Скачать презентацию Архитектура Руси X-XIII в в Части Скачать презентацию Архитектура Руси X-XIII в в Части

архитектура Киевской Руси.ppt

  • Количество слайдов: 46

 Архитектура Руси X-XIII в. в. Архитектура Руси X-XIII в. в.

Части православ ного храма Части православ ного храма

Словарь n n n n n Апсида - полукруглый или граненый выступ здания. Хоры Словарь n n n n n Апсида - полукруглый или граненый выступ здания. Хоры - Место в церкви, где размещается хор певцов. против алтаря, балкон для публики. В православных церквах место это называется клирос и находится у бокового входа в алтарь. Неф- вытянутое помещение, ограниченное со сторон рядом колонн или столбов. Глава (купол) - покрытие круглого или мноугольного пространства в зданиях и храмах, в форме полушария Барабан – сооружение, на котором возвышается глава Закомары- полукруглое завершение ч. наружной стены Алтарь-часть храма за иконостасом Царские врата – врата в алтарь Портал – вход в зрам

n n n n Амвон- возвышенное место среди церкви или перед царскими вратами для n n n n Амвон- возвышенное место среди церкви или перед царскими вратами для чтения, проповеди, архиерейского облачения. Солея - возвышенное место в вост. части христианского храма, простирающееся во всю его ширину перед и за иконостасом. На высоте С. находится алтарь. Престол- "место невидимого присутствия самого Бога", на котором совершается бескровное жертвоприношение. Жертвенник Горнее место - у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его - сидения для священников. Аркатурный пояс –лента украшений, опоясывающая храм Крестово-купольный храм – тип православного храма Гульбище – внутренняя галерея храма

Великий Новгород 859 г. Великий Новгород 859 г.

Новгородский Кремль Новгородский Кремль

Новгородская София 1045 -1050 Дубовая София «о тринадцати верхах» над Единственная каменная рекой Волховом Новгородская София 1045 -1050 Дубовая София «о тринадцати верхах» над Единственная каменная рекой Волховом в конце постройка XI в. Епископской улицы сгорела в 1045 г. , а новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) построил каменный храм

 «Где святая София, там и Новгород» В Мартирьевской паперти - Святые Константин и «Где святая София, там и Новгород» В Мартирьевской паперти - Святые Константин и Елена (1052 г. ) На месте сгоревшей Софии в 1167 году былинный гость Садко Сытинич построил храм Бориса и Глеба.

Росписи «Спас на престоле» n и «Апостолы Петр и Павел» ”. n Росписи «Спас на престоле» n и «Апостолы Петр и Павел» ”. n

 В соборе хранится национальна реликвия – икона Божией Матери «Знамение» , в 1170 В соборе хранится национальна реликвия – икона Божией Матери «Знамение» , в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев 1170 г.

Легенда о спасении Новгорода от суздальцев легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами» Легенда о спасении Новгорода от суздальцев легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами»

Бронзовые двери Софийского собора Восточную часть южной Мартирьевской паперти Новгородской Софии занимает придел Рождества Бронзовые двери Софийского собора Восточную часть южной Мартирьевской паперти Новгородской Софии занимает придел Рождества Богоматери, созданный в середине XI в. При входе в придел висят двухстворчатые двери.

Сион из Софийского собора Сион из Софийского собора

Памятник тысячелетия России М. Микешин Памятник тысячелетия России М. Микешин

Музей деревянного зодчества церковь Рождества Богородицы и Успения Богородицы Музей деревянного зодчества церковь Рождества Богородицы и Успения Богородицы

Церковь Андрея Стратилата, 1440 г. Церковь Федора Стратилата на Ручью Церковь Андрея Стратилата, 1440 г. Церковь Федора Стратилата на Ручью

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена на средства богатых новгородских купцов. Строительство было завершено Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена на средства богатых новгородских купцов. Строительство было завершено в 1207 году. После пожара 1340 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в 1345 году.

Спаса Преображения на Ильине улице 1374 Спаса Преображения на Ильине улице 1374

Юрьев монастырь Юрьев монастырь

Киев n n Город был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы- 14 Киев n n Город был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы- 14 м. тянулись более чем на 3 км. На валах были воздвигнуты деревянные стены. Было построено несколько ворот, один из которых назывались ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА. Киев был достойным соперником Царьграда.

988 г. - крещение Руси n n 1 -ый каменный храм на Руси – 988 г. - крещение Руси n n 1 -ый каменный храм на Руси – Успения Богородицы (Десятинная церковь) 889 г.

Софийский собор, 1037 г. построен в честь победы над печенегами Ярославом Мудрым в 1037 Софийский собор, 1037 г. построен в честь победы над печенегами Ярославом Мудрым в 1037 г.

5 -нефный и 5 -папсидный храм c 13 главами. 5 -нефный и 5 -папсидный храм c 13 главами.

План – схема Софийского собора План – схема Софийского собора

Реконструкция Реконструкция

Макет Макет

Декор Софийского собора Мозаикой было украшено (греки) главные части интерьера (алтарь и подкупольное пространство). Декор Софийского собора Мозаикой было украшено (греки) главные части интерьера (алтарь и подкупольное пространство). Главные персонажи мозаики представлены в порядке значимости. n

Интерьер Софийского собора Интерьер Софийского собора

В куполе – изображение Иисуса Христа Вседержителя (Пантократор) в окружении 4 архангелов (д-тр 4 В куполе – изображение Иисуса Христа Вседержителя (Пантократор) в окружении 4 архангелов (д-тр 4 м)

В простенах барабана (между окон) помещены 12 фигур апостолов. В простенах барабана (между окон) помещены 12 фигур апостолов.

Мозаичное изображение Богоматери- Оранты (5, 5 м. ) Защитница Киева (Символ Церкв Небесной). Мозаичное изображение Богоматери- Оранты (5, 5 м. ) Защитница Киева (Символ Церкв Небесной).

Семья Ярослава Мудрого Семья Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый – Софийски собор Ярослав Мудрый – Софийски собор

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей» . Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей» . Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019— 1054). n Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020 -х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году. n В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью» . Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «. . . заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши» . Собор, таким образом, строился с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских» . n Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов. n В 1950— 1960 -е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве ( Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. — Л. , 1982. С. 13. ). n Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. n Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича ( плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. n Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. n С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, повидимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг. n Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. n Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого , расположенной на западной стене двухъярусной аркады. n В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки. n Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI—XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей. n Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. n София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа. n Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны.

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота в Киеве

Владимирские храмы Успенский собор Владимирские храмы Успенский собор

Андрей Боголю бский Андрей Боголю бский

Храм Покрова на Нерли Храм Покрова на Нерли

n Древней церкви нежный силуэт Отразился в зеркале реки, И струится лучезарный свет Храма, n Древней церкви нежный силуэт Отразился в зеркале реки, И струится лучезарный свет Храма, что воздвигнут на Нерли. Белый, легкий, устремленный ввысь Словно камнем обернулась песня. Словно лебедь, осеняет мыс И готов умчаться в поднебесье. Церковь ту построил князь Андрей, Праздник чтя, не думая о славе; Храм, пройдя века до наших дней, Все грустит о юном Изяславе. Матерь Богородица родная! Русь возьми под свой святой Покров Пусть она живет, беды не зная, И минует вражеских оков.

Дмитриевский собор во Владимире - на – Клязьме Дмитриевский собор во Владимире - на – Клязьме

 Собор Св. Георгия в Юрьеве - Польском Собор Св. Георгия в Юрьеве - Польском

Боголюбово Боголюбово

Золотые ворота во Владимире Золотые ворота во Владимире