Петербург.завершение..pptx
- Количество слайдов: 70
Архитектура Санкт – Петербурга (завершение)
Образ А. С. Пушкина, созданный М. Аникушиным, возвышен и романтичен. Лицо поэта озарено творческим вдохновением. Его фигура отличается пластичностью и четкостью силуэта. Пушкин изображен в движении, стремящимся вперед, и это ощущение порыва выразительно подчёркнуто откинутой правой рукой. Скульптор — М. К. Аникушин, архитектор — В. А. Петров
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250 -летия Ленинграда
А. М. Опекушин. Памятник Пушкину, в Москве на Пушкинской площади. 1880
Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт. Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году
В начале 1860 -х годов возникла идея к 100 -летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1/16 от натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник М. О. Микешин. Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлегает корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов. Чесменский — к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год»
Скульптуры пьедестала памятника: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов
А. А. Безбородко, И. И. Бецкой
В. Я. Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский
Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова
Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора[6]. По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе, однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским. События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877— 1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах. В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский
Величавая бронзовая фигура великой императрицы Екатерины Второй с легкой улыбкой взирает на Северную столицу. В ее руках символ императорской власти - скипетр и лавровый венок, у ног возлегает корона Российской Империи. С плеча Императрицы ниспадает горностаевая мантия, а на груди мы видим орден святого Андрея Первозванного
Скульптор – М. О. Микешин, 1873 год
Бронзовая скульптура Петра I, являющаяся современной интерпретацией знаменитой «Восковой персоны» (1725, ск. Б. Растрелли), — работа американского художника русского происхождения М. М. Шемякина. Скульптура, созданная Шемякиным, не предназначалась для какого-то определённого места и не является памятником в общепринятом понимании этого слова (сооружение, увековечивающее память о выдающемся лице или событии с однозначно положительной оценкой). Образ Петра принципиально не однозначен. Голова царя выполнена на основе прижизненной и посмертной восковых масок, снятых Растрелли с лица Петра. Однако фигура имеет подчеркнуто гротесковый характер, с нарушением естественных пропорций тела и конечностей. Художника, повидимому, интересовали прежде всего формальные приёмы отстранения, совмещения документальности и фантазии. Шемякин работал над скульптурой в течение восьми лет. Варианты этого памятника находятся в поместье художника в Клавираке (США, штат Нью. Йорк) и в Нормандии (Франция). Скульптура для Петербурга отлита из бронзы фирмой Tallix Art Foundry в г. Бикон (США, штат Нью-Йорк) в 1991 году. Шемякин принёс её в дар городу Ленинграду (возвращение Санкт. Петербургу исторического имени произошло 6 сентября 1991).
Место для установки памятника в Петропавловской крепости, недалеко от императорской усыпальницы — Петропавловского собора, — было избрано после ряда дискуссий. Архитектурная привязка, на невысоком гранитном постаменте, выполнена архитекторами В. Б. Бухаевым и А. В. Васильевым. Открытие памятника состоялось 7 июня 1991 года. Надпись на бронзовой доске, укреплённой на лицевой стороне постамента, сообщает, на русском и английском языках, об изготовителях скульптуры и использовании в работе прижизненной маски Петра, выполненной в 1719 году. На боковой стороне постамента медная табличка с надписью: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина 1991 г. Отлита в Америке» .
Здание главного Адмиралтейства. А. Захаров. Ампир.
К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством. В 1806— 1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).
Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские. В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12 ти и 6 -колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор — Ф. Ф. Щедрин)[3]. Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. Теребенев). На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиковегипетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской
Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) — комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2 -м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые
Адмиралтейство на гравюре 1716 года
В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада — обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы. 10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду — был построен прам с 18 пушками.
Адмиралтейство на гравюре 1716 года
К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П» , раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.
Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную — по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году. В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.
Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика — 65 кг, длина — 192 см, высота — 158 см.
Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года): На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта. Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль — фрегат «Орёл» , построенный в 1667— 1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел. Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. В 1732— 1738 годах архитектор И. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» . На 72 -метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней
В 1740 -х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760 -х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства. До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века). К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.
В 1806— 1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.
В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12 -ти и 6 -колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор — Ф. Ф. Щедрин). Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиковегипетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.
Собор воскресение Христова (Храм Спаса- на- крови). Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев 1883 - 1907
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля» . Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Це рковь Рождества свято го Иоа нна Предте чи (Чесме нская) — действующий православный храм в Санкт-Петербурге, находящийся на улице Ленсовета, памятник архитектуры в стиле псевдоготики. Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году. Вместе с Чесменским дворцом составлял некогда своеобразный ансамбль, обращённый к быв. Царскосельскому тракту.
Строительство храма и дворца недалеко от Путевого дворца было задумано и одобрено самой Екатериной II. По преданию, на месте храма императрица получила от курьера известие о победе в Чесменском бою. Торжественная закладка храма состоялась 6 (17) июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм строился по проекту архитектора Юрия Фельтена. Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение 24 июня (5 июля) 1780 года совершил митрополит Гавриил (Петров). На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими» . Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской» . Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место. Церковь была приписана к придворному ведомству. В 1802 году храм был передан в ведение Гоф-интендантской конторы. В связи с тем, что Чесменская церковь была холодной и не отапливаемой, 11 (23) декабря 1811 года в Чесменском дворце был освящён зимний храм Рождества Христова.
С передачей дворца Николаевской военной богадельне, храм был передан в военное ведомство. Храм был закрыт 1 июня 1919 года, но прихожане и служители храма смогли возобновить службы в новом здании — даче К. К. Вебера на Московском шоссе, 29, — где церковь просуществовала до 17 июля 1924 года. Чесменская церковь находилась на территории первого лагеря принудительных работ в Советской России. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Вместо креста на куполе были установлены скульптурные изображения наковальни, клещей и молота. После закрытия лагеря в 1924 году, с 1925 по 1930 год в Чесменской церкви находился архив Главнауки, а с 1930 года — столярные мастерские Автодорожного института. В 1930 году в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году была произведена консервация здания церкви, позднее было принято решение восстановить её как памятник архитектуры. В 1960 -е годы в Чесменской церкви начались крупные реставрационные работы по проекту архитектора А. П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы; отреставрированы интерьеры. Колокола были отлиты на заводе «Монументскульптура» . В декабре 1977 года здесь был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Военно-морского музея. 4 января 1991 года была зарегистрирована община, а 7 ноября в храме начались богослужения. 1 июля 1994 года здание церкви передано Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование[1]. Работы по восстановлению церкви начались в 1996 году, а в ноябре 1998 года иконостас, возобновлённый по чертежам, обнаруженным в Российском государственном военноисторическом архиве, был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым). Ныне в здании церкви действует воскресная школа для детей и подростков.
Каменное здание церкви построено в псевдоготическом стиле. Церковь имеет компактный «центрический» план, представляющий собой «четырёхлистник» . Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения. Стрельчатые арки, опираются на 4 пилона и объединяют эти помещения с центральным в единое целое. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен, высокие стрельчатые окна. Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками (пинаклями). Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом около 100 кг, остальные 7 малых колов укреплены в другой главе. Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой. Иконостас — восстановленная копия иконостаса, созданного по рисунку Ю. М. Фельтена.
Скульптура «Вера» над входом Скульптура «Надежда» над входом
Главный вход
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН Се верный моде рн — направление в русской архитектуре модерна, получившее развитие в основном в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в контексте стиля модерна в странах Балтийского региона, в первую очередь в таких крупных центрах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург.
Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
Развитие стиля «Северный модерн» в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль. Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна. Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Ф. Боберг и Г. Классон. Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове. Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте П. С. (арх. И. Претро) и здании страхового о-ва Россия на Бол. Морской улице (арх. Гимпель) — оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег, что впрочем не преуменьшает высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия «северный модерн» стал основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов. Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева, последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома А. Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети, в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами.
В последующие годы «северный модерн» подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Так называемый «чухонский модерн» был противопоставлен неоклассике, как подлинно национальному (имперскому) стилю. Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объёмов фасада — эркеров, балконов и силуэта кровли. Особый интерес вызывают доходные дома, построенных в 1910 — 12 годах по проектам Алексея Бубыря, и среди них — дом Капустина в панораме реки Фонтанки.
Дом компа нии «Зи нгер» (известный также как «Дом кни ги» ) — здание в Санкт. Петербурге, расположенное по адресу Невский проспект, дом 28, памятник архитектуры федерального значения, находится в государственной собственности. Арх. Павел Сюзор
Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902— 1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России» . Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Первоначально руководство компании «Зингер» , производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако здания в центре Санкт. Петербурга не могли превышать 23, 5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2, 8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега. Здание было оформлено в стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер» . Здание стало ярким образцом модерна. До 1917 года здание принадлежало компании «Зингер» . В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США[2]. С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат» ), а в 1920 -е— 30 -е годы — и другие издательства, также велась книжная торговля, а с 1938 года располагается «Дом книги» .
Елисеевский магазин. Арх. Барановский.
Здание Витебского вокзала. 1900 -1904 Архитектор: Бржозовский С. А.
На территории бывшего плаца лейб-гвардии Семеновского полка в 1837 году был построен первый в России вокзал первой в России железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург с Царским селом. Железную дорогу строил австрийский инженер профессор фон Герстнер. Он же вел по этой дороге первый поезд, названный «Проворный» . Сейчас в вестибюле вокзала установлен макет этого первого в России поезда. Само здание вокзала первоначально было деревянным и располагалось примерно на месте станции метро «Пушкинская» . В середине XIX века было построено каменное здание вокзала по проекту архитектора К. Тона. Современное нам здание было построено в 1900 -1904 годах по проекту архитекторов С. Бржозовского и С. Минаша в модном тогда архитектурном направлении «модерн» , для которого характерно свободное расположение крупных объемов соответственно их функциональному назначению. В 1900 -1904 годах возводится новое здание Витебского вокзала по проекту С. А. Бржозовского. Его новый облик с высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками, куполом и просторным вестибюлем сохранился до настоящего времени. В это же время был построен Императорский павильон. К этому павильону подавались поезда, в которых путешествовала царская семья. Главный вестибюль - основной объем вокзала выделен на фасаде смещенным вправо ризалитом. Большую часть сильно выдвинутого вперед ризалита занимает огромное арочное витражное окно. Высота вестибюля - больше двадцати метров, завершает его купол. Вход в вестибюль оформлен тремя козырьками, ажурный узор которых не повторяется. Справа фасад скруглен и оформлен сдвоенными стилизованными под дорические колоннами, между которыми находятся окна со своеобразными балкончиками. Слева над фасадом возвышается часовая башня
В 1908 году архитектор Ф. И. Лидваль разработал проект гостиницы «Астория» .
Шестиэтажное, с мансардным этажом, оно превосходит по высоте другие здания на Исаакиевской площади. Нижние этажи облицованы гранитом. В граните высечены овальные медальоны с гирляндами и маски над окнами. Третий, четвертый и пятый этажи объединены широкими каннелированными пилястрами, несущими сильно выступающий карниз. Простенки шестого этажа украшены рельефными вазами. К достоинствам архитектурного решения фасадов здания следует отнести сдержанность декоративного оформления, что частично искупает недостаток гармония объема здания с окружающими строениями. Характерна для своего времени внутренняя отделка гостиницы. Вестибюль, парадную лестницу, большой банкетный зал и другие помещения Лидваль отделал в стиле модерн, сочетая его мотивы с декоративными элементами классицизма. Здание в основных чертах сохранило свой первоначальный облик и служит наглядным образцом архитектурных исканий 1910 -х годов.
Доходный дом Лидвалей. Ф. Лидваль. 1899 – 1904 годы
Двухэтажный особняк швейцарского подданного, главы портновской мастерской Э. Г. Фолленвейдера был построен в 1904— 1905 годах в духе северного модерна с элементами неоготики. Его автор — архитектор Роберт -Фридрих Мельцер.
Доходный дом И. В. фон Бессера строился под руководством русского архитектора А. М. Кочетова. Есть и другая версия, согласно которой авторство проекта принадлежит финскому специалисту Карлу Шульману, а строительство было завершено в 1901 году.
Отдельным направлением стиля модерн стал Северный модерн. Этот интересный стиль появился под влиянием скандинавской неоромантической архитектуры. Памятников архитектуры северного модерна в России не много, их можно встретить только в Петербурге и в Выборге. Это направление имеет основные характерные черты модерна, дополнительно к которым фасады с напоминанием о суровой северной природе. При возведении зданий архитекторы широко использовали приемы сочетания гранитной отделки со штукатуркой; кровля имела остроугольные крыши; широко использовались эркеры, шестиугольные окна; в качестве декора — стилизованные барельефы на скандинавские темы.
Доходный дом Путиловой(Дом с совами) в Санкт. Петербурге (Большой проспект Петроградской стороны, д. № 44). Северный модерн, 1906 — 1907, арх. И. А. Претро
Доходный дом Э. Л. Нобеля (Санкт-Петербург, Лесной проспект, дом № 20). Северный модерн, 1910— 1912, архитектор Ф. И. Лидваль
Модерн в архитектуре Петербурга Особня к Кшеси нской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул. ), дом 2 -4 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт. Петербурге. Построен в 1904— 1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.
Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом. Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, начиная с середины 1980 -х, частично восстановлено.
Петербург.завершение..pptx