Архитектура Среднего Царства.pptx
- Количество слайдов: 15
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА ВЫПОЛНИЛА: ДАШКЕВИЧ ВИТАЛИЯ БФУ ИМ. КАНТА, ДИЗАЙН, I КУРС
• В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий. • Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.
• Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. • Среднее царство начинается с воссоединения Египта в 2050 году до н. э. под властью фараона Ментухотепа I из 11 династии. • Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. • Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Статуя фараона Ментухотепа I (Музей в Каире)
• Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире. • Стела семьи Ху • Стела Антефа
• Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине.
• В Среднем царстве был создан ряд архитек турных форм и композиционных приемов, по лучивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового цар ства, например ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостилъных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания).
• Уже в Среднем царстве встречается так на зываемая гаторическая колонна, получив шая особенно широкое распространение в Позднем Египте. Она имеет вид стилизованного женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из несколь ких стержней, продетых сквозь изогнутую ме таллическую полосу, насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы – богини Гатор (Хатхор). • В состав колонны, напоминающей систр, входят ствол, соответствующий ручке этого инстру мента, и высокая капитель в виде головы Гатор, над которой поднимаются выкружка и кубическое навершие.
• Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. • Наиболее значительной постройкой периода Среднего Царства является заупокойный храм фараона Ментухотепа I в южной части долины Дейр эль Бахри, недалеко от Фив, на западном берегу Нила.
• Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка. • Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. • С восточной стороны к террасе храма вел пологий пандус. От него начиналась огражденная каменными стенами мощеная дорога к нижнему храму, который не сохранился. По остаткам дорожного покрытия удалось установить, что она достигала 1200 м в длину и 33 м в ширину.
• В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона. • Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения.
• Пирамида фараона Сенусерта I в Лиште — наиболее сохранившаяся из царских усыпальниц XII династии. Ее высота 61 м, а длина стороны основания 107 м. На северной стороне пирамиды находится вход в погребальную шахту; он замаскирован стоящей здесь прямоугольной в плане молельней с плоским перекрытием. • Вход в пирамиду расположен традиционно на уровне земли в центре северной стороны и скрыт развалинами молельни. Рядом с входом — отверстие, которое проделали древние грабители. Внутреннее устройство пирамиды является чрезвычайно простым: от входа наклонный коридор по прямой спускается к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды глубоко под землёй.
• В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. • Планировка этого города, четко разделенного на районы по социальному признаку, характерна для последующих и, вероятно, для предыдущих периодов. В городе был квартал усадеб знати, квартал менее состоятельного свободного населения и, наконец, отделенный от других кварталов глухой стеной квартал рабов с предельно скученными жилищами.
• Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом. • Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе.
• Вёл Сенусерт строительство и в фиванском святилище — Карнаке. Реставрированная молельня этого фараона дает представление об египетском храме начала II тысячелетия до н. э. К прямоугольному в плане храму, стоящему на высоком цоколе, с двух сторон ведут лестницы. Храм окружен четырехгранными столбами, на которые опирается перекрытие, обрамленное вогнутым карнизом. Молельня Сенусерта производит цельное и гармоничное впечатление.
• В основном архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. • Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. • Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.
Архитектура Среднего Царства.pptx