моск 15 16 17.ppt
- Количество слайдов: 55
Архитектура русского централизованного государства
Звенигород. Успенский собор на Городке. 1399 г. Построен по заказу князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского
Ансамбль Московского Кремля
А. Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. Москва основана в 1147 г. Юрием Долгоруким Первые деревянные стены на Боровицком холме возведены в 1156 г. Белокаменные стены построены в 1366 -1367 гг.
Существующие кирпичные строились при Иване III в 14851495 гг. , завершены в 1516 г. (Иван III с 1462 – великий князь, в 1472 женился на византийской принцессе Софье Палеолог. 1478 – присоединение Новгорода 1480 – конец татаро-монгольского ига 1485 – присоединение Твери с 1485 именуется государем Всея Руси)
Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Руффо и др. Московский Кремль. Стены и башни. 1485 -1495 гг. Общая протяженность стен 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина от 3, 5 до 6, 5 м
Площадь Кремля 27, 5 га. Стены включают 20 башен. Пьетро Антонио Солари. Спасская, Никольская, Водовзводная башни 1490 -91. Выс. 71 м Антон Фрязин. Боровицкая башня. 1488 Тайницкая башня. 1485 Алевиз Фрязин (Миланец). Троицкая башня. 1495 -1499. Выс. 80. Кутафья башня
Аристотель Рудольфо Фиораванти (ок. 1415 - не ранее 1486). Успенский собор Московского Кремля. 1475 -1479
Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. 1475 -1479 гг.
Особенности Успенского собора Московского Кремля - выполнен из белого камня, а барабаны, своды, столбы - из кирпича, - введены металлические внутристенные и проемные связи, - под каменный фундамент вбиты дубовые сваи, - пространственный крест не выделен, все ячейки одинакового размера, - рукава креста перекрыты крестовыми сводами, - наряду со столбами в алтаре в основной части интерьера использованы колонны, - хоры отсутствуют, - пятиглавие сдвинуто к востоку, - боковые апсиды почти скрыты стенами, - прясла расчленены пилястрами, - идеологически и композиционно храм ориентирован на Успенский собор Владимира, о владимиро-суздальском зодчестве говорит и аркатурно-колончатый пояс, - лаконизм фасадного решения напоминает Софию Новгородскую, - перспективный портал с «дыньками» отвечает раннемосковской традиции
Благовещенский собор Московского Кремля. Построен псковскими мастерами в 1484 -1489. Перестроен в 1564
Благовещенский собор. Иконостас 1405 г. (Феофан Грек, Андрей Рублев и др. ) Сохранился, несмотря на пожар 1547 г.
Алевиз Новый. Архангельский собор Московского Кремля. 1505 -1509 гг. Кирпич с белокаменными деталями. Имеет дополнительное помещение на западе – паперть с хорами для великих княгинь. Членение фасадов на этажи не соответствует интерьеру. Широкое использование ордерных элементов и белокаменные раковины в закомарах придают зданию облик ренессансного палаццо
Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата Московского Кремля. 1487 -1491. Высота белокаменного здания 20 м, толщина стен 1, 5 м. Оконные проемы изменены в XVII в.
Церковь Иоанна Лествичника «иже под колоколы» . 1329 г. Представляла собой восьмерик. Реконструкция Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого. 1505 -1507. Построена в память об Иване III. Имеет фундамент диаметром 25 м, заглубленный на 4, 3 м, толщина стен в цокольной части - 5 м.
Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого. 1505 -1507. Фундамент диаметром 25 м, заглубленный на 4, 3 м, толщина стен в цокольной части - 5 м. В 1532 -1543 гг. Петрок Малый пристроил церковь Вознесения, а в 1600 гг. при Борисе Годунове добавили ярус к столпу, и он приобрел высоту 81 м. В 1624 г. Б. Огурцов возвел Филаретову пристройку. В 1812 г. все здания, кроме столпа, были взорваны.
Архитектура XVI в. Многообразие конструктивных типов храмов
В 1510 присоединен Псков, в 1514 взят Смоленск, в 1523 присоединен последний – Северский – удел. В 1552 г. покорено Казанское ханство, в 1554 – Астраханское ханство. В 1547 г. Иван Грозный венчается на царство Продолжается строительство крестовокупольных четырехстолпных храмов и шестистолпных соборов по образцу Успенского собора московского Кремля Церковь Преображения в Вязёмах (быв. Вотчине Годуновых). 1598– 1600 Успенский собор Троице-Сергиева монастыря. 1559 -1585
Бесстолпные храмы со ступенчатыми и сомкнутыми сводами
Москва. Церковь Трифона в Напрудном (быв. великокняжеском имении). Сер. 1470 -х – сер. 1480 х гг. Барабан изначально не имел окон. В решении фасадов сочетаются новгородские, псковские и раннемосковские приемы
Церковь Трифона в Напрудном. План, разрез, свод. Крещатый свод включает 4 распалубки и 4 крестообразно врезанных в них цилиндрических или стрельчатых свода, на пересечении которых - световая глава. Изобретен московскими зодчими (гипотеза С. Заграевского)
Псков. Церковь Покрова и Рождества Богоматери от Пролома. 1581 г. Несущая главу арка, в свою очередь, становится ступенчатой. Дальнейшее усложнение конструкции предполагает ступенчатое расслоение свода на арки
Москва. Старый (Донской) собор Донского монастыря (1591 -1593) Приделы, трапезная и колокольня – XVII в. Предположительно Федор Конь. Свод – сочетание крещатого и ступенчато-арочного
Столпообразные храмы
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. 1547 или 1551 г. Построен либо в память венчания Ивана Грозного на царство, либо в моление о сыне
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Высота центрального столпа 34, 5 м, боковых – 17 м
Шатровые храмы
Причины появления шатровых храмов: - влияние древнерусской деревянной архитектуры (восьмерик на четверике, шатровое завершение известно еще в домонгольский период); - влияние архитектуры древнерусских деревянных крепостных башен; - развитие композиционной идеи храмов с повышенными подпружными арками; - влияние столпообразных церквей-колоколен (типа церкви Иоанна Лествичника); - влияние поздней западноевропейской готики
Церковь Вознесения в Коломенском. 1530 -1532 гг. Пьетро Аннибале (Петрок Малый). Высота 62 м, внутреннее пространство 8, 5 х8, 5 м
Церковь Вознесения в Коломенском. Разрез. Переход от четверика к восьмерику выполнен при помощи разгрузочных арок. На фасаде этот переход маскируют ступенчатые килевидные арочки и стрельчатые тяги. С восточной на галерее стороны находится каменный трон
Барма и Постник Яковлев. Покровский собор «что на рву» в Москве. 1555 -1561 гг. Высота собора 60 м
Покровский собор – памятник победам над Казанским и Астраханским ханствами в 1552 -1554 гг. Является, наряду с Коломенской и Дьяковской церквами, храмом-памятником
Храм включает девять столпообразных объемов, симметрично расположенных на высоком подклете, предназначенном для хранения государственной казны, вокруг центрального по принципу вписанных квадратов. Для сравнения – план собора св. Петра в Риме (Д. Браманте, 1503) 1. Церковь во имя cв. Василия, московского юродивого 2. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 3. Церковь во имя священномучеников Киприана и Иустины 4. Церковь во имя Трех Патриархов Константинопольских 5. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы 6. Церковь во имя Александра Свирского 7. Церковь во имя cв. Николы Великорецкого 8. Церковь св. Варлаама Хутынского 9. Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. 10. Церковь во имя священномученика Григория, епископа и просветителя Армении
Особенности Покровского собора - собор включает девять самостоятельных храмов, посвященных святым и священным событиям, дни празднования которых совпадают с датами побед Казанского похода, - центральный объем завершен шатром, символизирующим Покров Богоматери, остальные - куполами, - столпы-восьмерики чередуются с объемами, тяготеющими в плане к квадрату, центральный – восьмерик на четверике, - храм задуман как всефасадный, -внутренние пространства малы по сравнению с внешним объемом, - с любой точки зрения в силуэте читается три башни, -апсида главного объема трапециевидна, - за главным алтарем имеется еще один храм, - храм символизирует Небесный Иерусалим, - в деталях можно выделить влияние деревянной, крепостной архитектуры, готические и ренессансные элементы и даже сходство с разрушенной во время похода казанской мечетью
Архитектура I трети XVII века
Москва. Церковь Покрова в Рубцове (вотчине Романовых под Москвой). 1619 -1626. Построен в память победы в праздник Покрова над польскими войсками Владислава в 1612 г. и окончания смуты Крещатый свод со ступенчатыми распалубками. Над приделами - глухие главы, над основным объемом - световая
Углич. Успенская «Дивная» трапезная церковь Алексеевского монастыря. 1628. Впервые использованы глухие шатры. Предположительно построена в память о защитниках монастыря в период интервенции
Бажен Огурцов и Христофор Галловей. Шатер Спасской и Царская башни Кремля. 16241625
Архитектура середины – второй половины XVII века
Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. Теремной дворец Московского Кремля. 1635 -1636
Теремной дворец
Москва. Церковь Троицы в Никитниках. 1631 -1653. К церкви примыкают 2 придела (южный – усыпальница), 2 трапезных, галерея с шатровым крыльцом и шатровая колокольня
Особенности церкви Троицы в Никитниках - динамичная композиция, - усиление роли света (увеличение окон), - асимметричная планировка, - маскировка конструкций: кокошники скрывают сомкнутый свод, боковые главы являются декоративными, членение стен не соответствует бесстолпному интерьеру, - использование ордерных форм как декоративных, - все эти особенности вызывают ассоциации с приемами европейского барокко, - изобилие декоративных элементов, свойственное «узорочному стилю» или «узорочью»
Москва. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (на развилке дорог в Тверь и Димитров). 1649 -1652.
Ярославль. Церковь Ильи Пророка. 1647 -1650 Построена на средства купца Скрипина Все главы храма световые
Ярославль. Ансамбль в Коровниках. 1649 -1654, 1669, 1680 -е. На средства купцов Неждановских. Церкви Иоанна Златоуста и Владимирская
Архитектура конца XVII века
Москва. Церковь Покрова в Филях (быв. имение Нарышкиных). 1693 -1694 «Яркий дом» В. ван ден Хойвеля в Амстердаме (1617)
Особенности церкви Покрова в Филях как памятника «нарышкинского барокко» - сложность планировочного решения, - криволинейность очертаний плана и объема, - центричность, - использование типа «тетраконх» , - многоярусное высотное развитие композиции, - композиция «восьмерик на четверике» , - тип «иже под колоколы» , - контраст красного и белого в декоре фасадов, - усиление роли света в интерьере, - сложный белокаменный декор фасадов с использованием ордерных элементов, «петушьих гребешков» и т. п. , - динамика и экспрессия образа
Яков Бухвостов. Церковь Троицы в с. Троице-Лыково (быв. имение Нарышкиных). 1698 -1704 Церковь Спаса в с. Уборы (быв. имение Шереметевых). 1694 -1697
Москва. Новодевичий монастырь. Основан в 1524
Яков Бухвостов. Успенский собор в Рязани. 1693 -1699 Дорофей Мякишев. Успенский собор в Астрахани. 1698 -1710
Сольвычегодск (Архангельская обл. ). Введенский собор. 16891693 Основной трехсветный объем поставлен на подклет (с зимней церковью) и окружен галереей «Строгановский стиль»
Церковь Знамения в с. Дубровицы (быв. имение Бориса Голицына) 1690 -1704 «Голицынский стиль»
Церковь Знамения в Дубровицах
моск 15 16 17.ppt