271396.ppt
- Количество слайдов: 46
Архитектура и скульптура Древней и Средневековой Индии
ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ: Особенности индийской философии: 1. Автохтонность – возникновение философии на собственно культурной почве 2. Традиционность 3. Религиозность 4. Спиритуалистическая направленность 5. Соединение рационализма с мистицизмом 6. Единство большинства школ в определении картин мира 7. Сочетание мироутверждения и мироотрицания (истории нет, есть лишь микрокосм личности) 8. Принятие почти всеми школами учения о трансмиграции (переселении душ) 9. Отношение к философии как к образу жизни 10. Высокий статус философии в обществе
Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства. Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н. э. , в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Как и в других странах Древнего Востока, в Индии процесс формирования рабовладельческого строя шел медленно. Пережитки первобытно-общинных отношений в Индии сохранились вплоть до средних веков.
Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита. Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 - 1500 гг. до н. э. ; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку. Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.
Хараппа и Мохенджо-Даро являлись, как предполагают, центрами индской цивилизации, существовавшей в 3 -м тысячелетии до н. э. Проводимые раскопки позволили обнаружить города площадью около 1, 5 км 2 с правильной планировкой, сложной системой канализации, остатками больших сооружений (среди которых «купальня» , «зернохранилище» , «училище» и др. ). При раскопках обнаружено также большое количество печатей и фигурок из камня и бронзы. Индская цивилизация имела свою письменность, но язык ее не разгадан. Кроме того, археологами не обнаружено ни одной гробницы, ни одного здания, поддающегося идентификации (храм, дворец и т. п. ), ни одного символа власти или привилегий. Таким образом, данные выше названия городских сооружений носят предположительный характер.
Мохенджо-Даро – остатки крупного города, принадлежавшего древнейшей цивилизации Индии. Город состоял из двух частей: цитадели, возведенной на возвышении – глиняной платформе, и «нижнего города» , где жили рядовые горожане. В цитадели раскопано большое здание , видимо дворец правителя, а также прямоугольный бассейн. Этот город был центром древнего государства, в котором большую власть имели жрецы, и в бассейне совершались ритуальные омовения. Город был четко распланирован, главные улицы имели ширину до 10 м. , и пересекались под прямыми углами.
Удивление археологов вызвала обнаруженная здесь совершенная система водопровода и стока грязной воды. Городские дома построены из обожженного камня, многие из них были двухэтажными. Богатство этой цивилизации было основано на земледелии. Индская цивилизация была высокоразвитой культурой. При раскопках была найдена своеобразная скульптура: наиболее известна каменная статуэтка бородатого царя или жреца, а также бронзовая фигурка танцовщицы. Эта скульптура изображает людей с раскосыми глазами и большими выпуклыми губами, считается, что жители индских городов принадлежали к австралоидной расе и родственны современному населению Южной Индии.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.
Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. На вершине ступы ставился кубический «божий дом» , или реликварий из драгоценного металла (золота и др. ). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. .
Большая ступа в Санчи Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н. э. , но в 1 в. до н. э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16, 5 м, а до конца стержня 23, 6 м, диаметр основания - 32, 3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода Маурья.
В ранних ступах есть несколько характерных деталей. Основная часть - анда - это простой полусферический купол, поставленный на низкую платформу. На вершине - колонна с круглыми дисками (чхатравели), штиль и зонтики были скрыты от глаз молящегося во время обхода оградой или террасой (хармика) из квадратных столбов - миниатюрной копии большой ограды, окружающей всю ступу. Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем, огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Зонтики на вершине главного столба, выходящего из сердцевины ступы (продолжение культа колонны царя Ашоки), представляют существенные части буддийской космологии, в которой колонна . символизирует "гору миру" или ось вселенной, а диски - это число небесных сфер.
Зонтики также могут выступать и как знаки особого почитания, которыми одаривают объекты и отдельных персонажей; кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Закон и монашескую общину, или сангху. Наиболее известная из сохранившихся ступ раннего периода находится в Бхархуте; этот один из величайших памятников, относящихся к 100 году до н. э. , со времен раскопок, произведенных в XIX в. , все еще представляет гору булыжников. Значение этих ранних ступ - в богатстве представленных на них образов: жанровые сцены, джатаки и самостоятельные фигуры могут. служить наглядной энциклопедией искусства раннего периода. Последние исследования показали, что рельефы в Бхархуте исполнены тонко и умело, в разнообразной технике и с многочисленными вариациями в манере повествования.
Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо.
Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны.
Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.
Стамбха в Читторгархе
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.
Храм в Элоре В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.
Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов).
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств и правила их создания.
В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, грекоримская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв.
В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская среда, на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д. ).
Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеологии страны, которые наметились еще в период Гуптов. Брахманизм окончательно вытеснил буддизм, возродившись в виде нового религиозного течения — индуизма с его культом богов Вишну и Шивы. Им посвящалось большинство храмов, строительство которых развивалось особенно интенсивно.
древний храм Вишну
В 7— 8 вв. в расцветающих центрах Индии продолжали возводиться грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в. )
храм Шивы на острове Элефанта (7 в. )
храм Кайласанатха в Элуре
Эти огромные комплексы, связанные с новыми веяниями средневековья, уже не соответствовали своим буддийским прообразам, в основе которых лежала идея отшельничества и уединенной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширялись, а скульптура приобретала ведущее положение.
В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в 16— 17 вв. , в период правления Великих Моголов. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям.
Хампи - столица империи индуисткой Виджаянагара XIII В.
На севере Индии в 13 в. началось широкое строительство новых культурных сооружений, минаретов, мечетей и мавзолеев, образы и строительные приемы которых были привнесены из стран Среднего Востока. Вместо прежней сухой кладки напуском постепенно вводится кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии. Религия ислама с его запретом изображать людей в культовых зданиях внесла существенные перемены и в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический орнамент пришел на смену пластичности храмовых скульптур, а гладкие плоскости стен — криволинейным усложненным объемам индуистских культовых зданий.
Индийские мастера широко вводили сочетание разных сортов камня, подчеркивая тем самым богатство фактуры материалов. Здания возводились на платформе в соответствии со старыми традициями и украшались по углам шлемовидными куполами, характерными для средневековых каменных храмов. Выстроенный в 13 в. в Дели, новой столице Индии, минарет Кутб. Минар ознаменовал начало объединения двух архитектурных принципов: четкость замысла и чистота линий соединялись в нем со скульптурной осязаемостью форм.
Стройный ствол минарета достигает высоты 73 м. Его массивные грани, сочетание золотистого и красного песчаника, узорные балконы, приостанавливающие его неудержимый рост кверху, придают ему характер материальности, монументальности и пластичности. Красота камня подчеркивается простыми, строгими и вместе с тем разнообразно чередующимися в ярусах гранями, то острыми, то округлыми, придающими ему пучкообразную форму.
Архитектура 16— 17 вв. — периода правления Великих Моголов — знаменует собой последний этап развития средневекового индийского зодчества. В огромном централизованном государстве возводились новые города (Агра, Фатх-пур-Сикри), мощные крепости, окруженные массивными стенами, включающие сады и мечети, дворцы и мавзолеи. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся монументальност ью и грандиозностью. Тяга к роскоши, к изяществу, орнаментальным украшениям в постройках 17 в. знаменует постепенные изменения стиля, связанные с медленным угасанием мощи государства Великих Моголов.
Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого выстроен один из самых значительных памятников Агры этого времени — мавзолей Тадж-Махал (1632— 1650), созданный строителями Индии, Турции, Ирана, Средней Азии и Афганистана.
Белоснежный мрамор, из которого возведено здание, просторный купол и четыре минарета придают ему особую стройность и невесомость. Примененные здесь многочисленные арки как бы дематериализовали стену. Здание явно дышит, пронизанное светом и воздухом. Красота и изящество Тадж-Махала совершены, но вместе с тем они лишены теплоты, живого, осязаемого трепета форм, столь свойственного древним памятникам.
Тадж-Махал