Модернизм в архитектуре.pptx
- Количество слайдов: 49
АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА Архитектурный модернизм (новейший, современный, новый) — движение в архитектуре XX века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого.
В основе нового художественного языка лежала линия – декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных особенностей стиля модерн- его орнаментальность.
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНОГО МОДЕРНИЗМА: — использование самых современных строительных материалов и конструкций, — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, — их «интернациональный» характер.
ЗНАМЕНИТЫЕ АРХИТЕКТОРЫ -МОДЕРНИСТЫ : Ханс Шарун Вальтер Гропиус Ле Корбюзье Пьер Луиджи Марсель Брейер Нерви Огюст Перре Алвар Аалто Оскар Нимейер Бернар Зерфюсс
Антонио Гуади Виктор Орта Луис Салливен Фрэнк Ллойд Райт
Федор Осипович Шехтель Щусев Алексей Викторович Павел Юльевич Сюзор
Одним из ярких представителей флорального модернизма стал французский архитектор Эктор Гимар (1867 -1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или «стиль метро» , в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.
СТАНЦИЯ МЕТРО В ПАРИЖЕ, ОКОЛО 1900 Г Архитектор Эктор Гимар (1867 -1942)
ДОМ ВИСЕНСА(1883 -1888) БАРСЕЛОНА АРХИТЕКТОР АНТОНИО ГАУДИ (1852 -1926) Творчество А. Гауди перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну. Дом Висенса развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи» . Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками…
ДОМ БАТЛЬО (1904 -1906) БАРСЕЛОНА Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных.
ДОМ МИЛА(1906 -1910) БАРСЕЛОНА Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу.
ПАРК ГЮЭЛЬ (1900 -1914) БАРСЕЛОНА Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны.
САГРАДА ФАМИЛИЯ(1883 -1926) БАРСЕЛОНА Главное творение Гауди – собор Саграда Фамилия( Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы.
ДОМ ТАССЕЛЯ(1892 -1893) ЛЮКСЕМБУРГ АРХИТЕКТОР ВИКТОР ОРТА (1861 -1947) Лестница Дома Тасселя «Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта Дом Тасселя по праву считается первым образцом « чистого модерна» , принесшим всемирную известность и славу начинающему архитектору.
НЕБОСКРЕБЫ В ЧИКАГО. США АРХИТЕКТОР ЛУИС САЛЛИВЕН (1856 -1924) Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре. Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.
ВИЛЛА ЭДГАРА КАУФМАНА «НАД ВОДОПАДОМ» (1936 -1939) АРХИТЕКТОР ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ (1869 -1959) Вилла стала подлинным шедевром архитектора. Грубая складка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА(1943 -1959) НЬЮ-ЙОРК АРХИТЕКТОР ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ Музей современного искусства в Нью-Йорке является одним из первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот музей, расположившийся на Манхеттене, пользуется заслуженной славой и весьма популярен у посетителей.
БАУХАУЗ(1925 -1926) ДЕССАУ, ГЕРМАНИЯ АРХИТЕКТОР ВАЛЬТЕР ГРОПИУС (1883 -1969) Внешний вид и интерьеры комплекса из трех корпусов(учебных классов, мастерских и художественных студий) производили необыкновенное впечатление. Каждое из зданий, имевших разную высоту, было связано друг с другом крытыми галереями и наземными переходами.
ВИЛЛА САВОЙ (1927 -1931) ПУАССИ, ФРАНЦИЯ АРХИТЕКТОР ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (1887 -1965) Знаменитую виллу отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение создают впечатление слияния с природой и возможности полного уединения для человека.
САНАТОРИЙ В ПАЙМИО, ФИНЛЯНДИЯ( 1929— 1933) Архитектор Алвар Аалто В Финляндии по проекту архитектора Алвара Аалто строился туберкулезный санаторий в Паймио. В основу проекта здесь положена центральная ось коммуникаций, но отдельные корпуса расположены на ней не симметрично, а в соответствии с потребностью в воздухе и свете.
ЖИЛОЙ ДОМ В МАРСЕЛЕ(1945 -1952) Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей(примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья» . Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.
ОСОБНЯК А. Н. РЯБУШИНСКОГО(1900 -1902) МОСКВА АРХИТЕКТОР ФЕДОР ОСИПОВИЧ (1859 -1926) ШЕХТЕЛЬ Высшим достижением русской архитектуры эпохи модерн стал особняк А. Н. Рябушинского( ныне Музей-квартира М. Горького). Необычность архитектурных форм особняка создавалась благодаря асиметрично выступающему вперед балкону, пристройкам парадного и бокового крылец, разнообразным конфигурациям окон с изгибающимися рамами.
ОСОБНЯК А. Н. РЯБУШИНСКОГО. ИНТЕРЬЕР Подлинным украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искуственного сероголубого мрамора. Ее массивные перила напоминали набегающую череду морских волн.
Термини— главный вокзал Рима, соединяющий «вечный город» с севером Италии и заальпийскими столицами, включая Париж и Вену. В 1947 остановленное войной строительство было возобновлено по новому модернистскому проекту из железобетона с традиционной для Рима облицовкой из травертина. За внушительные размеры римляне прозвали это здание, распахнувшее двери в 1950 году, «динозавром» . Здание вокзала Термини построено в 1948 -1950 гг. архитекторами А. Вителлоцци, Л. Калини, М. Кастелацци и др.
ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА ТЕРМИНИ
С точки зрения развития идей модернизма на новом историческом этапе наибольший интерес представляет опыт реконструкции центра Гавра реализованный под руководством Огюста Перре (1874 -1854) - ветерана модернизма и «поэта железобетона» . Реконструированный центр Гавра. Проект Огюста Перре Здание в центре Гавра. Архитектор Огюст Перре (Auguste Perret)
СИГРЕМ БИЛДИНГ, НЬЮ ЙОРК, 1958. ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПРИМЕРОВ КОРПОРАТИВНОГО МОДЕРНИЗМА. Сигрем Билдинг— небоскрёб, эталон интернационального стиля, спроектированный его крупнейшими представителями — немцем Мис ван дер Роэ и американцем Филиппом Джонсоном. Строительство здания было завершено в 1958 году. Оно составляет 157 метров в высоту и состоит из 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы, занимающейся перегонкой спирта Joseph E. Seagram’s & Sons.
ДОМ КОМПАНИИ «ЗИНГЕР» (1902 — 1904) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Архитектор Павел Юльевич Сюзор (1844 -1919) В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902— 1904, арх. П. Ю. Сюзор).
ДОМ КОМПАНИИ «ЗИНГЕР» (1902 — 1904) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН, ДОМ ТОРГОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА «БРАТЬЯ ЕЛИСЕЕВЫ» (1902— 1903) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Архитектор Гавриил (1860 -1920) Васильевич Барановский Дом был построен для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы» . Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН ГЕРМАНИИ В БАРСЕЛОНЕ( 1983— 1986)АРХ. МИС ВАН ДЕР РОЭ; Павильон Германии в Барселоне —разработанный под руководством выдающегося немецкого архитекторамодерниста Людвига Мис ван дер Роэ.
Вобрав дух своего бурного времени, модерн возник и сложился под влиянием эстетики символизма. Эта общность символизма и модернизма давно подмечена исследователями искусства. Действительно, порой трудно провести четкую грань между символизмом и модернизмом в творчестве таких художников, как А. Гауди, Э. Мунк, М. Врубель. До сих пор ученые по-разному трактуют вопрос об их взаимоотношениях, некоторые рассматривают символизм в рамках стиля модерн.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНИЗМА: - принцип: материалы и функциональные требования определяют результат - эстетика машины - отрицание орнамента - упрощение форм и отказ от лишних элементов - выразительная структура - форма следует функциональности
Модерн в России явился базой для формирования и развития архитектуры конструктивизма. В 20 – 30 -е годы в крупных городах России осуществляются проекты А. В. Щусева, В. Г. Шухова, Братьев Весниных, Сюда же нужно отнести неосуществленные проекты И. И. Леонидова М. Я. Гинзбурга
ЗДАНИЕ КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА(1902 -1904) МОСКВА Архитектор А. В. Щусев
МАВЗОЛЕЙ В. И. ЛЕНИНА У КРЕМЛЁВСКОЙ СТЕНЫ(1924— 1930) Памятник-усыпальница
РАДИОБАШНЯ ШУХОВА НА ШАБОЛОВКЕ В МОСКВЕ. Архитектор В. Г. Шухов
ДНЕПРОГЭС( 1927— 1932), ВОССТАНОВЛЕНА В (1947— 1950) УКРАИНА Архитекторы братья Веснины Строительство Днепрогэса
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ АВТОЗАВОДА ИМ. И. А. ЛИХАЧЕВА Панорама "Культурный центр ЮЖНЫЙ". Ранее - Дворец культуры автозавода имени И. А. Лихачева (ЗИЛ).
Архитектор -М. Я. Гинзбург ЖИЛЫЕ ДОМА
Архитектор -Константин Степанович Мельников(1890 -1974) Архитектурный стиль: авангард, конструктивизм ДОМ В КРИВОАРБАТСКОМ ПЕРЕУЛКЕ. (1927 -1929) МОСКВА Самое необычное произведение Мельникова – это собственный дом в Кривоарбатском переулке. Два врезанных друг в друга цилиндра с шестиугольными оконными проемами по внешнему виду напоминают башню. В ней все необычно и в то же время строго функционально, все подчинено профессиональным интересам архитектора.
СОВЕТСКИЙ ПАВИЛЬОН НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ИСКУССТВ В ПАРИЖЕ. (1925) Архитектор Константин Степанович Мельников(1890 -1974) Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена.
Архитектор -Константин Степанович Мельников(1890 -1974) Архитектурный стиль: авангард, конструктивизм ПАВИЛЬОН «МАХОРКА» НА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ И КУСТАРНОПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
ИДЕИ КОНСТРУКТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРОДОЛЖАЛИ РАЗВИВАТЬСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ХХ СТОЛЕТИЯ.