архитектор Максимилиано Фуксаса.pptx
- Количество слайдов: 27
АРХИТЕКТУРА МАССИМИЛИАНО ФУКСАСА «Если в нашей архитектурной студии кто-то позволит себе спросить, какой формы будет наш проект, мы убьем его на месте. Если же найдется кретин, пытающийся определить стиль нашей архитектуры, мы убьем дважды!»
Один из известнейших современных архитекторов в Италии, лауреат нескольких престижных премий и преподаватель нескольких университетов. Массимилиано Фуксас родился в Риме в 1946 году, имеет литовские корни. В 1969 окончил архитектурный факультет римского Университета Ла Сапиенца. Собственную студию открыл в Риме в 1967 году, затем появились филиалы в Париже (1989), Вене (1993), Шеньжене (2008). В качестве приглашенного профессора преподавал архитектуру в таких престижных ВУЗах, как Колумбийский Университет в Нью-Йорке, Специальная школа архитектуры в Париже, Государственная Академия изящных искусств в Штутгарте. Был куратором Венецианской биеннале архитектуры 2000 года, прошедшей под девизом «Меньше эстетики, больше этики» . Часто работает над проектами вместе со своей женой Дорианой Фуксас.
ИНЬЕРВЬЮ Каковы принципы вашей архитектуры? Они уже сформированы? Или вы постоянно их развиваете? Массимилиано Фуксас: Самое важное для меня как архитектора – вызывать положительные эмоции в людях. Но не только. Для развития творческого сознания и восприятия важно получать эмоциональный отклик, который, как эхо, рождается от впечатлений, возникаюших в душе, когда человек рассматривает и анализирует здание. Каким образом вы придумываете пространственные модули? Как формируете здание извне и изнутри? М. Ф. : Моя работа – это алхимия. Процесс создания нового проекта невозможно описать словами. Кто был вашим учителем по архитектуре? М. Ф. : Меня никто не учил. Вы можете определить ваш индивидуальный стиль? М. Ф. : У меня нет стиля, и это мой стиль.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВНЫЙ ЦЕНТР ВО ФРАНЦИИ Международный конкурс на лучший проект нового здания главного архива Франции Массимилиано Фуксас выиграл еще в 2005, обойдя более чем 120 соперников. Реализация проектапобедителя заняла почти восемь лет, и хотя за это время комплекс успел несколько увеличиться в размерах (в общей сложности он вырос почти на 20 тысяч квадратных метров), первоначальный замысел архитектора в целом удалось сохранить.
Поскольку помимо собственно хранилища исторических документов в состав архива должны были войти административные помещения и конференц-центр, Фуксас изначально сделал комплекс 2 частным. И если архитектурное решение здания, в котором разместились государственные акты Франции за последние 300 лет, в силу своей функции довольно предсказуемо, то его визави автор постарался придать запоминающуюся внешность. Корпус архива - лаконичный, почти глухой объем, облицованный ромбовидными алюминиевыми панелями - отодвинут в глубь участка и служит своего рода фоном для здания с офисами и конференц-центром, осуществляющего для него «связь с миром» .
Нижние этажи административного корпуса сделаны полностью прозрачными, а на три верхних архитектор натянул ажурную металлическую сетку – ромбовидный рисунок ячеек визуально роднит ее с глухим фасадом хранилища, при этом подчеркивая принципиально иную природу этой постройки. Еще больше открытость этого здания призвана подчеркнуть его пластика: верхние этажи сильно смещены друг относительно друга, благодаря чему корпус получил целую систему динамичных консолей и развитых террас и стал напоминать небрежно сложенную стопку книг.
Пространство между корпусами Фуксас благоустроил с помощью декоративных бассейнов, украшенных скульптурами Энтони Гормли. К одному из этих водоемов обращен и читальный зал, расположенный на первом этаже хранилища: для того, чтобы обеспечить работающих там исследователей дневным светом, несколько металлических панелей фасадной облицовки заменены на ромбовидные стекла.
ПРОЕКТ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ЧЭНДУ Архитектурное бюро Массимилиано Фуксаса выиграло международный конкурс на лучший проект культурного центра в китайском городе Чэнду, сильно пострадавшем от землетрясения 2008 года. Культурный центр, в состав которого войдут два театра, концертный зал, художественная галерея и административное здание с апартаментами для артистов, планируется построить в новом районе Тяньфу, проектируемом как зеленый энергоэффективный оазис мегаполиса. Общая площадь комплекса составит 110 тысяч квадратных метров, а его стоимость оценивается в 140 миллионов евро.
Занимая квартал почти треугольной формы, новый комплекс будет состоять из четырех зданий, в плане представляющих собой овалы разной конфигурации. Пространство между ними, а также внешний периметр квартала архитекторы максимально заполняют зеленью, а архитектуру самих объемов подчиняют идее бесконечного движения.
Фасады каждого здания представляют собой широкую белоснежную ленту, скрученную в спираль таким образом, что внешняя стена «заходит» внутрь здания и становится частью его интерьера. По замыслу архитекторов, такая форма не только роднит новый комплекс с древним символом Чэнду (солнечный круг, лучи которого закручены в спирали), но демонстрирует неукротимую волю к жизни и созиданию разрушенного землетрясением города. По этой же причине Фуксас выбрал белый цвет – самый жизнеутверждающий из всех. А щедрая перфорация «ленты» , по замыслу автора, не только обеспечит внутренние помещения зданий дневным светом, но и превратит фасады в партитуру музыкального произведения, прочитать и «услышать» которую сможет любой посетитель. Строительство культурного центра планируется начать уже в 2013 году.
ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС САН-ПАОЛО «В один объем подвесить другой. Наблюдать за небом сквозь бетон. От внешнего к внутреннему и снова к внешнему» – чтобы понять в полной мере смысл этих слов Фуксаса, нужно оказаться внутри церкви Сан-Паоло в Перудже (2009). Церковь была возведена на месте храма, разрушенного землетрясением 1997 года, как символ возрождения жизни. Комплекс состоит из церкви и здания в форме параллелепипеда, где разместились ризница, пасторская миссия и комнаты служителей. Эти два объема, в свою очередь, соединены третьим прозрачным кубом Будничной часовни. Вся мебель для церкви сделана местными мастерами. Перед зданием возвышается 13 -метровая скульптура Pole-Cross из белого каррарского мрамора художника Энцо Куки, больше напоминающая архитектурный элемент комплекса.
Сама церковь представляет собой прямоугольный бетонный монолит 30 на 22, 5 метра, высотой 25 метров, внутри которого заключен второй куб – он возвышается над землей на полтора метра. Солнечные лучи рассекают внутренние объемы по горизонтали и вертикали сквозь застекленные перекрытия внешнего и асимметричные проемы внутреннего куба, таким образом, направленный естественный свет устремляется к алтарю, амвону и баптистерию. Ну а если поднять голову, то действительно можно увидеть небо. Так рациональный дух архитектора создает простые, лаконичные формы, чтобы сделать короче и очевидней связь с иррациональным миром.
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ САД» ЦЕНТР МИРА ПЕРЕСА На берегу Средиземного моря – простое по форме здание, если видишь его издалека. Подойдя ближе, останавливаешься, чтобы рассмотреть причудливое чередование слоев матового стекла и железобетона бутылочного цвета. Этот фасад напоминает волны, сменяющие одна другую, поколения, которые создают новую и открывают заново историю прошлых лет. Центр мира Переса, основанный 10 лет назад президентом Израиля Шимоном Пересом, по проекту Фуксаса задуман как «геометрический сад» (2009), олицетворение терпения и времени, без которых невозможен мир. Здание было построено для ведения миротворческой работы центра: встреч и совместных семинаров израильской и палестинской молодежи и интеллигенции. Одна дорога от здания ведет в парк, другая – к морю, словно напоминая о том, что в одну точку пространства можно прийти разными путями, как и к согласию при разном менталитете и традициях.
АДМИРАНТ В 1998 году мэрия голландского Эйндховена утвердила Генеральный план реконструкции центра города. Согласно этому плану, студия Массимилиано и Дорианы Фуксас разработала четыре градообразующих проекта. Самый заметный «новодел» Admirant Entrance Building ( «Адмирант» ) (2010). Это входная группа в новый торговый комплекс и, вместе с тем, новый тип здания. За обтекаемую форму и «переливчатую» поверхность жители Эйндховена быстро окрестили его «каплей» ( «the blob» ).
Конструктивно Admirant Entrance Building состоит из двух элементов – пятиэтажного бетонного каркаса и внешнего ассиметричного кокона из стекла и стали, придающего постройке столь необычный вид. Торговые площади расположены на двух нижних этажах, третий и четвертый этаж отданы под офисы, а пятый – под технические помещения. Внешняя оболочка здания сконструирована из стеклопакетов треугольной формы, соединенных полыми стальными профилями, и таких же по конфигурации металлических элементов. Эта «кожа» выглядит настолько живой, что, кажется, здание вот-вот изменит свою конфигурацию. Рассматривая ее, нельзя не вспомнить стеклянная сеткуволну, которой Фуксас накрыл выставочный комплекс Rho Fiera в Милане. Только в данном случае форма имеет замкнутый контур, а не расплескивается в пространстве.
Архитектурный ансамбль площади дополняет новая подземная парковка, вход на которую выполнен в виде конического купола и стилистически перекликается с обликом «Адмиранта» . Пешеходная зона на площади выложена керамическими плитами, чередующимся со стеклоблоками, в которые интегрированы светодиоды. Так что в вечернее время площадь, озаренная потоками света, не менее эффектна, чем днем.
GUOSEN SECURITIES TOWER Массимилиано и Дориана Фуксас выиграли конкурс на небоскрёб Guosen Securities Tower в китайском Шенжене. Архитекторы усложнили стандартную схему офисного небоскрёба, прорезав башню системой высоких наклонных пространств. За счет игры света они кажутся расщелиной с неровными краями. Основную часть башни займут арендуемые офисные помещения, верхние этажи - офис самой Guosen Securitires, сад и общественный зал с панорамным видом на город с 220 метровой высоты. Башня Guosen Securities - не первая постройка архитекторов в Шенжене. В 2008 году они уже выиграли конкурс на третий терминал шенженьского аэропорта, строительство которого началось в 2010, а закончится в 2035 году.
Зарисовки от руки до сих пор являются для Массимилиано Фуксаса, всемирно признанного мастера архитектуры, не единственной, но обязательной частью творческого процесса: «Я и сегодня все еще думаю, что зарисовки от руки на какой-нибудь пластичной основе являются лучшим способом проектирования на его первом этапе, по крайней мере, для меня. Второй этап – рукотворный макет. Сейчас к этим двум моментам в моем творческом методе добавился третий – виртуальное моделирование. Компьютер позволяет четче контролировать проект и представлять его во всех деталях до того, как форма конкретизируется окончательно. Однако, работа архитектора, на мой взгляд, должна составлять сплав из всех трех названных элементов. Рисунок, макет, виртуальная модель – все это пути к архитектуре, равнозначные инструменты для наращивания «напряжения» . Ведь архитектура, в которой нет «напряжения» , никогда не вызовет никаких эмоций» .