9-12 вв архитектура.ppt
- Количество слайдов: 35
Архитектура Руси 10 -13 в. Выполнила: Мухина Юлия
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец X—XVII вв. ) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г. ). Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию» , - писал А. С. Пушкин.
При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством, неизвестным ранее восточным славянам. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укреплялось международное положение Киевской Руси. Помимо Киева большую роль играли такие города, как Чернигов, Полоцк, лежащий в северных истоках пути «из варяг в греки» Новгород. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце X в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленые храмы, и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, воспринятой затем искусством Киевской Руси.
Софийский собор в Киеве. Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г. , скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Строительство храма осуществлялось скорее всего в 1030 -х гг. , предположительно в 1037 г. , и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта. . Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом.
Софийский Собор в Новгороде. Софийский Собор в Великом Новгороде является древнейшим каменным храмом России. Собор воздвигнут в Кремле при старшем сыне Ярослава Мудрого князе Владимире в 1045 -50 гг как общегородской храм. Здесь хранилась казна города, в ризнице накапливались великолепные изделия серебряников, златокузнецов, вышивальщиц. На полатях располагалась древнейшая библиотека. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13 -главого деревянного храма 989 года, однако на том же месте, а севернее.
Город киевского князя Ярослава "Мудрого" окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3, 5 километра. Они проходили по нынешним улицам центральной части Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади. Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это удивительное творение древнерусских зодчих — мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывало восторг современников и навевало ужас на врагов своей неприступностью.
На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158– 1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде «город камен именем Боголюбый» . Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вёз с собой чудотворный образ Божией Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатёр для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божия Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона «Боголюбской Богоматери» стала местной святыней. А привезённую икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.
Дмитриевский собор был построен Великим князем Всеволодом на территории своего великокняжеского двора и освящен во имя святого мученика Дмитрия Солунского. Год сооружения собора летописи не сообщают, и известно только, что в 1193 году он был уже окончательно устроен. Храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором. Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.
На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо -Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. редполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли. Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости.
Успенский собор, расположенный на высоком краю городского холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего Владимира, становящегося с 1158 г. центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор был выше киевского Софийского собора.
Церковь Михаила Архангела. Свирская церковь. Церковь построена по указанию Давида Ростиславовича, князя Смоленского во время его правления в 1180— 1197 годы. Входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена» .
Храм Покрова на Нерли. Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г. , одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из византийской истории X в. : явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября – «Влахернское чудо» . «Житие князя Андрея Боголюбского» связывает строительство этой церкви ещё с одним событием – гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
Юрьев монастырь Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий-диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской Епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. С начальных времен христианизации Руси и на всем протяжении ее истории св. Георгий становится бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде Георгиевский собор — это завершение развития княжеской архитектуры Новгорода, как таковое он есть и вершина эволюции, и ее конец.