27 - Архитектура Российской империи 1-й половины XVIII в..pptx
- Количество слайдов: 197
АРХИТЕКТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Архитектура 1 -й половины XVIII в.
Санкт-Петербург
План Санкт-Петербурга, 1705 год
Генеральный план 1716 -1717 гг. , Доменико Трезини, 1716
Генеральный план 1717 г. , Жан-Батист Леблон, 1717
«Образцовый» чертёж дома для «именитых» , Жан Леблон, 1716 г.
Кикины палаты, Андреас Шлютер (? ), 1714 -1720 гг.
Доменико Андреа Трезини (Андрей Якимович Трезин; около 1670 — 19 февраля (2 марта) 1734) — архитектор и инженер. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини. По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I (1710 — 1711), Петровские ворота (1714— 1717) и Петропавловский собор (1712— 1733), здание Двенадцати коллегий (1722— 1734 ), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (2 й Зимний дворец). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.
Георг Иоганн Маттарнови (ум. 2 ноября 1719) — работавший в Санкт-Петербурге немецкий архитектор и скульптор. Из его оригинальных проектов сохранилось лишь здание Кунсткамеры. Дата и место рождения Георга Маттарнови неизвестны. Начал свою карьеру он как ученик и ассистент немецкого архитектора Андреаса Шлютера. С 1696 по 1711 служил скульптором у маркграфа Бранденбургского в г. Шведт (на Одере). В 1714 году вместе с Шлютером Маттарнови приехал в Санкт-Петербург. После смерти архитектора Маттарнови завершал его проекты. Ими был создан несохранившийся Третий Зимний дворец (1716— 19). В 1717 году Г. И. Маттарнови начал по своему проекту строительство церкви Исаакия Далматского (второго Исаакиевского собора). В 1718 году Г. И. Маттарнови приступил к постройке Кунсткамеры, которое после его смерти продолжили другие архитекторы. Участвовал в строительстве и отделке Меншиковского дворца, а также Летнего дворца Петра I в Летнем саду. В 1715— 1719 годах участвовал в строительстве грота в Летнем саду. Там же Маттарнови построил два павильона и галерею-колоннаду, в которой была установлена статуя Венеры.
Михаил Григорьевич Земцов (1688 — 28 сентября 1743) — русский архитектор, представитель раннего барокко. Учился при Оружейной палате в Москве. В Санкт-Петербурге с 1709 года; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу Петра I назначен помощником и учеником Д. Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы в связи с отменой запрещения строить каменные сооружения. В 1720 году переведен из учеников в гезели. Он был помощником у Леблона и Микетти. В 1720— 1722 годах работал в Ревеле заместителем Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорг). Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который ее и довел до конца. В 1723 году ездил по работе в Стокгольм. С 1723 года работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Обучал архитектуре И. Я. Бланка. После казни П. М. Еропкина в 1740 году был прикомандирован к «Комиссии о Санкт. Петербургском строении» для редактирования и окончания трактата «Должность архитектурной экспедиции» , в котором им, видимо, написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах» , «Что делать при строениях» , «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях» , «Об Академии архитектурной» . С 1741 года исполнял обязанности придворного архитектора Елизаветы Петровны. Первый русский архитектор Петербурга, воплотивший наряду с Трезини основные архитектурные замыслы Петра I. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве. В 1742 году получил чин полковника. Имел архитектурную «команду» .
Петропавловская крепость, заложена в 1703 г
Петропавловская крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730 -1740 -е и 1780 -е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом. В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (изначально поднимался на Государевом бастионе). С 1730 -х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. В 1762— 1766 годах в крепости был построен дом для ботика Петра I. В 1779— 1785 годах часть Петропавловской крепости облицевали гранитом. В 1784— 1787 годах был придан торжественный вид Невским воротам и Комендантской пристани. Под аркой Невских ворот оформлена «Летопись катастрофических наводнений» . В ней отмечены наивысшие подъёмы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах. В 1798— 1806 годах были построены здания Монетного двора (он был переведён из Москвы в 1724 году и до постройки специального здания монеты чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов). Справа от Петровских ворот в 1801— 1802 годах был построен склад оружия (артиллерийский цейхгауз). Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 г. ) В «Секретном доме» Алексеевского равелина содержались декабристы, петрашевцы и народовольцы. В 1872 г. была построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 г. прошли около 1500 политических заключенных. Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. С 1924 года крепость стала музеем. 8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, но это решение было вскоре отменено.
Петровские Ворота, арх. Д. Трезини, 1714 -1717 гг.
Петропавловский собор Санкт-Петербург, 1712 -1733 гг Арх. Д. Трезини
Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Высота (вместе со шпилем) составляет 122, 5 м – это самое высокое здание Санкт. Петербурга. Возведён в 1712 -1733 гг. по проекту Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви (1703 -1704). До 1859 года был кафедральным собором. Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722 -1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван Телега; иконы - М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие. В 1756 -1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. Повреждённую ветром фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов. В 1857— 1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. В 1864 -1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875 -1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны. В 1905 году были повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колов 103. Из них сохранились с 1757 года - 31 штука. В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей. В Великую Отечественную войну Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956 -1957 годах — интерьеры. С 1990 -х годов в соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с 2008 службы проводятся регулярно.
Летний дворец Петра I, Санкт-Петербург, 1712 -1733 гг. Арх. Д. Трезини
Летний дворец Петра I — резиденция Петра I. Находится в Летнем саду. Летний дворец был построен в стиле петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710 -1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат. Фасад дворца украшен 28 -ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым. Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. В начале XVIII века расположение Летнего дворца было несколько иное. Он с трех сторон омывался водой. С севера к самому фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, а с южной стороны находился гаванец, прорытый по приказу Петра I. Он служил пристанью Летнего сада. Такое расположение дворца было удачно использовано архитектором Ж. Б. Леблоном для создания проточно-промывной канализации. Проложенный под фундаментом здания канализационный тоннель соединял Неву с гаванцем. С тоннелем были связаны туалеты дворца. Предметом особой гордости архитектора была кухня, оснащенная по последнему слову тогдашней техники: с проточной водой и вытяжным колпаком над плитой. Пол в поварне был выложен из каменных плит. Вытяжной колпак и стены выложены синими изразцами. В углу стоял водопровод с черной мраморной раковиной. В столовую из поварни было проделано небольшое окошко, чтобы блюда подавались как любил царь — быстро и горячими.
Тронная комната
Зелёный кабинет
Приёмная Екатерины I
Кабинет
Китайская гостиная
Столовая
Нижняя поварня
Верхняя поварня
Токарная мастерская Петра I
Здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, 1722 -1742 гг. Арх. Д. Трезини
Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове. Здание выполнено в стиле петровского барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Одна из самых ранних построек на Васильевском острове. Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии (высшие органы государственного управления России, учрежденные Петром I в 1718 году). Начало строительства велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера (верхние этажи), завершалось под руководством Джузеппе Трезини и Михаила Земцова. Первое заседание коллегий состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730 -х гг. , а в 1737 -1741 гг. с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету (тогда же под руководством Аполлона Щедрина была произведена перестройка здания). Здание представляет собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач. Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки. В то время еще не было построено постоянных мостов через Неву, что создавало определенные трудности для правительственных учреждений, располагавшихся на Васильевском острове. Частенько из-за капризов переменчивой северной погоды и своенравной Невы они оказывались отрезанными от основных районов города. Это была одна из причин, по которым часть высших государственных учреждений была впоследствии перевезена на левый берег Невы.
Кунсткамера, Санкт-Петербург, 1718 -1734 гг. Арх. И. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов
Кунсткамера — первый музей России, учреждённый императором Петром I. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук. Пётр I во время «великого посольства» в 1697— 1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и кабинеты редкостей, чудес, которые были популярны в то время среди представителей княжеских и королевских дворов. Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета» , а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея. Первоначально коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей» . Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея. Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» . Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3 -этажных корпусов, соединённых многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. В 1777— 1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819— 1825 — росписями (художник Ф. Рихтер).
Москва
Лефортовский дворец, Москва, 1697 -1699 гг. , Арх. Д. В. Аксамитов
Иван Петрович Зарудный (1670 — 1727) — украинско-русский резчик, скульптор и живописец, архитектор. В некоторых советских изданиях Зарудный представлен также как талантливый архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня). С 1701 года он находился на царской службе в Москве, где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени. Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года, а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе, построенные в 1721— 1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков. С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкви Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря. Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен) и ряда храмов Петербурга, в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов.
Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), Москва, 1704 -1707 гг, Арх. И. Зарудный
Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) — построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Через 20 лет влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи. В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Новая церковь была завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней. В 1708 башня приобрела 50 колов и английский часовой механизм. Она была увенчана 30 -метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке. В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась. В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773— 1779 башня была восстановлена масоном Г. З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770 -х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колов невозможным.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, 1690 -1704 гг
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых. Памятник голицынского барокко. Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. Предполагают, что в строительстве церкви участвовал известный зодчий И. П. Зарудный. Другие исследователи называют имя итальянского архитектора Тессинга, приехавшего в Россию по приглашению Петра I. Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. В основу композиции церкви положен план церкви Покрова в Филях. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов, а с правой — Иоанн Златоуст. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. В конце 1840 -х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма. Храм Знамения сложен из местного подольского известняка. Особенностью церкви является необычайное обилие каменной скульптуры. Знаменский храм иногда называют музеем скульптуры XVIII века. Скульптура и резьба по белому камню сверху донизу покрывают все наружные и внутренние стены церкви, почти не оставляя свободных мест. Нижняя часть храма покрыта рустом. К порталам храма ведут фигурные лестницы, а увенчивает храм не традиционная глава, а ажурная золотая корона — символ славы Царя небесного, и в то же время — символ княжеской власти, символ князей Голицыных.
Архитектура середины XVIII в.
Санкт-Петербург
Франческо Бартоломео Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич Растрелли; 1700 - 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770). Наиболее яркий представитель русского барокко. Соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург, куда его отец (скульптор и архитектор) был приглашён Петром I. 1725 -1730 обучался в Европе. С 1730 по 1763 год был архитектором Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Расцвет начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Петербурге (1741 -1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы: дворец Воронцова (1749 -1752), Строгановский дворец (1753 -1754 годы). С 1747 по 1752 год архитектор работал над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 -1757 - перестройка Екатерининского дворца, постройка павильона «Эрмитаж» (1748 -1752) и грота (1755 -1762) в Царском Селе, дворец в Ропше. Из не сохранившихся работ следует отметить Аннегофский дворец (1730)в Москве; в Петербурге: Зимний дворец (1732 -1736), предшествовавший настоящему; Летний дворец (1741 -1744) на месте Инженерного замка; Аничков дворец, и др. С приходом к власти Екатерины II Растрелли должен был покинуть свой пост, так как она предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм.
Большой Петергофский дворец (Петродворец), Санкт-Петербург, 1714 -1725, 1745 -1755 гг. Арх. Б. Растрелли
Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714 -1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. -Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745— 1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
Тронный зал
Парадная лестница
Аудиенц-зал
Танцевальный зал
Белая столовая
Портретный зал
Голубая приёмная
Куропаточная гостиная
Туалетная комната
Китайский кабинет
Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец, Санкт-Петербург, 1752 -1757 гг. Арх. Б. Растрелли
В истории и архитектуре Екатерининского дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325 -метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752— 1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик. Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Парадная лестница
Кавалерская столовая
Бальный зал
Анфилада парадных залов
Картинный зал
Янтарная комната
Зимний дворец, 1754 -1762 гг. Арх. Б. Растрелли
Нынешнее здание Зимнего дворца (пятое) построено в 1754— 1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. С 1762 году по 1904 год был официальной зимней резиденцией российских императоров. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. В 1762 году Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60. 000 кв. м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская (Посольская) лестница. Всего залов было пять (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). Они назывались аван-залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу (который занимал всё нынешнее пространство комнат Николая II, выходивших на Неву, то есть Малахитовый зал, две гостиных и угловой кабинет Александры Федоровны). В 1837 г во дворце произошёл опустошительный пожар, который не могли погасить в течении 3 -х дней. Огнём были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.
Иорданская лестница
Акварель Эдуарда Гау Большой придворный собор
Смольный монастырь, Санкт-Петербург, 1748 -1764 гг. Арх. Б. Растрелли
Смольный монастырь (Воскресенский девичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в 1744— 1764 годах. В эти годы он отстраивался под личным надзором Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда. Она указала выстроить обитель на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила свои юные годы. Архитектором монастырского собора стал Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Высокая колокольня так и не была построена. Собор бывшего монастыря был достроен архитектором В. П. Стасовым лишь в 1835 году. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93, 7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» ( «Вот это храм!» ).
Никольский Морской собор 1753– 1762 гг. Арх. С. И. Чевакинский
Москва
Красные ворота 1753 г. Арх. Д. В. Ухтомский
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной 1745 -1751 г. Арх. Д. В. Ухтомский
Архитектура Сибири
Знаменская церковь в Иркутске, 1757 -1762 гг.
Троицкая церковь в Иркутске, 1778 г.
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске, 1747 -1760 гг.