Архитектура русского авангада.pptx
- Количество слайдов: 81
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО АВАНГАРДА Конец 1910 -х - 1920 -е годы краткий, но чрезвычайно насыщенный событиями период в жизни нашей страны: в 1917 г. к власти пришли большевики, и советскому государству, претендовавшему на построение нового мира, требовалась совершенно иная, чем прежде, архитектура. В связи с этим декларировалась свобода от всяческих "оков", в том числе канонических, стилевых, что предоставило неограниченные возможности для всех видов творчества. Именно столь резкому повороту не столько в политике, сколько в сознании людей мы обязаны бесценным наследием русского авангарда.
Ру сский аванга рд — общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850, а поздние — к 1960 годам. К русскому авангарду можно отнести различные новаторские направления в российском искусстве, обозначавшиеся терминами «модернизм» , «новое искусство» , «футуризм» , «кубофутуризм» , «левое искусство» и др.
Моисей Я ковлевич Ги нзбург ковлевич нзбург (4 июня 1892 — 7 января 1946) — советский архитектор и автор теоретических работ по конструктивизму, один из лидеров конструктивизма. Окончил Коммерческое училище, затем уехал во Францию, где занимался в Парижской академии изящных искусств, Архитектурной школе Тулузы и Миланской академии художеств. В 1914 возвращается в Россию и продолжает образование на архитектурном отделении Рижского политехникума. В 1917 получает диплом инженера-строителя. Приступает к первой работе — строительству особняка в Евпатории, в проекте которого заметен интерес зодчего к модерну. C 1921 преподает в МВТУ и во ВХУТЕМАСе, разрабатывает вопросы архитектурной композиции.
В 1923 опубликовал доклад «Ритм в архитектуре» , а в 1924 — книгу «Стиль и эпоха» . В ней Гинзбург прогнозирует пути развития современной архитектуры, её связи с техническим прогрессом и социальными изменениями. Эти работы во многом способствовали созданию теоретической основы конструктивизма, который вскоре оформился как самостоятельное архитектурное направление. В 1925 Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов, в которое вошли ведущие конструктивисты. Одновременно с теоретической работой Гинзбург в первой половине 1920 -х гг. создаёт проекты Дворца труда, Дома текстилей, Крытого рынка, Дома Оргаметалла, Дома Русгерторга (все в Москве), Дома Советов в Махачкале, Дома правительства в Алма. Ате. Во второй половине 1920 -х он занимается преимущественно проблемами жилья: строит жилой дом сотрудников Госстраха на Малой Бронной (1926 -27, совместно с В. Владимировым), жилой дом-коммуну Наркомфина с обобществлённым коммунальнобытовым обслуживанием на Новинском бульваре (1928 -29, совместно с И. Милинисом).
М. Я. Гинзбург. Проект дома акционерного общества «Оргметалл» в Москве. 1926— 1927 гг.
Жилой дом бывш. Госстраха, 1928 г. , арх. Гинзбург М. Я. Общий адрес – Бронная М. ул. , д. 21/13
М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной Охитович и др. Проект жилого здания ячейки для «семейного коллектива» . 1929 ( «товарищеская коммуна» ). 1929 г. г.
Дом Наркомфина (1930) Жилой дом-коммуна Народного комиссариата финансов. Архитекторы М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис.
На рубеже 1920 -30 -х гг. Гинзбург увлекается идеями дезурбанизации и принимает участие в проектировании «Зелёного города» — большого жилого района в предместьях Москвы. В начале 1930 -х гг. возглавляет группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. По проекту Гинзбурга строится санаторий Наркомтяжпрома им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске (1935 -37). В годы Великой Отечественной войны Гинзбург возглавляет в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 проектирует и строит жилой поселок для горняков Подмосковного угольного бассейна. Одной из последних работ Гинзбурга был проект восстановления разрушенного фашистами Севастополя (1943 -44).
Комплекс на ул. Малышева-Хохрякова. Построен в начале 1930 -х гг. Архитекторы М. Я. Гинзбург, А. Л. Пастернак, С. Я. Прохоров. Фотография второй половины 40 -х годов
Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архит. М. Гинзбург
Сопоставление проекта с представленными на конкурсе показало, что из четырех объективных показателей качества зрительного зала проект М. Гинзбурга — лучший по трем (минимальный объем зала, минимальный угол расположения мест, лучшая акустика), а по четвертому (максимальное удаление зрителя от сцены — оно равняется 45 м) уступает лишь проекту бригады архитекторов-урбанистов. Сценографический замысел состоял в сочетании глубинной портальной сцены, на которой с помощью системы плунжеров создавался амфитеатр, увеличивавший вместимость зала на 4 тыс. чел. , с возможностью трансформации партера и просцениума путем поворота их на 180°. При этом широкая сценическая площадка получала развитый в глубину просцениум или превращалась в сцену-арену.
«Текстильщик» (ныне «Радуга» , 1936 г. архитектор М. Я. Гинзбург),
Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе, 3 корпус, Россия, Кисловодск. 1935 -1937 гг. , М. Я. Гинзбург, Е. М. Попов, И. И. Леонидов, И. И. Шпалек
Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе, 1 корпус, Россия, Кисловодск. 1935 -1937 гг. , М. Я. Гинзбург, Е. М. Попов, И. И. Леонидов, И. И. Шпалек
Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе, 2 корпус, Россия, Кисловодск. 1935 -1937 гг. , М. Я. Гинзбург, Е. М. Попов, И. И. Леонидов, И. И. Шпалек
Илья Алекса ндрович Го лосов (1883— 1945) — советский архитектор, работавший в стиле символического романтизма и конструктивизма. В 1898 году был принят в Строгановское художественно-промышленное училище. По окончании полного курса поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году, получив звание архитектора. Во время учёбы работал помощником у таких архитекторов и художников, как Иван Кузнецов, Сергей Соловьёв, Алексей Щусев, Игорь Грабарь. Занимался обмерами памятников архитектуры и оформлял их для «Истории русского зодчества» и журнала «Старые годы» .
Первые работы отличаются стилевым разнообразием. По проектам Голосова было построено несколько особняков, в том числе особняк Зимина в Киржаче (1912) и особняк Зуева в Москве (1913). Он спроектировал также несколько доходных домов и церквей. В 1918— 1923 годах Голосов принимает активное участие в конкурсах на малоэтажные жилые дома и различные общественные и хозяйственные сооружения для села, используя традиции народного жилища и опыт пригородного строительства. В 1920 году Голосов примкнул к направлению «символического романтизма» и занял в нём место признаного лидера. Проекты этих лет имеют подчеркнутую динамичность: радиостанция (1921), конный завод в Останкине (1922), Дворец труда в Москве (1923).
С 1925 г. Голосов создаёт множество конструктивистских проектов: «Дом текстиля» (1925, совместно с Б. Улиничем), Русгерторг (1926), Электробанк (1926), Дом культуры имени Зуева (1928). В своих проектах он сплавляет в единое целое крупные формы с простой геометрией (куб, параллелепипед и цилиндр), длинные плоскости фасадов разбивает переплётами окон. Голосов являлся членом Объединения современных архитекторов (ОСА) вместе с Моисеем Гинзбургом, братьями Весниными, Иваном Леонидовым и другими. Один из самых значительных проектов Ильи Голосова 30 -х годов, выполненный в постконструктивистском стиле — это жилой дом на Яузском бульваре в Москве (1936— 1941). С 1919 года по 1945 год Голосов преподавал архитектуру в различных учебных заведениях, в том числе, во ВХУТЕМАСе. ВХУТЕИНе (руководил архитектурной мастерской совместно с К. С. Мельниковым) и в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Постройки: - Здание Северного страхового общества, совместно с И. И. Рербергом, В. К. Олтаржевским и М. М. Перетятковичем (1909— 1911, Москва, Улица Ильинка, 21 -23) - Дом культуры имени С. М. Зуева (1926— 1928, Москва, Лесная улица, 18) - Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» , совместно с Д. Д. Булгаковым (1934, Москва, Арбат, 57) - Главный корпус Калмыцкого педагогического института (1932, Элиста, ул. Пушкина, 11) - Жилой дом (1934— 1936, Москва, Долгоруковская улица, 5) - Жилой дом (1939, Москва, Спиридоньевский переулок, 8) - Жилой дом (1936— 1941, Москва, Яузский бульвар, 2/16) - Жилые дома в Автозаводском районе (1938, Горький, проспект Октября)
Проект Дворца труда в Москве. Один из предварительных вариантов. 1922 -1923 гг. Архитектор Илья Голосов
Конкурсный проект Русгерторга в Москве. 1926 г. Архитектор Илья Голосов
Проект перекачивающей станции Азнефть. 1928 г. Архитектор Илья Голосов
Дом культуры имени С. М. Зуева , 1928 г.
Конкурсный проект Электробанка в Москве (1926). Архитектор Илья Голосов
Дом книги. И. Голосов, П. Антонов, А. Журавлев. 1934 гг.
И. Голосов. Яузский бульвар — жилой дом. 1934 — 1936 гг.
Жилой дом на Яузском бульваре, 1936— 1941 гг.
Школа профсоюзного движения, эскиз, 1938 г.
Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске. 1931 г. Архит. И. Голосов
Алексе й Ви кторович Щу сев (1873— 1949) — русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). В 1891— 1897 годах Щусев учился в петербургской Академии Художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина.
В 1918— 1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва» , на стадии первых эскизов не согласившись с версией далее отошедшего от этой работы И. В. Жолтовского. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план Москвы 1935 года план реконструкции столицы, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина 27 января 1924 года. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранити лабрадоритом. Очень важно, что Мавзолей хорощо вписался в ансамбль Красной площади, не нарушив историческую среду.
Мавзолей Ленина на Красной площади. 1924 г. , А. В. Щусев.
В 1925— 1926 годах А. В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А. В. Кузнецов). В 1926— 1929 годы А. В. Щусев работал директором Третьяковской галереи. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов (автор проекта, сотрудник мастерской Щусева А. В. Снигарев), не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В. М. Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства» .
Новаторским по архитектуре был его конкурсный проект здания Центрального телеграфа. Щусев оказал в данном случае сильную конкуренцию братьям Весниным и оставил далеко позади в отношении новаторства реализованный проект И. И. Рерберга. В русле выразительной и подчеркнуто новаторской архитектуры общеевропейского уровня им (с соавторами Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым) был в 1928 -33 годах разработан блестящий проект здания Наркомзема, практически полностью осуществленный. Таковы по стилистике были им же спроектированные санаторий в Мацесте (1927— 1931), здание Механического института на Большой Садовой улице в Москве(сейчас здание принадлежит Военному университету), дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.
Здание Наркомзема, 1928 -1933 г. , А. В. Щусев (с соавторами Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым)
санаторий № 7 (ныне НИИ Курортологии и физиотерапии), 19281929 гг. , архитектор А. В. Щусев.
В процессе реконструкции Москвы 1930 -х годов А. В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны. Самым значительным и частично осуществленным был проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, в результате частичной реализации его появился полукруглый жилой дом (Ростовская набережная, д. 5). В это время мастерская спроектировала еще один жилой дом (дом артистов ГАБТ в Брюсовом переулке, а также жилой дом Академии наук СССР на Калужской улице). По проектам мастерской А. В. Щусева, где работало множество сотрудников, были построены Большой Москворецкий мост (инженер, его брат П. В. Щусев), советское посольство в Бухаресте, здание гостиницы «Интурист» в Баку (1934 год), здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство театр оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году).
Полукруглый жилой дом (Ростовская набережная, д. 5), 1930 г. , А. В. Щусев
Театр оперы и балета в Ташкенте, А. В. Щусев (закончено в 1947 году).
1935 году проведён конкурс на застройку академгородка за площадью Калужской заставы. Конкурс выиграл Щусев, возглавивший специально созданную для решения этой крупномасштабной задачи мастерскую «Академпроект» , которой в московском районе Черёмушек предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений. Из множества институтов до войны были построены только: Институт генетики (работы над ним были завершены в 1939 году), хотя были созданы также проекты зданий института Институт органической химии, Физического института, Института металлургии и Институт точной механики и вычислительной техники. Все эти проекты были осуществлены только в послевоенные годы. До войны для Академии наук был построен новый жилой дом на Большой Калужской улице, куда в 1939 году переселился и сам А. В. Щусев.
А. В. Щусев. Здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси. 1938 г. Фасад
А. В. Щусев. Филиал Института марксизма-ленинизма в Тбилиси. 1938 г. План и разрез.
В. Е. Татлин. Проект «Башни III Интернационала» . 1919 г.
В. Г. Шухов. Радиобашня на Шаболовке в Москве. 1922 г
К. С. Мельников. Проект павильона СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже. 1925 г.
И. В. Жолтовский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарнопромышленная выставка в Москве. 1923 г. Генеральный план.
0. Р. Мунц, В. А. Покровский, Н. П. Гундобини др. Волховская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина. 1918 — 1926 гг
Братья Веснины: Александрович (1883— 1952) Виктор Александрович (1882— 1950) Леонид Александрович (1880— 1933) Родиной братьев Весниных был волжский городок Юрьевец, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода. Там в купеческой семье в небольшом имении, принадлежавшем матери, прошли первые годы жизни братьев. Виктор родился 28 марта 1882 г. , Леонид-28 ноября 1880 г. , Александр — 16 мая 1883 г. С раннего возраста мальчики были увлечены рисованием и живописью. Родители поддерживали интересы сыновей и всячески способствовали их художественному развитию.
Родиной братьев Весниных был волжский городок Юрьевец, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода. Там в купеческой семье в небольшом имении, принадлежавшем матери, прошли их первые годы жизни братьев. Виктор родился 28 марта 1882 г. , Леонид-28 ноября 1880 г. , Александр — 16 мая 1883 г. . С раннего возраста мальчики были увлечены рисованием и живописью. Родители поддерживали интересы сыновей и всячески способствовали их художественному развитию. Виктор одновременно с младшим братом Александром закончил Московскую практическую академию, а затем с 1901 по 1912 г. учился в Петербургском институте гражданских инженеров.
В 1923— 1925 гг. в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 20 -х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени. Однако, на одном из первых конкурсов 1923 г. , проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда, получила третью премию. В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос» .
В 1930 г. Виктор Александрович вместе с братьями принимал участие в международном конкурсе на сооружение Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). В Театре должны были проходить массовые народные действа, в которых могли бы принять участие тысячи человек. Устроители конкурса заявили о необходимости создания театрального помещения нового типа, в котором наряду с обычными драматическими постановками, могли бы проведены митинги, демонстрации, спортивные и цирковые представления. Ядром композиции авторы сделали большой овальный зал, вместимость которого варьировалась за счёт трансформаций от 4 до 6 тыс. зрителей. Столицу перенесли из Харькова в Киев, и работа над проектом прекратилась.
А. А. , В. А. и Л. А. Веснины. Проект Дворца Труда в Москве. 1922— 1923 гг.
Среди работ Весниных 30 -х — начала 40 -х годов заслуживает внимания эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941). Работали над домами в поселке Сокол.
Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины, 1930 -1936 гг.
В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский. Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина в Запорожье. 1927 — 1932 гг
В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский. Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина в Запорожье. 1927 — 1932 гг
В. А. Веснин. Проект Дворца Советов, 1932 г.
В. А. , Л. А. , А. А. Веснины. Дворец культуры автозавода им. И. А. Лихачева в Москве. 1932 — 1937 гг
Л. А. , В. А. и А. А. Веснины. Дворец культуры автозавода им. И. А. Лихачева в Москве. 1932 -1937 гг. План первого этажа
Братья Веснины, Проекты здания Наркомтяжпрома (1935, 1936)
Здание Наркомата тяжелой промышленности, А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934 гг.
«Горный воздух» (бывший корпус № 8 санатория «Заря» , 1936 г. , архитекторы братья А. А. и Л. А. Веснины),
Другие проекты авангарда в России:
И. И. Леонидов. Проект Дома промышленности. 1930 г.
М. О. Барщ, М. И. Синявский. Планетарий в Москве. 1929 г
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. Драматический театр им. А. М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930 — 1935 гг
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. Драматический театр им. А. М. Горького в Ростове-на-Дону
С. Е. Серафимов, С. М. Кравец и др. Ансамбль площади Дзержинского в Харькове. 1925 — 1934 гг
И. И. Малоземов, Г. М. Орлов, В. М. Орехов, В. С. Андреев, Г. Н. Дмитриевская. Большое Запорожье. Макет планировки. 1929 — 1932 гг
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. Библиотека им. В. Н. Ленина в Москве. 1928 — 1940 -е гг.
Ансамбль площади Ленина в Ереване. 1926 — 1940 гг. Проект планировки А. И. Таманяна.
Главный вход стадиона «Динамо» (ЦДКА), Москва, Сокольники. Архитекторы О. Л. Лялин и В. О. Мунц, 1935 год.