АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА КЛАССИКИ Афинский акрополь
План Афинского акрополя Принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса • Принцип последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля в процессе постепенного обхода и обозрения зданий. •
Пропилеи Помимо западного и восточного портиков дорического стиля с ионическими колоннами в проходе, в ансамбль Пропилеи введены боковые, примыкающие к ним павильоны. В целом возникла несимметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос Время постройки храма совпадает с Пелопоннесской войной между Афинами и Спартой, когда тема победы переживалась особенно напряженно. Большинство античных статуй Ники крылаты, и только Ника с Акрополя не имела крыльев, чтобы Победа никогда не улетала из города. Отсюда и имя храма - Бескрылой Ники (Ники Аптерос).
Фриз храма Ники Снаружи храм украшен невысоким фризом из мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами. На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя
Парфенон Тончайшая проработка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, слитность композиции, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой архитектуры.
План Парфенона
На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города.
Эрехтейон Это — несимметричный храм, состоящий из четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого северного и маленького южного, называемого обычно портиком кариатид.