Архитектура Санкт - Петербурга. Новое..pptx
- Количество слайдов: 143
Архитектура Санкт– Петербурга. Новое.
Стрелка Васильевского острова — восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы. Неогре к — архитектурный стиль, возникший в 1820 -х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860 -х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.
У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек» , стояли француз Анри Лабруст (1801— 1875) и немец Лео фон Кленце (1784— 1864). Оба архитектора, принадлежавшие к разным поколениям, начали профессиональную деятельность уже после падения наполеоновской империи, давшей имя стилю ампир, когда в архитектуре доминировала ранняя эклектика. Их последователь, шотландец Александр Томпсон (1817— 1875), воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson). Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны — железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями (необарокко, неоренессанс, в России — «русский стиль» К. А. Тона и т. д. ). 1830 -е годы в Европе — расцвет историзма.
Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в 1719 — 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений — здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В начале 1720 -х вдоль Большой Невы заложили фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который с 1727 года был отдан Академии наук. Но северный берег оставался портовым районом, менее благоустроенным. Здесь вдоль Малой Невы по проекту Трезини возвели Гостиный двор (1722 -35, сохранился фрагмент), а также дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных. В 1730 -е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория.
В 1750 -е посередине площади по проекту И. Я. Шумахера был поставлен специальный павильон для Готторпского глобуса. Согласно плану 1767 года, утверждённому Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза (1795— 1797). В 1805— 1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов[1]. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826— 1832 годах
Ростра льная коло нна (лат. columna rostrata, от лат. rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).
Первое такое сооружение — Ростра — было сооружено на форуме в Риме в честь победы над карфагенянами в морском сражении при Милах в период 1 -й Пунической войны (в 260 до н. э. ). Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Традиция их строительства восходит к древнеримскому обычаю воздвижения столба, украшенного трофеем, отбитым у врага, который был перенесен с сухопутных сражений на морские. Наиболее известные из расположенных в России Ростральных колонн: Ростральные колонны в Санкт-Петербурге расположены на стрелке Васильевского острова перед зданием Биржи, архитектор Тома де Томон. Изображена на банкноте достоинством 50 рублей образца 1997 года, а также на 50000 рублей образца 1995 года ЦБ России. Во Владивостоке — на въезде в город. Верхняя часть владивостокской ростральной колонны изображена на банкноте достоинством 1000 рублей образца 1995 года ЦБ России, которая была выведена из обращения 1 января 1998 в связи с
Здание Двенадцати коллегий — здание на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722 -1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт. Петербургский университет. В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы. В здании Двенадцати коллегий снимались отдельные сцены фильма Георгия Данелия «Осенний марафон» .
Кунстка мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
Кунсткамера (нем. Kunstkämmer — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» .
Страна Россия Санкт-Петербург Санкт. Местоположение Петербург, Университетская набережная, дом 3 Архитектурный стиль петровское барокко Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Архитектор Савва Чевакинский, Роберт Марфельд Первое упоминание 1714 год Строительство 1718— 1734 год
Здание для Академии наук было построено в 1783 -1789 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги. До этого Академия, созданная императором Петром I в 1725 году, располагалась сначала на Петроградской стороне, затем переместилась на Васильевский остров в бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны, рядом с Кунсткамерой и отчасти в помещения самой Кунсткамеры. Здание, построенное в духе строгого классицизма, входит в ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной и играет важную роль в застройке этой части набережной Невы. Здание Петербургской Академии наук на Васильевском острове (Университетская наб. д. 5)
Здание Академии наук было одной из первых построек Кваренги в Санкт. Петербурге. Своими монументальными архитектурными формами, строгим портиком и четким объемом оно выделяется среди других построек этой части набережной Невы. Здание Академии наук, как и все здания великого мастера, отличает четкость композиции, совершенная гармония пропорций и тонкая прорисовка деталей. Здание поставлено на высокий цокольный этаж, облицованный гранитными плитами, который как бы «приподымает» , делает более четкой основную часть здания. Его облик полон мужественной силы и спокойного достоинства. Величественное здание Академии наук является памятником архитектуры и представляет собой замечательный образец архитектуры классицизма второй половины XVIII века. Фасад трехэтажного здания Академии украшен восьмиколонным портиком ионического ордера с фронтоном. По бокам портика расположены две гранитные лестницы, которые ведут на площадку перед входом в центральный вестибюль на первом этаже. Скупой декор гладких стен - карнизы и подоконные тяги - подчеркивает монументальность строения. Окна без наличников в свое время вызвали неудовольствие президента Академии наук Екатерины Воронцовой-Дашковой, которая попросила архитектора смягчить чрезмерную, как ей казалось, аскезу декора.
Несмотря на то, что по мнению Кваренги статусу такого здания более подходит строгое, скупое оформление, он сделал для президента уступку, и окна кабинета Дашковой оформил по ее желанию. Внутренние помещения здания в результате реконструкций претерпели изменения. До наших дней первоначальную отделку конца XVIII- начала XIX века сохраняют только парадная лестница и конференц-зал. По стенам конференц-зала проходит широкий скульптурный фриз работы скульптора К. Гофферта. Полуциркульная ниша западной стены украшена колоннами коринфского ордера из искусственного мрамора. Падуги расписаны в начале XIX века Ф. Рихтером. В зале проходят торжественные заседания и конференции. В 1818 году президентом Академии наук стал граф С. Уваров, при котором было создано «Особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных» - Азиатский музей. В Азиатский музей были переданы восточные древности, собиравшиеся с петровских времен и хранившиеся в Кунсткамере. Со временем при музее образовались библиотека и востоковедческий научный центр. В 1831 году за зданием Академии наук, был построен особый Музейный флигель Академии, который довершил оформление существовавшей еще тогда Коллежской площади и куда были перемещены коллекции Азиатского, Ботанического и Зоологического музеев Академии наук. Флигель, в основном повторяющий облик здания Новобиржевого Гостиного двора Д. Кваренги, был построен по проекту архитектора И. Ф. Лукини. В конце XIX века коллекции были переведены в другие здания, а в помещениях Музейного флигеля разместились склады, книжная лавка, академическая типография. В этом же флигеле были квартиры профессоров Академии: А. М. Бутлерова, И. П. Павлова, А. П. Карпинского, А. Н. Крылова.
С Академией наук тесно связано имя великого ученого, основателя русской науки, Михаила Васильевича Ломоносова, дарования которого были чрезвычайно многогранны. В 1764 году им была создана мозаичная картина «Полтавская баталия» , которая с 1925 года украшает парадную лестницу здания Академии наук. После перевода Президиума Академии наук СССР в 1934 году в Москву, в здании на Неве остались архив, библиотека и Ленинградский научный центр НИИ СССР. Музейный флигель в 1950 -1960 годах занимал Институт теоретической астрономии АН СССР. В наши дни здесь размещаются издательство «Наука» , НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. После перевода Президиума Академии наук в Москву в главном здании на набережной Невы осталось несколько институтов и научных обществ; сохраняется отделение русского языка, истории, физико-математических наук.
Здание гостиницы «Астория» в Санкт -Петербурге
Здание гостиницы «Астория» было построено в 1911— 1912 годах, автором проекта является известный петербуржский архитектор Ф. И. Лидваль. Свое необычное название отель получил в память о изысканных гостиницах Нью-Йорка, владельцами которых были братья Асторы. Гостиница «Астория» была построена вместо стоящего здесь до конца XIX века особняка князя А. Львова. В начале следующего века участок со стоящими на нем постройками выкупило акционерное общество с туманного Альбиона «Палас-Отель» с целью открыть здесь новую гостиницу с роскошными номерами. «Астория» открыла свои двери для посетителей 23 декабря 1912 года. С момента своего открытия и по сей день эта гостиница пользуется репутацией самого комфортабельного отеля не только Петербурга, но и всей Европы.
Таври ческий дворе ц — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведена в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.
Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад. В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также базируется петербургский филиал телерадиокомпании «Мир» . От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка. В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792— 1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.
Ограда Таврического дворца
Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаваньюковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858— 1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский). В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793— 1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями. В 1783— 1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.
Бенжамин Петерсен, «Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)
Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В 1906— 1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов). С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов. 5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
Зал заседаний государственной Думы
Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт. Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки. (пл. Растрелли, 3/1)
Страна Россия Санкт-Петербург, площадь Город Растрелли, 1 Конфессия Православие Епархия Санкт-Петербургская Тип здания Собор Архитектурный стиль Барокко Автор проекта Б. Ф. Растрелли Строитель Х. -Л. Кнобель Основатель Елизавета Петровна Первое упоминание 1745 год Дата основания 1748 год Строительство 1746— 1835 годы Дата упразднения 1931— 1990 годы Объект культурного наследия Статус РФ Состояние действующий
В 1740 -е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю. М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93. 7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.
Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» ( «Вот это храм!» ).
Дворе ц Белосе льских-Белозе рских; Се ргиевский дворец — дворец в Санкт. Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «второго барокко» .
В 1847— 1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя К. Э. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века. Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских. Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.
Моско вский вокза л (до 1924 — Николаевский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Главный. Расположен по адресу: Площадь Восстания, 2. Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. Здание возведено в 1847— 1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве.
Дата открытия: 1847 Прежние названия: Санкт-Петербург-Николаевский Тип: Пассажирская Архитекторы: К. А. Тон Выход к: Площадь Восстания Расположение: Санкт-Петербург, Невский пр. , дом 85
Миха йловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма. В здании находится Государственный Русский музей. Архитектор Карл Росси. Годы создания: 1819 - 1825
В основном идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. В 1798 году император приказал откладывать деньги для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца. Архитектором строящегося Михайловского дворца был Карл Росси. Над проектом дворца архитектор начал работать с 1817 года, когда хотели устроить новую резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, а затем — на месте дома Чернышёва (там впоследствии был построен Мариинский дворец)[1]. После решения о начале строительства дворца на этом пустыре, архитектор начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы
Храмы Санкт - Петербурга Андре евский собо р (официальное название — собор святого апостола Андрея Первозванного) — действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6 -й линии, памятник архитектуры XVIII века. От Андреевского собора происходит название Андреевского рынка.
Храм построен в смешанном стиле, близком к стилю «ренессанс» . Главный купол Андреевского собор обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объём с двухъярусной шатровой колокольней (1784— 1786). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами. Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но по мнению искусствоведов, лучшим его украшением является резной позолоченный трёхъярусный иконостас во вкусе Растрелли, высотой 17 метров (8 сажень). В один из периодов истории собора даже его крыша окрашивалась в зелёный цвет (зелёный — цвет орденской мантии). Тип здания Собор А. Ф. Вист либо Автор проекта А. А. Иванов Строительство 1764— 1780 годы
Морско й собо р святи теля Никола я Чудотво рца — последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в 1903 -13 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830 -х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма. Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.
*Город: Кронштадт, Якорная площадь, 1 *Конфессия: Православие *Епархия: Ставропигиальный *Тип здания: Собор *Архитектурный стиль: неовизантийский *Автор проекта: В. А. Косяков *Первое упоминание 1897 год *Строительство 1903— 1913 годы
Фасад, выходящий на Якорную площадь
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п. , так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Мозаика - франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр. ), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).
Иконостас Морского Никольского собора (современный вид)
Интерьер собора (современный вид)
Собор Владимирской иконы Божией Матери или просто Владимирский собор — действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт -Петербурге. Посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.
Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви были утрачены в середине XX века. Архитектурный стиль переходный от барокко к классицизму Автор проекта Хр. -Л. Кнобель (? ), П. А. Трезини (? ), Дж. Кваренги, А. И. Мельников, Ф. И. Руска, А. Л. Гольм Первое упоминание 1747 год Строительство 1761— 1769 годы
Собо р Влади мирской ико ны Бо жией Ма тери — действующий православный собор в городе Кронштадт
Архитектурный стиль: смешение неорусского и неовизантийского Автор проекта: Д. И. Гримм Строитель Х. И. Грейфан Строительство 1875— 1879 году годы Каменный храм построен в виде пятинефной базилики в смешанном стиле, включающем элементы русской архитектуры XVII века. При этом формы и декор трех алтарных апсид, а также галерея-паперть, находящаяся с западной стороны, выглядят эклектично.
Екатери нинский собо р в Пушкине — воссозданный (2007— 2010) после разрушения православный храм на Соборной площади, в центре города.
Архитектурный стиль: псевдовизантийский Архитектор: К. А. Тон Строительство: 1835— 1840 годы Кафедра льный собо рный храм Христа Спаси теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви Архитектурный стиль Русско-византийский Автор проекта Константин Тон Архитектор Тон, Константин Андреевич
Князь-Влади мирский собо р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766— 1773 годах. Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.
Собо р Никола я Чудотво рца (в па мять импера тора Па вла I) — православный храм в Павловске Архитектурный стиль: неорусский Автор проекта: А. И. фон Гоген Строитель: В. Л. Гофман Строительство: 1900— 1904 годы
Нико льский морской собо р (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Тип здания: Собор Архитектурный стиль: Русское барокко Автор проекта: С. И. Чевакинский Строительство: 1753— 1762 годы год Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755— 1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.
Собо р Свя тых Петра и Па вла — православный храм в Петергофе. Расположен в Новом Петергофе, на берегу Ольгина пруда, на Санкт. Петербургском проспекте, вблизи дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» .
Собор был построен в формах русского зодчества XVI— XVII веков. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров. Стены, облицованные темно-красным и светло -жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами. На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии. Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным
Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея. Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Римляныни; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской. Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев. Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось
Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым. В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников» . В часовне собора имелись лишь два захоронения - генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (18551906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930 -х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля). Тип здания: Собор Архитектурный стиль: Неорусский Автор проекта: Н. В. Султанов Строитель: В. А. Косяков Строительство: 1894— 1904 годы
Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм. С 1918 года — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок. Один из немногих сохранившихся участков первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Франческо. Бартоломео Растрелли.
Тип здания Домовый храм Архитектурный стиль Рококо Автор проекта Ф. -Б. Растрелли Основатель Елизавета Петровна Первое упоминание 1735 год Строительство 1753— 1762 годы
Софи йский собо р — традиционное название Вознесенского собора в бывшем городе София (часть современного Пушкина).
Тип здания: Собор Архитектурный стиль: Ранний классицизм Автор проекта: Ч. Камерон, И. Е. Старов; колокольня — Л. Н. Бенуа Основатель: Екатерина II Первое упоминание: 1780 год Строительство: 1782— 1788 годы, колокольня в 1904 году годы Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах. Основной кубический объем увенчан 5 главами на невысоких цилиндрических барабанах. Фасады отмечены портиками дорического ордера. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проёмами. На стенах храма в круглых нишах в 1999— 2009 годах были установлены мозаики, выполненные мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой, (на западном фасаде) и эмалевые изображения.
Вид собора с востока. Фото 1890 года
Вид собора с юго-запада. Фото 1970 -х гг
Иконостас главного придела. Фото 1900 -х годов
Памятник Александру Невскому на прилегающей к храму территории
12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750 -летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий» . Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано « 1240— 1990» ; на бюсте — «Александр Невский» . Высота бюста — 0, 8 м, высота постамента — 3, 8 м.
Спа со-Преображе нский собо р (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.
Тип здания: Собор Архитектурный Классицизм стиль: Автор проекта: М. Г. Земцов, П. А. Трезини, В. П. Стасов Основатель: Елизавета Петровна Первое упоминание: 1743 Строительство: 1825— 1829 год
Тро ице-Изма йловский собо р (Тро ицкий собо р) — православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб. Гвардии Измайловского полка.
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе. Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев. Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым. В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы» .
Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей. На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877— 1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов. К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата. В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году ( «утилизирована» при закрытии собора в 1938 году). Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский» . Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.
Па мятник Сла вы был воздвигнут в Санкт. Петербурге перед Троицким собором в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русскотурецкой войне 1877— 1878 годов. Памятник был сооружён в 1886 году по проекту Д. И. Гримма и обошёлся в 200 тыс. рублей. 12 октября 1886 года Триумфальный монумент открывал лично Император Александр III.
Памятник представлял собой 28 -метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие. С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля. В 1925 году захватившие власть в стране большевики предполагали заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года мемориальный комплекс был разобран и позже переплавлен. По одной из легенд, все дело заключалось в дружбе с Турцией, которая сочла оскорбительным существование в «дружественном» СССР такого памятника.
В 1969 году на месте колонны установили монумент В. П. Стасову, архитектору собора. Его поставили к 200 -летию со дня рождения зодчего (1769— 1848). Это был бюст, установленный на длинный металлический постамент. Вокруг разбили сквер. В 2004 году монумент архитектору перенесли в Музей городской скульптуры на временное хранение с целью установки на Троицкой площади воссозданного Памятника русской воинской славы. Открытие последнего состоялось 1 октября 2005 года. Отливкой пушек занимался Новолипецкий металлургический комбинат.
Памятник Славы в 1886 году
Торжественная церемония открытия памятника перед Троицким собором. 1886 год
Собо р Фео доровской ико ны Бо жией Ма тери (официально Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300 -летия царствования Дома Романовых; в обиходе (1920 -е) — Романовская церковь) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт. Петербургской епархии Русской православной церкви (находится в процессе восстановления). Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных
Тип здания: Собор Архитектурный стиль: Неорусский Автор проекта: С. С. Кричинский Строительство: 1911— 1914 год Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI-XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров. Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт. Петербурга, двух городов — столиц России. Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона[11]. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «Мозаичный Спас» . Среди многочисленных колов на колокольне собора были в том числе и «именные» , посвящённые каждому из членов семьи Николая II. На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.
Фео доровский Госуда рев собо р — православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка.
Тип здания: Собор (храм)|Собор Архитектурный: стиль неорусский Автор проекта: В. А. Покровский Основатель: Николай II Первое упоминание: 1909 год Строительство: 1909— 1912 годы
Строился в 1909— 1912 годы по поручению императора Николая II как церковь для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, освящён 20 августа (2 сентября) 1912 года. С 1933 по 1991 год храм был закрыт. Лопа тка (ли зена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены). Расположенный на самом высоком месте[16], собор главенствует над всеми постройками Фёдоровского городка. Собор состоял из двух церквей — верхняя церковь, вместимостью до 1000 человек, с главным престолом во имя Фёдоровской иконы Божией Матери и боковым приделом святителя Алексия, митрополита Московского (устройство и освящение которого к 1917 году так и не было доведено до конца); нижняя церковь — пещерный храм преподобного Серафима Саровского. Обширный фундамент, заложенный ещё А. Н. Померанцевым, дал возможность при сокращении размеров храма, по чертежу В. А. Покровского, устроить ряд второстепенных низких помещений для папертей, часовен, входов и ризницы. Основной объём храма четырёхстолпный кубический, крестово-купольной системы. Однообразные плоскости стен нарушаются слегка выделяющимся лопатками, легким аркатурным поясом и лепными российскими гербами на царском крыльце. Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В. А. Фролова.
Мозаика парадного входа. Фото 2009 год
С западной стороны : Парадный вход декорирован большим мозаичным панно с изображением Фёдоровской иконы Божией Матери с предстоящими святыми. Над этим входом находится небольшая звонница с тремя арками и колоколами. В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами закладки и освящения храма, а также с именами строителей. В храм ведёт лестница красного гранита. Этим входом пользовались в редких случаях во время больших праздников. Повреждённая мозаика была восстановлена художниками В. Н. и Н. Лупановым с учениками.
Приходские церкви Це рковь свято го Алекса ндра Не вского — недействующий православный храм в Петергофе, в парке Александрия. В обиходе известен как Капе лла.
Церковь расположена на открытом возвышенном месте. Здание построено в неоготическом стиле. Отсюда её второе обиходное наименование — Капелла. Квадратное в плане здание имеет трехгранный выступ алтарной апсиды, по углам — двадцатиметровые восьмигранные башни со шпилями из чугуна, завершенные золочёными крестами. Храм оформлен порядка тысячью художественными деталями, отлитыми в 1832 году на Александровском литейном заводе из чугуна по моделям М. Соколова. Из медных листов были выбиты 43 статуи по моделям скульптора В. И. Демут. Малиновского. Над каждым порталом устроено круглое окнороза с витражом, исполненным на Санкт-Петербургском стеклянном заводе, над которыми расположено по фигуре ангела. Цветные стёкла вставлены в стрельчатые окна. В отделке интерьера были использованы мотивы готики. Внутренняя роспись церкви была выполнена художником А. Нефом.
Тип здания: Церковь Архитектурный стиль: неоготика Автор проекта: К. Ф. Шинкель Строитель: А. Менелас, И. Шарлемань Основатель: Николай I Дата основания: 1829 Строительство: 1831— 1833 годы
Благове щенская це рковь (храм Благовещения Пресвятой Богородицы) — православная церковь на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
Тип здания Церковь Архитектурный барокко стиль Первое 1741 год упоминание Строительство 1750— 1762 годы
Тро ицкая церковь (1785— 1790, архитектор — Н. А. Львов) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, расположена по адресу проспект Обуховской Обороны, д. 235. Построена в стиле русского классицизма. Полное название — Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха» , которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи.
Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой ротонду с колоннадой из 16 -ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана. Наружные стены выкрашены в жёлтокоричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный. На втором ярусе устроены овальные окна, верхняя часть стен завершается фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Из-за отсутствия подкупольного барабана алтарная часть храма слабо освещена; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри оно выглядит гораздо больше, чем снаружи. В интерьере стены круглого зала окрашены в голубой цвет и декорированы пилястрами коринфского ордера, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов. Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности.
Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса. Яруса на фасадах отделены друг от друга карнизом. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне, в верхней части всех четырёх стен, имеется по два маленьких окна. Звонница в колокольне устроена следующим образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах устроены небольшие арки, в нижней части огражденные металлической решёткой. Толщина арок увеличивается по мере наклона стены, верх арок декорирует сандрик. Выше звонницы на всех стенах колокольни нарисованы небольшие циферблаты (при этом каждый из них "показывает" разное время). Венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом. Несмотря на всю свою оригинальность храм, построенный как усадебный, оказался неудобен для богослужений в качестве приходского. Для увеличения площади храма в 1858 году к входной части был пристроен притвор, а к алтарной − тамбур.
Тип здания Церковь Архитекту классициз рный м стиль Автор Н. А. Льво проекта в Основател А. А. Вязем ь ский Строитель 1785— 1790 ство годы
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская церковь) — православная церковь в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице, 35 -а (проспект Чернышевского, 3). Названа в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» .
Архитектурный стиль: Классицизм Автор проекта: Луиджи Руска Строительство: 1817— 1818 годы
Пантелеи моновская це рковь (официальное название — церковь святого великомученика и целителя Пантелеимона) — православный приходский храм в Санкт-Петербурге (Санкт. Петербургская епархия), находящийся на пересечении улицы Пестеля и Соляного переулка (ул. Пестеля, д. 2 -а). Памятник архитектуры XVIII века в стиле барокко. Наряду с Никольским морским собором — храм в Петербурге, посвящённый русской воинской морской славе. Архитектор: А. Коробов.
Це рковь Свято й Мари и Магдали ны — православный храм в Павловске, первое каменное здание города. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви
Павловск, Садовая ул. , дом 17 Конфессия Православие Епархия Санкт-Петербургская Тип здания Церковь Архитектурный стиль классицизм Автор проекта Дж. Кваренги Первое упоминание 1781 год Строительство 1781— 1784 годы
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика города. Поэтому в 18161817 гг началась реконструкция церкви за казённый счёт по проекту архитектора Стасова, продолжавшаяся до 1823 года. Фасад здания украсили барельефами Демута-Малиновского «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста» . Интерьер церкви был украшен художниками С. А. Безсоновым и Ф. П. Брюлловым. Лепщиком был Н. П. Заколупин, а резной иконостас был изготовлен скульптором Крейтаном. В 1826 году на первом этаже была установлена «печальная колесница» , на которой было доставлено тело Александра I. Также церковь известна тем, что 1 февраля 1837 года в ней состоялось отпевание Александра Сергеевича Пушкина. 2 марта 1857 года здесь была отслужена первая в России панихида по скончавшемуся в Берлине Глинке
Свя то-Иси доровская це рковь (Церковь Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца) — приходской православный храм в Санкт-Петербурге, находящийся на пересечении Лермонтовского проспекта и проспекта Римского. Корсакова у Могилёвского моста. Построена в 1903— 1907 годах по проекту архитектора A. A. Полещука.
Тип здания Церковь Архитектурный стиль Русско-византийский Автор проекта A. A. Полещук Строительство 1903— 1907 годы
Церковь Ми лующей иконы Божией Матери — действующий православный храм в Санкт-Петербурге. Назван в честь иконы Божией Матери «Милующая» ( «Достойно есть» ). Заложен в 1889 году в память коронования Александра III и Марии Фёдоровны. Освящен в 1898 году.
Архитектурный Неовизантийский стиль В. А. Косяков, Автор проекта Д. К. Пруссак Строительство 1889— 1898 годы
Каменная церковь, увенчанная пятиглавием построена в стиле храмов древней Византии и немного напоминает Софийский собор в Константинополе. Высота церкви от поверхности земли до подножия креста на главном куполе достигает 42 метров. Купола имеют гладкую сферическую форму. Центральный купол, имея гораздо больший размер, чем остальные, возносится вверх и как бы подпирается снизу четырьмя малыми подкуполами, всего лишь наполовину выступающими из здания в виде апсид. В древневизантийской архитектуре такие купола называются конхи. Барабан каждого купола опоясывает аркада из окон, что было весьма характерно для византийского стиля. На барабане основного купола имеется 18 окон, на конхах — по 8. В таком же стиле решена и колокольня, равная по высоте малым куполам. Вместо окон её опоясывает аркада из 6 проёмов для звонницы.
Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт - Петербурге
Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе. Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-
Характеристика псевдорусского стиля Лицо глядящее назад, — это архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом преравнодушно отпускающих товар на аршин и на фунт, — стоит только протянуть руку и достать с полки. Угодно — вот Вам пять аршин «греческого классицизма» , а нет — вот три с четвертью «итальянского Ренессанса» . Нет, не годится? — Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаточек первейшего сорта «рококо Луи-Кенз» , шесть золотников «готики» , а то вот целый пуд «русского» . В. В. Стасов
Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в. , и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений эклектического архитектурного стиля историзм. Наряду и в противовес эклектическому стилизаторству чужеземных архитектурных стилей и форм с 1870 -х годов в России возникли новые идеологические предпосылки обращения к русскому национальному наследию, его изучению, интерпретации и стилизации.
Художественные поиски современного архитектурного стиля во многом определялись идеями народнического движения, охватившего широкие слои разночинной демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи. Идеализируя крестьянскую общину и видя в ней ячейку социализма, народники считали крестьянство главной революционной силой. Народническое движение являлось важной частью растущего рабочего движения в новой революционной ситуации. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма, пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI —XVII вв. Известный историк и археолог И. Е. Забелин (1820— 1908 гг. ) обосновал археологическую теорию русского стиля, исходя из самобытности народного зодчества. Идеализируя его, он писал: «Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка. . . По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности» .
И. Е. Забелин считал, что храм Василия Блаженного воплощает «своенародные и самобытные черты, . . . а треугольник и кружало, шатер и бочка не только главные формы покрытий, но и главные мотивы декора» . Русский стиль он связывал лишь с внешней формой. Такая позиция и предопределила воспроизведение или стилизаторство деталей русской архитектуры XVI—XVII вв. Наряду с этим архитектор В. О. Шервуд (1833— 1897 гг. ) высказывался за более глубокое проникновение в историю русского стиля, трактуя его не как арифметическую сумму форм, а как систему закономерностей средневекового национального зодчества.
Национальный стиль, поиски которого начались еще в 1830 -х годах и завершились официальным утверждением руссковизантийского стиля, в 1870 -х годах приобрел иной характер — псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной демократической идеологией. Известные исследователи русского зодчества средних веков Л. В. Даль, И. Е. Забелин, А. М. Павлинов, Н. В. Султанов и В. Суслов своими трудами оказали большое влияние на формирование псевдорусского стиля конца XIX в. Его утверждению способствовало также и то, что по мере развития капитализма международные связи России все больше расширялись, вследствие чего она все чаще участвовала в международных торгово-промышленных выставках, на которых все страны, в целях рекламы, стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Подобная тенденция была свойственна и России, для чего был очень удобен псевдорусский стиль. Русские павильоны были оригинальны, нарядны, выразительны и привлекали внимание вычурностью богатого декоративного убранства, заимствованного из крестьянского деревянного зодчества и народного прикладного искусства.
В 1872 г. на Политехнической выставке в Москве архитектор В. А. Гартман (1834— 1873 гг. ) выстроил деревянные павильоны, красиво декорированные резьбой по дереву и другими украшениями в духе народного творчества. Затем архитектор И. П. Ропет (псевдоним И. Н. Петрова, 1845— 1908 гг. ) возвел русские павильоны на выставках в Париже (1878 г. ), Копенгагене (1888 г. ) и Чикаго (1893 г. ), демонстрируя неиссякаемую фантазию на тему русской архитектуры и стилизаторства народного зодчества. В. А. Гартман и И. П. Ропет были активными проводниками псевдорусского стиля, одну из вариаций которого называют «ропетовщиной» . Их своеобразным архитектурным «манифестом» были выстроенные ими в Абрамцеве под Москвой в 1873 г. «Теремок» (воспроизведение крестьянской рубленой избы) и художественная студия. После сооружения в 1872 г. в Москве деревянного особняка Пороховщикова в псевдорусском стиле (арх. А. Л. Гун, 1841 — 1910 -е годы) журнал «Зодчий» писал: «Желательно, чтобы дерево не служило исключительным материалом для построек в русском стиле, но чтобы они возводились из кирпича и в более обширных размерах» . Распространению этого художественного направления способствовал выход в свет в 1875 г. тиража «Мотивы русской архитектуры» , изданного В. А. Гартманом и др. В обеих столицах возводились крупные жилые и общественные здания, фасады которых были до предела измельчены кирпичной выкладкой, иногда имитирующей даже резьбу по дереву. Характерными примерами псевдорусского стиля в Петербурге являются доходный дом Васина на Театральной (пл. Островского) площади (1878— 1879 гг. ; арх. Н. П. Басин, 1876— 1910 -е гг. ), а в Москве — Исторический музей (1875— 1881 гг. , арх. В. О. Шервуд и инж. А. А. Семенов).
«Ропетовское» направление, при котором стилизовались прежде всего формы и детали народного зодчества, вскоре вытесняется более широким охватом источников ретроспективизма — допетровского зодчества, главным образом архитектуры XVII в. Это направление псевдорусского стиля приобрело особое значение в связи с конкурсом на разработку проекта храма Воскресения Христова ( «на крови» ) в Петербурге на месте убийства императора Александра II на набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала. Первый тур конкурса не удовлетворил Александра III, который выразил желание, чтобы архитектура этого храма «следовала XVII веку, образцы коего встречаются, например, в Ярославле» . Это «высочайшее повеление» было воспринято как официальное указание на стилизацию русского зодчества именно XVII в. Утвержденный в 1882 г. проект храма, разработанный архитекторами А. А. Парландом и И. В. Макаровым (1842— 1920 гг. ), представляет собой пример эклектической стилизации русской архитектуры XVI и XVII вв. с явной попыткой воспроизведения московского храма Василия Блаженного, его асимметричного многоглавия и узорочья. Этот храм (1887— 1907 гг. ), несмотря на очень высокий технический уровень выполнения, отличается перегруженностью сухими и измельченными деталями. Ретроспективизм русской допетровской архитектуры знаменовался рядом крупных общественных сооружений в Москве.
К ним относятся здание Городской думы (ныне Центральный музей В. И. Ленина), возведенное в 1890— 1892 гг. (арх. Д. Н. Чичагов, 1835— 1894 гг. ), и Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), сооруженные на Красной площади в 1889 — 1893 гг. (арх. А. Н. Померанцев, 1848— 1918 гг. ). Фасады этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII в. совершенно не соответствуют внутренней функциональной и архитектурно-пространственной их организации. Большие залы в здании Думы и четыре ряда двухъярусных галерей в Торговых рядах решены на основе достижений строительной техники тех лет с применением верхнего света, металлических структур, не нашедших отражения в облике зданий. Становилось все более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.
Здание Исторического музея, Москва. Архитектор В. О. Шервуд.
Це рковь Воскресе ния Христо ва у Варша вского вокза ла Тип здания: Церковь Архитектурный стиль: Псевдорусский стиль Автор проекта: Г. Д. Гримм при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна Основатель Александро. Невское братство трезвости Первое упоминание 14 августа 1894 года Строительство: 25 июля 1904— 1905 годы, освящён 14 декабря 1908 года годы
Богоявлéнская церковь — православный храм в псевдорусском стиле, расположенный в Санкт-Петербурге на Гутуевском острове по адресу: Двинская ул. , д. 2.
Трёхглавый храм построен по образу и подобию обетного храма в Борках. Стены из красного кирпича не оштукатурены. Центральный большого размера купол имеет луковичную форму и поставлен на высокий барабан, окружённый поясом окон и кокошников, купол украшали рельефные узоры. Две малые главы — шатровые. Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня с стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом. Величественный храм стал великолепным украшением панорамы Обводного канала и реки Екатерингофки. Золотую луковицу можно видеть даже от Варшавского вокзала. Церковь отличалась богатым внутренним убранством, низкий одноярусный фаянсовый «под слоновую кость» иконостас с бронзовыми царскими вратами был удостоен медали на парижской выставке 1900 года. Все стены, своды и купол храма были расписаны изнутри.
Вид на церковь с Гутуевского моста
Тип здания Церковь Архитектурный стиль Псевдорусский стиль. Автор проекта В. А. Косяков, Б. К. Правдзик Строительство 1889— 1899 годы
Архитектура Санкт - Петербурга. Новое..pptx