Йорк-плейс. Здание тотчас же начали расширять и перестраивать, дав ему новое название — дворец Уайтхолл. Тогда же, в середине XVI в. , для королевских охот были огорожены и объявлены заповедными большие пустоши и леса, расположенные вблизи дворца. Они составили территорию нынешних лондонских парков — Сент-Джеймсского, Грин-парка и Гайд-парка. Уайтхолл стал главным лондонским дворцом XVI в. В то время он представлял собой группу разнохарактерных зданий, которые занимали территорию от Трафальгарской
В конце XVI — начале XVII вв. блестящую страницу в истории дворца составили театральные представления — так называемые «маски» . Особенно славились декорации и костюмы, созданные Иниго Джонсом, талантливым театральным художником. Когда 12 января 1619 г. пожар уничтожил старый Банкетный зал дворца, где обычно давали представления «масок» , именно Иниго Джонсу поручили выстроить новый Банкетный зал, рассчитанный на парадные приемы, встречи послов и, конечно же, на театральные представления. Возведенное Джонсом здание открыло новую страницу в истории архитектуры Англии. Оно ознаменовало решительный поворот английского зодчества к художественным принципам Ренессанса и приобщение к архитектурным традициям континентальной Европы. В нем проявилось новое для Англии понимание пропорций и стремление к гармонии, опирающейся на строгий математический расчет. Банкетинг-хауз имеет 34 метра в длину, 17 метров в ширину и столько же в высоту. Над высоким цоколем поднимаются два этажа. Ритмично, в линию, расположены по фасаду широкие окна. Центр здания выделен восемью колоннами — ионического ордера в нижнем ряду, коринфского — в верхнем. Над окнами верхнего этажа располагается фриз в виде высеченных в камне гирлянд. Изящная балюстрада завершает всю композицию. Несколько поколений английских монархов лелеяли мечту о грандиозной перестройке всего комплекса старых зданий дворца Уайтхолл. Один из самых ранних проектов принадлежит Иниго Джонсу. Согласно этому проекту Банкетинг-хауз должен был стать частью нового огромного дворца, под который была отведена вся территория старого Уайтхолла со всеми его угодьями. Однако исполнение такого грандиозного замысла было не под силу английскому двору. Проекты перестройки дворца так и не были осуществлены. В 1697 г. очередной пожар уничтожил все дворцовые постройки, кроме Банкетинг-хауза, по счастливой случайности избежавшего огня. В конце XIX в. в здании разместили экспозицию военно-
Потолок главного зала Банкетинг-хауса украшают росписи кисти знаменитого фламандского художника Питера Пауэла Рубенса. Джонс Иниго (1573— 1652) Банкетинг-хаус в Лондоне. Арх. И. Джонс
Джонс Иниго (1573— 1652) Куинз-хаус в Гринвиче. Арх. И. Джонс
Загородный особняк, возведенный по заказу королевы Анны, супруги Якова I. Двухэтажное здание представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто английскую холодность, геометризм и строгость. Куинзхаус явился первой английской постройкой, в которой классические принципы были применены осознанно и систематически.
Куинз-хаус в Гринвиче. Арх. И. Джонс. 1616— 35. Интерьер
Уильям Кент родился приблизительно в 1684 г. в Бридлингтоне (Йоркшир). Свою творческую карьеру начал учеником мастера, расписывавшего кареты. В 1709— 19 гг. изучал живопись и архитектуру в Италии. В Риме Кент познакомился с Ричардом Бойлом Бёрлингтоном, аристократом и покровителем искусств. В 1724 г. Бёрлингтон поручил Уильяму издать «Проекты Иниго Джонса» , увидевшие свет в 1727 г. Поручение Бёрлингтона окончательно склонило Кента заняться архитектурой и помогло занять ведущее место среди палладинцев 1730— 40 -х гг. В 1723— 29 гг. лорд Бёрлингтон выстроил себе виллу в Чизике, пригороде Лондона. В возведении этой постройки, самой знаменитой в истории английского палладианства, принимал участие и Уильям Кент. Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне (Хорс-гардс). Он выстроил в Лондоне также несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк (начата в 1734 г. ), предназначавшаяся для художественной коллекции лорда Лестера. Центральный корпус дома, украшенный портиком с фронтоном, органично соединяется с четырьмя симметрично расположенными флигелями, в которых располагаются часовня, библиотека, кухня и комнаты для гостей. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные бархата, шелка и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.
С середины 1720 -х гг. Кент занимается планировкой парков. Его первой работой стал парк на вилле лорда Бёрлингтона в Чизике (1725— 30). Об Уильяме Кенте говорили: «Магомет придумал рай, Кент создавал их во множестве» . Наиболее совершенным произведением английского паркового искусства является парк в Стоу в Бакингемпшире. Над его созданием наряду с Кентом трудились садоводы Бриджмен и Ленслот Браун. Парк был разбит на пространстве в 200 гектаров. Укрытие садовой стены во рву давало возможность глазу присоединять к парку и открывающиеся окрестности. Художники-строители стремились изгнать мысль о каком-либо насильственном изменении природы и в то же время старались придать ей максимальную живописность. Парк украшали павильоны, построенные в разных стилях. Они были частью пейзажа; особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины. Подлинной жемчужиной парка в Стоу является созданный Кентом парк «Елисейские поля» с его великолепным Храмом английских знаменитостей. В 1735 г. Кент стал придворным мастером. В последующие четырнадцать лет он занимал должности королевского плотника, королевского архитектора, хранителя королевских картин, главного королевского живописца. Умер Кент 12 апреля 1748 г. в Лондоне. Знаменитый мастер похоронен в семейной усыпальнице лорда Бёрлингтона в Чизике.
Собор Св. Павла в Лондоне. Арх. Кристофер Рен. 1675— 1710
Собор Св. Павла, возведенный Реном в 1675— 1710 гг. , стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кёльнский собор, высотой купольной части — флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре. В отличие от католического римского собора Св. Петра, строившегося многими архитекторами на протяжении полутора с лишним веков, протестантский лондонский собор был сооружен одним мастером всего за три с половиной десятилетия. Предложенные Реном первые два проекта собора, предполагавшие возведение центрической купольной конструкции, были отвергнуты духовенством. Осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму трехнефной базилики с просторным подкупольным пространством. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол, при возведении которого как нельзя кстати пришлись глубокие математические познания Рена. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний (пространство между колоннами) колоннады заложен камнем (отсюда ее название — Каменная галерея). Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галлерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой.
Шелдонский театр в Оксфорде. Арх. Кристофер Рен. 1664— 68
Одна из первых работ Кристофера Рена. Свое наименование театр получил в честь тогдашнего номинального президента оксфордского университета, а также его главного и практически единственного спонсора Гилберта Шелдона. Шелдонский театр представляет собой большое круглое здание, предназначенное для лекций, докладов, музыкальных концертов и университетских торжественных церемоний (но не для театральных представлений!). Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком. В центре крыши установлен значительно выступающий восьмигранный купол, в который ведет находящаяся над потолком лестница. По всем сторонам купола находятся большие окна, из которых открывается прекрасный вид на центр Оксфорда. В 2008 г. были завершены четырехлетние работы по реставрации первоначальной росписи потолка. Рассказанная в росписях аллегорическая история показывает Правду, нисходящую на Науки и Искусства и изгоняющую из стен университета Невежество.
Шелдонский театр в Оксфорде. Арх. Кристофер Рен. 1664— 68. Интерьер
Церковь Сент-Мэри ле Боу в Лондоне. Арх. Кристофер Рен. 1671— 80
Церковь Сент-Мэри ле Боу в Лондоне. Арх. Кристофер Рен. 1671— 80
Сент-Мэри ле Боу — одна из самых известных церквей Лондона; находится в Ист-Энде. Церковь стоит на Чипсайде, улице, которая в средние века была центром города. Недаром в Лондоне издавна считалось, что человек, родившийся в округе, где слышны колокола Сент-Мэри, — истинный, настоящий лондонец, «кокни» . Колокольня Сент-Мэри ле Боу может быть причислена к самым красивым из созданных Реном. Высокую стройную башню венчают две легкие ротонды, поднимающиеся одна над другой. Охваченные колоннадой, они кажутся воздушными. Верхнюю — меньшую — поддерживают изогнутые волюты, как бы напоминая о том, что отличительной чертой старой, стоявшей здесь до пожара церкви были арки, несшие небольшой шпиль, отсюда и название (англ. bow — «арка» ). Соблюдая традицию, Рен завершает свое строение шпилем, украшенным флюгером-драконом.
Хэмптон-корт в Лондоне. Двор с фонтаном. Арх. Кристофер Рен. 1689— 94
Хэмптон-корт в Лондоне. Парковый фасад. Арх. Кристофер Рен . 1689— 94
Хэмптон-корт — загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Уолси, который, почувствовав охлаждение монаршей милости, передал его в дар Генриху VIII. Кардинал продолжать проживать во дворце до 1529 г. , однако с 1525 г. строительными работами заведовал сам король. Если кардинал Уолси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире). В течение последующих полутора столетий Хэмптон-корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Масштабная перестройка дворца была начата в 1689 г. , однако пять лет спустя, когда был переделан только южный фасад, король охладел к этому проекту. В 1702 г. он упал в Хэмптон-корте с лошади, разболелся и вскоре умер, после чего перепланировка резиденции была свёрнута (отдельные работы продолжались до 1737 г. ). Георг II был последним королём, который жил во дворце. К началу XIX века Хэмптон-корт пришёл в запустение, однако в эпоху романтизма покои Генриха VIII были отремонтированы, а королева Виктория открыла дворец для посещения широкой публики. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его отличительная особенность — лабиринт площадью в 60 акров.
Королевский госпиталь в Гринвиче. Арх. Кристофер Рен. 1696— 1716
Расположенный на берегу Темзы королевский госпиталь в Гринвиче — последнее крупное сооружение Кристофера Рена. Большой комплекс госпиталя, где теперь находится военноморское училище, состоит из четырех корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Обрамляющие площадь колоннады из сдвоенных колонн образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом Иниго Джонса. В строительстве Гринвичского госпиталя принимал участие также архитектор Николас Хоксмур (1661— 1736). Он начал работы еще при жизни Рена и продолжил их после смерти зодчего. Один из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры принял при Хоксмуре свой окончательный вид.
Библиотека Тринити-колледжа в Кембридже. Арх. Кристофер Рен. 1676— 84
Хорс-гардз в Лондоне. Арх. Уильям Кент. 1742— 51
Библиотека Рэдклиффа в Оксфорде. Арх. Дж. Гиббс. 1737— 49
Библиотека Рэдклиффа в Оксфорде — наиболее значительная из построек Гиббса как по масштабу, так и по художественным достоинствам. Это исключительное по своеобразию центрическое сооружение состоит из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая основная часть расчленена парными колоннами на шестнадцать простенков, в которых чередуются расположенные в два яруса окна и ниши. Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры. (классицизм)
Вилла в Чизике была возведена лордом Бёрлингтоном при непосредственном участии Уильяма Кента. Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» близ города Виченца в Италии, сооружённую Андреа Палладио. Однако в отличие от «Ротонды» фасады виллы Бёрлингтона не одинаковы. Очень изящный парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и на редкость изысканная лестница. Вилла не предназначалась для проживания, в ней нет ни спален, ни кухни — только помещения для художественных коллекций Бёрлингтона. Чизик-хаус близ Лондона. Арх. Уильям Кент, Р. Б. Бёрлингтон. 1723— 29
Пейзажный парк виллы Чизик-хаус близ Лондона. Арх. Уильям Кент. 1725— 30
Пейзажный парк, вероятно, самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором аллеи и дорожки прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко называют английским парком… Пейзажный парк, вероятно, самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором аллеи и дорожки прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко называют английским парком. Первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме, пригороде Лондона. Поп хотел создать парк, отвечающий национальным представлениям о свободе и независимости человеческой личности. Французский регулярный парк казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу , как, например, в парке Версаля. Англию же поэт считал свободной страной, и это должно было проявляться во всем, даже в отношении к природе. Подлинным новатором в садово-парковом искусстве Англии стал Уильям Кент. Именно он определил основные приемы формирования садов, причудливо сочетающих природное и искусственное начала. По образному выражению известного английского писателя той поры Хораса Уолпола, «Кент перепрыгнул через ограду и увидал, что вся природа — прекрасный сад» . Кент создал лучшие пейзажные парки той эпохи — парк на вилле лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона в Чизике, а также парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии.
При всей новизне и тонкости инженерных и архитектурных приемов, выработанных английскими мастерами, главным в парках той эпохи остается их общая тема — изображение романтических идеальных ландшафтов. Просторная светлая лужайка, окаймленная деревьями редкой красоты, соседствует с сумрачной аллеей, в которой может помещаться притаившаяся в зелени беседка или статуя. Неожиданно появляющийся из-за деревьев спуск приглашает к озеру, где на искусственном островке располагается храм Музыки или Любви. Зеркальная гладь вод придает пейзажу идиллический безмятежный облик. Обогнув озеро, путник может оказаться в узкой долине, где на берегу затененного деревьями ручья стоит мавзолей или руина. Незаметная дорожка, вьющаяся среди деревьев, вдруг выводит на вершину холма, увенчанного обелиском, — отсюда открывается чудесный вид на окрестности, парк и главный дом. Уже в середине XVIII столетия пейзажные парки были широко распространены, причем не только в Англии, но и во Франции, Германии, России.
Пейзажный парк «Елисейские поля» в Стоу. Арх. Уильям Кент. 1730 -е гг.
Лучшие пейзажные парки палладианской эпохи созданы Уильямом Кентом. Это парк на вилле лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона в Чизике, а также парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии. Живописная долина, прорезанная цепочкой узких озер, скорее напоминающих широкую реку, спускается к восьмигранному озеру. Целый ряд сооружений, выполненных в различных стилях (Храм английских знаменитостей, Храм древней добродетели, Грот, Ракушечный мост), органично вписаны в пейзаж. Позднее, после смерти Кента, в «Елисейских полях» были возведены еще несколько сооружений: Монумент Кука, Гревильская колонна, Фонтан времен года. Изображенный на фотографии Храм английских знаменитостей представляет собой открытую полукруглую толстую стену с широким столбом-контрфорсом посередине, увенчанным ступенчатой пирамидой. В овальной нише в центре пирамиды некогда находилась статуя древнеримского Меркурия (древнегреч. Гермес). Передняя часть стены расчленена тринадцатью пилястрами с полукруглыми нишами, еще две ниши проделаны в торцах стены и две — на задней стороне стены. В нишах установлены бюсты английских знаменитых людей, в том числе Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Джона Локка, Исаака Ньютона, Фрэнсиса Бейкона, Елизаветы I, Вильгельма III, Иниго Джонса, короля Альфреда Великого, Фрэнсиса Дрейка, Джона Барнарда и др. Каждую нишу венчает слегка выступающий над поверхностью стены фронтон. Вдоль всей стены идет лестница, состоящая из трех широких ступеней.
Пейзажный парк «Елисейские поля» в Стоу. Арх. Уильям Кент. 1730 -е гг.
Пейзажный парк «Елисейские поля» в Стоу. Арх. Уильям Кент. 1730 -е гг.
Лучшие пейзажные парки палладианской эпохи созданы Уильямом Кентом. Это парк на вилле лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона в Чизике, а также парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии. Живописная долина, прорезанная цепочкой узких озер, скорее напоминающих широкую реку, спускается к восьмигранному озеру. Целый ряд сооружений, выполненных в различных стилях (Храм древней добродетели, Храм английских знаменитостей, Грот, Ракушечный мост), органично вписаны в пейзаж. Позднее, после смерти Кента, в «Елисейских полях» были возведены еще несколько сооружений: Монумент Кука, Гревильская колонна, Фонтан времен года. Изображенный на фотографии Храм древней добродетели, выстроенный У. Кентом в античном стиле, представляет собой круглую купольную постройку, окруженную колоннадой из шестнадцати гладких ионических колонн, установленных на невысоком подиуме. Храм имеет два входа в виде арочных проемов, к каждому из которых ведет двенадцатиступенчатая лестница. Внутри храма имеются четыре ниши, в которых установлены исполненные в человеческий рост статуи древнегреческих знаменитостей, среди них Ликург, Гомер и Сократ. Скульптуры представляют собой более поздние копии оригинальных произведений. В противоположность Храму древней добродетели в парке Стоу был выстроен также Храм современной добродетели, который изначально имел вид руин, что, по всей вероятности, символизировало полный упадок современных нравов.
Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс. Руины
Памятники архитектуры многих цивилизаций дошли до нас в виде руин. Однако в XVIII веке появились особые руины — специально построенные в усадьбах или городских парках, в тех местах, где не было подлинных древних развалин. Интерес к ложным руинам возник в Риме, где работал знаменитый итальянский архитектор и график Джованни Баттиста Пиранези, автор сотен гравюр с видами древнеримских развалин. С его легкой руки Рим стал восприниматься как гигантские руины — место вдохновения художников и архитекторов. Молодые мастера приезжали туда, чтобы изучать разрушенные временем постройки. Из Рима они привозили античные «сувениры» — обломки скульптур и архитектурные детали, а также любовь к руинам: по всей Европе появились «домашние» развалины. Первые ложные руины архитекторы возводили в пейзажных, или английских, парках. Они лучше, чем любые другие постройки, соответствовали основным требованиям пейзажного парка — воссоздавали величественные картины прошлого, олицетворяя собой торжество природы и
Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс. Китайская пагода. 1761
Уильям Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (в частности, китайские) мотивы. Вывезенный Чеймберсом из Китая вкус к причудливому нашел в Англии хорошо подготовленную почву. Первым применением нового «китайского стиля» в садовом искусстве была работа Чеймберса в парке замка Рокстон в Оксфордшире, а в 1757— 62 гг. им были разбиты прославленные сады в Кью в окрестностях Лондона (ныне — Ботанический сад). То вовсе не было простым воспроизведением китайского стиля. Вместе с подражанием Китаю здесь встречались мотивы, напоминающие о самых разнообразных эпохах и странах. В Кью, наряду со знаменитой, высотой в пятьдесят метров, китайской пагодой, уживались храмы Солнца, Беллоны, Пана, Эола, мечеть, руины арки и пр. Одна картина сменялась другой, разнообразие их должно было вызывать смену настроений у посетителя, смена настроений — смену размышлений. Новые веяния в садово-парковом искусстве обнаруживали стремление к занимательности, к экзотичности парковых павильонов и парковых насаждений. Принципы «разнообразия» теперь торжествовали над принципами «простоты» и «естественности» . Новый вид английского паркового искусства имел огромное влияние на всю Европу. На континенте выработанный Чеймберсом стиль получил название «англо-китайского» . Его называют также стилем «парков с сюрпризами» . Разумеется, парк оставался излюбленной областью, где насаждались и «готические» реминисценции: руины готических часовен и т. д.
Восьмиугольная в плане пагода имеет десять этажей общей высотой пятьдесят метров. Диаметр самой нижней крыши — 15 метров. К верху пагода плавно уменьшается. Сужаются в диаметре крыши, уменьшается высота этажей. Первоначально крыши пагоды были покрыты изразцами и украшены драконами. Легенда гласит, что драконы были сделаны из чистого золота и позднее были проданы Георгом IV в уплату долгов. Вероятнее всего, драконы были сделаны из позолоченного дерева и со временем подверглись разрушению. Сделанные из кирпича стены пагоды оказались достаточно прочными, чтобы выдержать бомбардировки Второй мировой войны. В центре здания проложена лестница, насчитывающая 253 ступеньки.
Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс. Храм Эола. 1760— 63
Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс. Храм Эола. 1760— 63
Сомерсет-хаус в Лондоне. Арх. У. Чеймберс. 1776 — 86
Крупнейшая постройка Чеймберса. Монументальное здание выходит своими фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад достроен позже, в XIX столетии). Рустованный цоколь выходящего на Стрэнд фасада прорезают три огромные арки ворот. Верхние этажи здания, расчлененные коринфскими колоннами и пилястрами, оформлены лоджиями, протянувшимися вдоль всей центральной части фасада. В помещениях Сомерсет-хауса в 1780 г. разместилась Королевская академия.
Аббатство Фонт-хилл. Арх. Джеймс Уайет. 1796— 1807
Так называемое аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии, располагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760— 1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено архитектором Джеймсом Уайетом (1746— 1813). Как и замок Хораса Уолпола в Строуберри-хилл, аббатство Фонтхилл было материальным воплощением сооружения, описанного Бекфордом в его фантастическом романе «Ватек» . Наполненное сумрачными лабиринтами галерей и коридоров, перекрытых высокими готическими сводами, здание соответствовало романтическому настрою писателя. Извилистые парковые аллеи как будто продолжали внутренние галереи аббатства. Освещение самих галерей в свою очередь напоминало свет в парке и превращало интерьер в пейзаж, словно перенесённый внутрь здания. К сожалению, до наших дней аббатство Фонтхилл не сохранилось.
Британский Парламент в Лондоне. Арх. Чарльз Бэрри. 1840
Британский Парламент в Лондоне. Арх. Чарльз Бэрри. 1840— 68
Еще в первой половине XVIII в. в архитектуре Англии утвердился неоготический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль Парламента в Лондоне. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри (1795— 1860), известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Однако, учитывая особую роль здания Парламента как национального символа, зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. В этом архитектурном комплексе четкость и ясность планировки сочетается с живописностью: легкое кружево готического убранства придает грандиозному сооружению неожиданную легкость. Башни разной высоты делают силуэт Парламента ассиметричным; самая высокая из них — Виктория — достигает ста трех метров, Часовая — около ста метров; на Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний — Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры общей протяженностью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов. В ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (XI в. ). Внутренней отделкой Парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812— 52) — архитектор и художник, страстно влюбленный в средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более пятисот), картинами, фресками, мозаикой, витражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роскошью отделки отличается Палата лордов с оконными витражами и резным позолоченным балдахином над королевским троном.
Британский Парламент в Лондоне. Арх. Чарльз Бэрри. 1840— 68. Биг Бен
В 40 -е гг. XIX в. общество поощрения искусств, производства и коммерции выдвинуло идею провести в стране первую Всемирную промышленную выставку, где производители из разных стран могли бы продемонстрировать свою продукцию и найти новые рынки сбыта. Был объявлен конкурс на лучший выставочный павильон, в котором победил проект Джозефа Пакстона (1801— 65), который служил старшим садовником в Чатсвортском замке герцога девонширского и имел опыт постройки оранжерей… Хрустальный дворец в Лондоне. Арх. Джозеф Пакстон. 1851 Металл, стекло. Лондон, Великобритания
В 40 -е гг. XIX в. общество поощрения искусств, производства и коммерции выдвинуло идею провести в стране первую Всемирную промышленную выставку, где производители из разных стран могли бы продемонстрировать свою продукцию и найти новые рынки сбыта. Был объявлен конкурс на лучший выставочный павильон, в котором победил проект Джозефа Пакстона (1801— 65), который служил старшим садовником в Чатсвортском замке герцога девонширского и имел опыт постройки оранжерей. Выставочный павильон Пакстона, впоследствии получивший название «Хрустальный дворец» , представлял собой вытянутое прямоугольное здание из стекла и металла общей площадью семьдесят четыре тысячи квадратных метров. Здание было возведено в лондонском Гайд-парке; идея Пакстона использовать конструкции одинакового размера позволила закончить постройку всего за девять месяцев. В строительстве было задействовано пять тысяч человек. Для производства более чем 84 000 кв. м. остекления крупнейшей английской фирме, Chance Brothers, пришлось завозить на свои заводы мастеров из Франции. Выставка в целом оказалась коммерческим успехом, принеся прибыль, сравнимую со стоимостью постройки дворца. Впоследствии похожие «хрустальные дворцы» возводились для выставок в Нью-Йорке (1853), Мюнхене (1854) и др.
После закрытия выставки в октябре 1851 г. организаторы были обязаны привести Гайд-парк в первоначальное состояние. Однако Пакстон предложил устроить в здании постоянный зимний сад и добился от парламента разрешения оставить дворец на месте до мая 1852 г. В апреле 1852 г. консерваторы провели противоположное решение, приговорив дворец к разборке до основания. Конструкции дворца были проданы «на корню» металлургическим заводам Fox & Henderson. Пытаясь спасти свое детище, Пакстон основал компанию Хрустального Дворца и сумел привлечь в неё полмиллиона фунтов частных капиталов. Для переноса дворца компания приобрела 389 акров земли в Сайденхем-Хилле. 17 акров были перепроданы железнодорожной компании, построившей ветку пассажирского сообщения, огибавшую участок, и железнодорожную станцию Crystal Palace, действующую по сей день (по плану Пакстона станция должна была быть соединена с дворцом крытой остеклённой аркадой). Ещё 120 акров были проданы под жилую застройку, и новый парк приобрёл современные размеры — около 200 акров (81 га). Выкупив у Fox & Henderson металлические конструкции, компания Хрустального Дворца в августе 1852 г. приступила к строительству. Новое здание было расширено с трёх этажей до пяти, что удвоило его площадь. Залы нового дворца были декорированы копиями античных и средневековых скульптур и витражей. На работах было занято свыше семи тысяч человек. Вокруг дворца был разбит парк с двойным каскадом прудов, искусственным озером и множеством фонтанов. Работы
Новый дворец открылся 10 июня 1854 г. В первые тридцать лет первый в Лондоне тематический парк привлекал до двух миллионов посетителей в год, здесь устраивались регулярные спортивные состязания, любительские и коммерческие выставки. В концертном зале вместимостью до четырех тысяч человек с 1857 г. проводились ежегодные Генделевские фестивали. В парке, впервые в истории, были выставлены фигуры динозавров в натуральный рост. Цены на билеты варьировались от 5 пенсов до 1 гинеи. Однако доходы от эксплуатации дворца и парка едва позволяли администрации сводить концы с концами, и долг в 800 000 фунтов висел на компании Хрустального Дворца вплоть до его гибели. В начале XX в. интерес публики к старому парку угас. Последним успешным событием стали торжества в честь коронации Георга V в июне 1911 г. Это не спасло компанию от банкротства, и суд постановил продать парк и дворец с молотка. За три недели до аукциона, 9 ноября 1911 г. , мэр Кардиффа лорд плимутский, выкупил имущество компании. Лорд-мэр Лондона организовал публичную кампанию за национализацию парка, общественная подписка позволила выкупить парк в государственную собственность (1913). 30 ноября 1936 г. в Хрустальном Дворце возник пожар. Двое служителей пытались самостоятельно сбить пламя; телефонный вызов в пожарную часть был зарегистрирован лишь через час после возгорания. Первые пожарные расчёты появились на месте уже через четыре минуты, но было поздно. Несмотря на усилия нескольких сотен пожарных, к утру здание полностью выгорело. В 1990 г. в парке был открыт частный музей Хрустального Дворца.
Школа искусства в Глазго. Арх. Ч. Р. Макинтош. 1897— 99
Шотландский архитектор и художник Ренни Чарльз Макинтош (1868— 1928) — крупнейший мастер модерна на Британских островах. Макинтош возводил сооружения, напоминавшие сельские коттеджи, а также занимался декоративно-прикладным искусством. Здание Школы искусства представляет в плане прямоугольник. Фасад прорезают ряды высоких окон, перемежающиеся пилястрами оригинальной формы. Очень интересная деталь — выступающие на боковых фасадах высокие фонари с частым переплетом стекол. Макинтош использовал в сооружении элементы так называемого баронского стиля, в котором строились старинные шотландские замки.
Мост Миллениум в Лондоне. Арх. Н. Р. Фостер. 1999— 2002
Открытие моста Миллениум состоялось в присутствии королевы Елизаветы II 10 июня 2000 г. В этот день по мосту прошло 90000 человек. Сразу обнаружилось, что мост раскачивается из стороны в сторону. Через два дня мост был закрыт на реконструкцию. Исследования показали, что колебания были вызваны вхождением конструкции моста в резонанс с шагающей толпой. Решено было добавить в конструкцию 89 амортизаторов. Решение оказалось удачным, и 22 февраля 2002 г. мост открыли повторно. И хотя поперечное раскачивание было устранено, прозвище «Шаткий мост» прочно прилипло к этому грандиозному сооружению.
Аэропорт Хитроу в Лондоне. Терминал 5. Арх. Р. Роджерс. 2004— 08
Небоскреб Леденхол в Лондоне. Арх. Р. Роджерс. 2010 —
Олимпийский центр водных видов спорта в Лондоне. Арх. Заха Хадид. 2011
Жюри конкурса под председательством Ричарда Роджерса выбрали вариант Хадид из более чем 200 предложений архитектурных фирм со всего мира. Постройка с волнообразной крышей, повторяющей изгибы реки Ли, в долине которой расположился Олимпийский парк, представляет собой не только произведение архитектуры высочайшего качества, но и высокотехнологичное спортивное сооружение. В комплекс входят два бассейна длиной 50 м и еще один — для прыжков в воду. Постройка вмещает 3 500 зрителей, и еще до Олимпиады там провели несколько национальных и мировых первенств по плаванию. К Играм 2012 года количество мест было увеличено до 20 000, а после окончания соревнований снова сокращено до 3 500. Таким образом, комплекс имеет и второе назначение — спортивного центра жилого района и тренировочной базы английских спортсмено, а следовательно, рассчитан на более длительный срок использования.
Великобритания.3.часть..pptx