Арх.Петербурга.Царское село..pptx
- Количество слайдов: 55
Архитектура Петербурга. Царское село. Лицей.
Камеронова галерея в Царском селе. Архитектор Чарльз Камерон. 1783— 1787 По происхождению Чарлз Камерон шотландец. Учился во Франции и Италии. С 1779 года работал в Петербурге в качестве придворного архитектора Екатерины II. В 1802 -05 годах главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. Среди произведений Ч. Камерона ведущее место принадлежит комплексу сооружений в Царском Селе (ныне город Пушкин): павильон Агатовые комнаты (1780— 85) с Холодными банями. В их стилизации использованы мотивы римских терм. К этому же комплексу относятся Висячий сад и Камеронова галерея (1783 - 86, пандус — 1793). В Камероновой галерее массивным формам цокольного этажа противопоставлена легкая двухмаршевая лестница и открытая галерея. Камерон строил также дворец и парковые павильоны в Павловске (1780 -1801), которые составили вместе с парком гармоничный ансамбль.
Он привлекает классицистической ясностью планировок, объемно-пространственных решений и богатством декора. Среди др. работ Ч. Камерона следует отметить разбивку усадьбы и парка на Александровой даче близ Павловска, постройку и планировку поселка София, близ Царского Села, с церковью на центральной площади, «Китайскую деревню» в царскосельском парке. Особой изысканностью и утонченностью вкуса отличаются интерьеры, оформленные Ч. Камероном (Арабесковый зал, «Табакерка» во дворце Царского Села, Греческий и Итальянский залы дворца в Павловске). В отделке интерьеров архитектор использовал разнообразные материалы: мрамор, стекло, цветную фольгу, фарфор, фаянс, бронзу, самоцветы, дерево ценных пород. Постройки Ч. Камерона привлекают своей классицистической четкостью, изяществом, богатством фантазии, тонкими стилевыми перекличками с античностью.
Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783— 1787. Общий вид
Камеронова галерея расположена на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка, на склоне холма, разделенного в XVIII веке на четыре площади — террасы. Высота галереи соответствует высоте Екатерининского дворца, но так как она стоит на пологом холме, то ее нижний этаж, сделанный из пудостского камня, неодинаков по высоте торцов: по мере удаления от Екатерининского дворца он значительно повышается благодаря постепенному увеличению высоты цоколя, составленного из тесаных блоков сясьской плиты. Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами. Простенки между арочными окнами выложены грубо обработанным пудостским камнем. Нижний этаж галереи служит основанием, на котором возвышается легкая колоннада второго этажа, поднятая на высоту Екатерининского дворца. Центральная часть галереи второго этажа окружена большими оконными проемами, повторяющими трехчастные окна-арки первого яруса. Второй этаж Камероновой галереи отличается легкостью и грациозностью. Соотношение аркад нижнего и верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею архитектора об извечной контрастности бытия.
Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783— 1787. Вид с восточной стороны
Широкая колоннада из 44 колонн предназначалась для прогулок и философских бесед. Камерон отступил от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними и несколько увеличил интервалы. Мотив четырехколонных портиков повторен на галерее несколько раз. Портики, поддерживающие фронтоны колоннады, украшают основные входы на галерею с восточной и западной сторон. На вытянутых в длину северных и южных фасадах такие же портики повторяются дважды, но уже с декоративной целью. Фриз и карниз решены в строгих классических традициях: фриз представлен в виде широкого пояса, украшенного изящными венками, а карниз украшен львиными масками. Для отделки первого этажа Камероновой галереи так же, как и для Холодных бань, Пандуса и Висячего сада, Камерон использовал пудостский камень, добывавшийся в селе Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга. Этот камень напоминает своим цветом и фактурой «обветренные» камни Античности. Строительство галереи началось в 1784 году, после того как в марте Камерон подал в Контору строений Царского Села план и модель сооружения (к сожалению, модель и подлинные чертежи не сохранились: их вернули архитектору для ведения строительных работ, а после смерти Камерона в 1812 году его вдова уехала в Англию и увезла с собой весь семейный архив).
Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783— 1787. Вид с северной стороны
Контракт на строительство Камероновой галереи заключили с камнерезным мастером М. Кезой, который взял на себя обязательства строить в точном соответствии с чертежами и планами Ч. Камерона. Договор подробно описывал облик будущего здания: «Верхний этаж с колоннами, внутренние арки и стены должны быть из кирпичей, а базы под колонны из пудостского камня. Верхний пол в галерее выстлан должен быть мраморными плитами квадратными … половина серого и половина белого мрамора» . Договор скреплялся залогом со стороны подрядчика: в случае невыполнения контракта М. Кеза лишался своего каменного дома в Санкт-Петербурге. Работами руководил архитектор Конторы строений Царского Села И. Неелов. В период строительства галереи изменения были внесены только при создании лестницы: в первоначальном проекте она поднималась из парка лишь до помещений первого яруса, а два верхних марша, ведущих на колоннаду, были добавлены позднее по распоряжению императрицы Екатерины II.
Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783— 1787. Балюстрада
Камеронова галерея в Царском селе. Арх. Ч. Камерон. 1783— 1787. Вид с юго-восточной стороны
Эти изменения повлекли за собой создание нового рисунка решетки галереи. По первоначальному проекту предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой. Новая решетка, сохранившаяся до наших дней, выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам. Камерон гениально просто решил монументальную лестницу и украсил ее устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы. В марте 1787 года строительство Камероновой галереи было закончено. Верхняя часть этого сооружения сохранилась до наших дней в том виде, в каком она была два века назад, переделкам подверглись лишь помещения первого этажа, использовавшиеся под жилые комнаты для фрейлин. В настоящее время эти комнаты переоборудованы для устройства временных выставок. На втором этаже Камероновой галереи представлена коллекция бронзовой скульптуры, созданной в 1780— 1790 годах в литейной мастерской Петербургской Академии художеств.
Репин И. Е. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911. Всероссийский музей А. С. Пушкина. Лицей Холст, масло. Всероссийский музей А. С. Пушкина. Лице
Боровиковский, Владимир Лукич Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794. ГТГ
На изображении монархини сказались сентиментальные настроения в творчестве В. Л. Боровиковского. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация дарования художника с целью представления во дворце. Но, по-видимому, портрет не понравился императрице, так как не был приобретено дворцовым ведомством. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Полотно попало на глаза царице в тот момент, когда она была раздражена на Г. Р. Державина (Портрет Г. Р. Державина. 1795. ГТГ), возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского» . Между тем, по мнению Т. В. Алексеевой, именно за этот портрет художник получил звание «назначенного» в академики. Звание академика он получил позже.
Сама идея подобного изображения с разработанной программой возникла, вероятно, в литературнохудожественном кружке Николая Александровича. Львова (Левицкий Д. Г. Портрет Н. А. Львова. 1780 -е гг. ГРМ), куда входил и Г. Р. Державин. Эта версия вполне вероятна, так как десятилетием раньше в державинско-львовском кружке родился замысел, воплощенный Д. Г. Левицким в «Портрете Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия» . Тем не менее, отвергнутый образ императрицы непреложно возникает в культурном сознании русской интеллигенции благодаря А. С. Пушкину. Поэт, выросший в Царском Селе, где все было наполнено воспоминаниями о екатерининском времени, почти процитировал боровиковский портрет в своей известной повести. Образ царицы, земной, доступной, способной к сочувствию и потому милостивой, импонировал людям александровского времени и таким был выведен поэтом.
Т. В. Ильина пишет по этому поводу: «Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей» , которой любила казаться в последние годы жизни. Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и А. С. Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820 -е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатеринызаконодательницы» : так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы» . Императрица написана не с натуры (как, впрочем, писалась всеми русскими мастерами). Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье августейшей хозяйки ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) М. С. Перекусихина.
В. Л. Боровиковский не преминул выписать «сентиментальную» деталь, характеризующую престарелую государыню, – левретку, которая трогательно смотрит на свою госпожу. В Третьяковской галерее сохранилась, возможно, ее мраморная статуэтка (См. : Неизвестный скульптор II половины XVIII века. Левретка Екатерины II. Статуэтка. Конец 1780 – II половина 1790 -х гг. ГТГ ). О необычайной привязанности Екатерины II к английским левреткам рассказывали многие ее современники, неизменно упоминая и о памятных плитах в царскосельском парке с эпитафиями любимым собачкам. Екатерина II изображена на фоне Чесменской колонны, на которую указывает левой рукой. Обелиск поставлен в память победы русского флота в сражении 1770 года в бухте Чесма, что и определило благоприятный исход русско-турецкой войны. Героем Чесменской победы был граф Алексей Григорьевич Орлов. Чесменский, лицо весьма приближенное к государыне императрице.
Вариант портрета (с Румянцевским обелиском) был исполнен В. Л. Боровиковским, очевидно, в начале XIX в. , и сейчас находится в собрании ГРМ. Он возник по заказу семьи Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед видного российского полководца, генералфельдмаршала Петра Александровича Румянцева. Портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.
История музея-заповедника «Царское Село» начинается с освобождения новгородских земель от шведов. На шведских картах это место значится как Saris hoff (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте» ), а по-русски — «Сарская мыза» (в будущем получившее название Царское Село). После окончания Северной войны мыза была подарена Александру Даниловичу Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края. В 1710 года по приказу Петра I мыза была передана его будущей жене Екатерине Алексеевне. В 1710 -1720 годах решается судьба Царского Села – здесь начинает строиться императорская резиденция, которую быстро окружают многочисленные деревни и дома для дворцовой прислуги. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила титул Царского Села.
На протяжении следующих двух столетий Царское Село - парадная летняя резиденция российских императоров. Вплоть до Октябрьской революции музей-заповедник «Царское село» служило летним представительством российских правителей. После революции 1917 года было принято решение о размещении в зданиях комплекса учреждений для детей В 1918 году город получил название «Детское село» В 1937 году, в год столетия гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина, город стал называться его именем. В 1983 году дворцово-парковому комплексу был присвоен статус заповедника В 1990 комплекс получил свое окончательное название -
Дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» — блестящий памятник мировой архитектуры и садовопаркового искусства XVIII — начала XX века. На территории комплекса сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма. Именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн. В состав государственного музея-заповедника «Царское Село» входит: Екатерининский дворец и парк Центральным зданием в композиции музея-заповедника «Царское Село» служит Екатерининский дворец. Этот блестящий памятник русского барокко, окруженный живописным Екатерининским парком, был построен Бартоломео Растрелли по приказу Елизаветы Петровны.
Екатерининский дворец в знак преемственности возвели на месте бывших «Каменных палат» Екатерины I, которые были первой императорской резиденцией в Царском Селе. Но все же истинной владелицей Екатерининского дворца была Екатерина II, которая украсила его в античном стиле и сделала символом своего царствования.
Александровский дворец и парк Второй по значению памятник музея-заповедника «Царское Село» – Александровский дворец – был построен по приказу Екатерины II для ее любимого внука, будущего императора Александра I. В северной части Александровского парка с 1792 по 1796 год была возведена летняя резиденция в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги.
Построен в 1792— 1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решён в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Детский домик — небольшой павильон, построенный рядом с Александровским дворцом для игр детей императора Николая I (1830, архитекторы А. М. Горностаев).
Китайская деревня — комплекс из 12 одноэтажных домиков в китайском стиле (1782— 1798, архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов).
Павильон «Белая башня»
Павильон «Белая башня» находится в пейзажном саду Александровского парка. Он является частью комплекса строений, навеянных образом средневекового рыцарского замка. Помимо «Белой башни» в данный ансамбль входят Ворота-руины (2 башни с воротами между ними), ров и вал, который венчает кирпичный бруствер. Комплекс был построен в период с 1821 по 1827 годы по замыслу знаменитого архитектора и паркостроителя Адама Адамовича Менеласа для сыновей императора Николая I – великих князей Николая, Александра, Константина и Михаила, которые занимались здесь гимнастическими и военными упражнениями. На верхнем этаже «Белой башни» располагалась мастерская придворного живописца Александра Ивановича Зауервейда (1783– 1844), который учил императорских детей рисованию и живописи.
Арсена л — парковый павильон, построенный в 1819— 1834 годах по проекту и под надзором архитекторов Адама Менеласа и Александра Тона, один из первых российских музеев (императорский музей оружия). Строение в «готическом» стиле, увенчанное зубчатыми башнями, находится в центре Александровского парка Царского Села в пригороде Санкт-Петербурга. Само название здания — арсенал — говорит о его функции: павильон использовался для хранения и показа коллекции средневекового, европейского и восточного оружия Николая I, которую император начал собирать ещё будучи великим князем.
Шапель (от фр. chapelle — капелла) — павильон в Александровском арке Царского п Села, построенный в 1825— 1828 гг. архитектором Адамовичем Менеласом.
Ратная палата — комплекс зданий в неорусском стиле (1913— 1917, архитектор С. Ю. Сидорчук). Восстановлена в 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны. Госуда рева Ра тная пала та — памятник архитектуры неорусского стиля в городе Пушкине (бывшее Царское Село), который занимает единственный в России музей Первой мировой войны.
Адмиралтейство — симметричный архитектурный ансамбль из трёх садово -парковых павильонов в голландском стиле, расположенный на берегу Большого пруда в пейзажной части Екатерининского парка Пушкина. Построен летом 1773 года по проекту В. И. Неелова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. При рассмотрении проекта было решено по обеим сторонам шлюпочного сарая построить два корпуса «для содержания разных родов птиц» положив между ними и шлюпочным сараем небольшие садики с бассейнами для водоплавающих. Проект шлюпочного сарая и «птичных корпусов» был утвержден 20 март 1773 года. Работы по отделке зданий Адмиралтейства закончились в 1777 году. В 1781— 1783 годах было возведено еще одно здание, входящее в тот же комплекс, матросский домик. Проектируя Адмиралтейство, В. И. Неелов исходил из образцов голландской готической архитектуры. Об этом говорят некоторые особенности декорации фасадов, в частности высокие ступенчатые фронтоны. В подражание голландским зданиям фасады шлюпочного сарая, птичных домиков и матросского домика оставлены неоштукатуренными. На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали — наличники, тяги и др. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные с полуциркульным верхом. Башни шлюпочного сарая и птичных корпусов увенчиваются зубчатыми парапетами.
Импера торский Царскосе льский лице й (с 1843 по 1917 годы — Алекса ндровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790 -х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья» , как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
История учреждения лицея «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» , – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями» .
По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10 -12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико -математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным» , под которыми, как гласил лицейский устав, «. . . разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих» .
Традиции образования в лицеи Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие» . Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10 -12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.
Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.
Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в
В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны . . . а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было» ; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его» . Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем
Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов. Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов» , – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться? . . Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности. . . »
Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «. . . до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова» . Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами» .
Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
Известные ученики лицея В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы» . Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич. Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. Пущина, поэта, декабриста В. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.
Арх.Петербурга.Царское село..pptx