Архитектура г. Костаная.pptx
- Количество слайдов: 69
Архитектура и градостроительство Костанайской области АРХИТЕКТУРА Г. КОСТАНАЙ (ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ГЕНПЛАНЫ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ) Проверила: Выполнил: Алинов Саят Тiлеужанұлы. Арх 13 -10 (15)
Содержание: Фото со спутника Бывший Народный дом. ( Аль-Фараби, 60) Название Торговый центр ЦУМ История возникновения г. Костаная Казахско-французский центр Генплан для г. Костаная Костанайский Константино-Еленинский собор Главный площадь Библиотека имени Л. Толстого Памятники архитектуры г. Костаная Дом купца Давлеткадиева Амангельдинский район Ритуальное сооружения Екидын Костанайский областной казахский театр драмы им. И. Омарова Мовзалеи ХIХ века Анновский храм Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина Здание Пассажа купцов Яушевых. (Краеведческий музей) Костанайская областная филармония им. Е. Умурзакова Костанайская соборная мечеть (пр. Аль-Фараби, 44) Заключение Пивоваренный завод. (Каирбекова, 238) Список литературы Здание бывшего мужского 4 -х классного училища Железнодорожный вокзал Башня с часами Самый высокий дом в Костанае 13 этажей Новая мечеть
Фото со спутника
Название Современное официальное русское название города — Костанай. До 17 июня 1997 года город по-русски назывался Кустана й, по имени урочища, на котором расположился город у берега реки Тобол. Первоначальное название — Николаевск. Во многих городах Казахстана, России и Украины в честь бывшего названия населённого пункта (Кустанай) есть Кустанайская улица.
История возникновения г. Костаная Строительство поселения Николаевск, Николаевского уезда Тургайской области Российской империи начато в 1879 году по распоряжению оренбургского генерал-губернатора Крыжановского. В 1880 году было разрешено крестьянам из внутренних губерний России селиться здесь, и началось земледельческое, скотоводческое и коневодческое освоение этого края. Первоначально в городе были лишь предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и небольшие кожевенные и маслобойные заводы. В 1912— 1913 годах была построена железнодорожная линия Кустанай-Челябинск и открыта железнодорожная станция Кустанай. В начале XX века город являлся крупным торговым ярмарочным центром в казахских степях. Швейцарский гражданин Лорец построил крупнейший на Южном Урале и на территории нынешнего Казахстана завод по производству пива (действующий до сих пор), которое разливалось в специально производимые фирменные бутылки, что по тем временам было редкостью. В 1950 -е годы население города и области заметно возросло в связи с освоением целины. С послевоенного времени до настоящего времени на территории Костанайской области продолжают собираться огромные урожаи зерновых культур. На восточном въезде в город, со стороны реки Тобол, была установлена надпись с пятиметровыми цифрами, подобная этой: « 385 тыс. тонн зерна» , где число тонн обновлялось каждую неделю. 17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города Кустанай на русском языке была изменена на город Костанай, а Кустанайской области — на Костанайскую область.
Генплан для г. Костаная К 2020 г. город Костанай обретет новый облик. Депутаты областного маслихата одобрили корректировку Генерального плана застройки областного центра. В перспективе развития города - строительство нового загса, современных высоток, автомобильной магистрали и станции по биоочистке воды. Визитной карточкой города должна стать набережная. Концепцию застройки Костаная на ближайшие 12 лет разрабатывала столичная компания «Градкомплекс» , транспортные развязки проектировали киевские инженеры. На проведение этих работ из бюджета было выделено около 50 млн тенге. - Основные объекты проекта – высотные здания в центральной части города, застройка и облагораживание территории вдоль р. Тобола, говорит начальник ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города Костаная» , главный архитектор города Абай Юнусов. Постепенно мы будем избавляться от ветхой частной застройки, которая занимает сейчас значительную площадь в центральной части города. Уже в ближайшие пару лет в Костанае будут построены бизнес-центр, центр развлечений, новые здания банков, загса. Территория вдоль р. Тобола должна превратиться, по словам архитекторов, в современный прибрежный парк. Как принято во многих крупных городах, эта зона будет визитной карточкой города. Набережная застроится многоэтажными жилыми домами и общественными социальными объектами. На территории областного центра появятся 3 новых моста, два из которых свяжут берега р. Тобола. Также разработчиками проекта предложено строительство новых автомагистралей. Вокруг города будут образованы два объездных кольца автодорог. - Данные автомобильные магистрали не позволят заходить транзитному транспорту в город, - говорит директор ТОО «Градкомплекс» Нурбек Аужанов. - Это позволит разгрузить город от избытка автотранспорта, а также значительно снизить выбросы в атмосферу. Улучшить экологическую обстановку в Костанае должны и станции биологической очистки воды, ливневая канализация, а также современный полигон ТБО.
Генплан г. Костаная
Главный площадь Сенее здание большое вдалеке – областной акимат. На площади, рассказали местные, было недавно много деревьев и вместо фонтана – было бассейн с лебедями. Птицы были символом города. Аким Калугин решил, что символ слишком устарел.
Памятники архитектуры города Костаная Большинство костанайских памятников архитектуры имеет сугубо функциональное назначение: культовые здания, жилые дома, школы, промышленные предприятия. Господствует «кирпичный сибирский стиль» , известный в конце ХІХ – начале ХХ веков. Местные мастера выработали свой «кустанайский» вариант этого стиля. Его особенностью было то, что даже обычный склад не должен был иметь унылых глухих стен. Фигурная кладка кирпича, карнизы, ложные окна, башенки – стены украшались также прихотливо, как и в жилых домах. Подлинными произведениями строительного искусства были кованые навесы над крыльцом, дымники, водосточные трубы.
Амангельдинский район Подлинной жемчужиной природных богатств и памятников истории является древний аул Екидин (центр Сарытургайского сельского округа). К доисламским временам относятся два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. По мнению академика А. Х. Маргулана эти, достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название «үйтас» или «дынг» , построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы» и, возможно, имели ритуальное значение. Предположительная датировка – ранний железный век. Согласно местным легендам, в ХҮІІ - ХҮІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят дыны произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов. В 80 -е годы ХХ века на собранные местным населением средства проведено восстановление частично разрушенных к тому времени дынов.
Ритуальное сооружения Екидын В Амангельдинском районе Костанайской области в долине вблизи аула Екидин расположены два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, которые относят к раннему железному веку. Судя по всему, изначально они имели сакральное, обрядовое назначение. Согласно местным легендам, в ХVІІ - ХVІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят дыны, произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов. В 80 -е годы ХХ века на собранные местным населением средства проведено восстановление частично разрушенных к тому времени дынов.
В Костанайской области сохранены мавзолеи ХIX века Погребальная архитектура у казахского народа символизирует культ предков, идеал вечности и бессмертия духа предков – аруахов и каждый подобный памятник для казаха является символом родины, веры. В Костанайской области такиз памятников немало. Особенно много их в Тургае. Мавзолеи сохранены в основном только потому, что находятся в сотнях киломметрах от населенного пункта. Второй половине 19 -ва вв датируется памятник «Кыз-Тама» ( «Девичья могила» ). По преданиям это магила девушки, которая славилась своей мудростью и красноречием. Но она похоронена не одна, а со своей сестрой. Если верить историческим данным, в то время красавицу Батиму сосватали сыну одного богатого и известного бия. Но Батима от внезапной болезни умирает. По тем обычьям, в место нее должны были выдать замуж ее сестру. И отец принемает решение отдать свою младшую дочь вместо Батимы. А она в свою очередь ставит 2 условия. Первое условие – чтобы возвели на месте захоронения ее сестры большой курган-могильник. А второе – собрав население, даже позвав врагов, дать поминальный обед в честь ее умершей сестры.
По его словам, о мастерах строивших этот мавзолей ничего не известно. Сам мавзолей построен из жженного кирпича – местного сырца – крепкого, монолитного. Древние мастера использовали для укрепления кирпича молоко и конский волос. Хотя для большинства р-онв Костанайской области традиционно для строительства мавзолеев использовали глиносоломенная смесь. Но в Тургайском регионе практиковался более древний метод с добавлением костей животных и каркасом из тальника.
Анновский храм В Сарыкольском районе, почти на границе с Северо-Казахстанской областью, на берегу большого озера расположился поселок с более чем столетней историей – Анновка. Поселок был основан переселенцами, которые в годы колонизации Россией окраинных казахских земель расселялись властями на новых территориях. Фрейлине Ее Императорского Величества Анна Шереметевой очень приглянулось это место. Постановили основать здесь поселок, который и назвали в ее честь. Тут же заложили на месте будущего села церковь. Это был самый крупный православный храм в округе - святой Анновский храм. Законченное строение было поистине монументальным: Рядом с храмом была расположена высокая звонница, а вершины были украшены золотыми куполами, сияние от которых было видно на огромном расстоянии. Во время прихода советской власти было принято решение снести храм. Полностью храм так и не смогли разрушить. Звонницу разобрали, купола снесли, а главное помещение приспособили под клуб. Анновка потеряла свой статус волостного центра, стала малолюдной. До сих пор приезжают верующие люди, чтобы помолиться в этих стенах. Говорят даже, что в одной из стен храма замурована некая реликвия, которая и дает молящимся особую благодать.
Здание Пассажа купцов Яушевых. (Краеведческий музей) В архитектурном решении здания чувствуется влияние стиля модерн. Впервые это здание отмечено на городском плане 1902 года, первое упоминание о нем в архивах, как о самом крупном магазине города относится к 1903 году. Помимо магазина Торгового дома Яушевых на паях с крупной купеческой фирмой Стахеевых, устроенного по типу «Пассаж» , то есть в виде галереи торговых залов с обилием зеркальных стекол, здесь был склад и жилые апартаменты главы Кустанайского отделения Торгового дома «Братья Яушевы» А. А. Яушева. Стоимость построек в тот период оценивалась в 12 тысяч рублей. Существенного роста цен на недвижимость в дальнейшем не отмечалось, поэтому можно предположить, что велось дополнительное строительство, так как по переписи 1912 года стоимость Пассажа возросла до 28 тысяч рублей. Торговый дом «Братья Яушевы» имел крупнейший универсальный магазин в Троицке, оптово-розничные магазины в Ташкенте, Челябинске, Кульдже, Токмаке, Аулие-Ата, Казани и Кустанае. Владел кожевенными, мыловаренными, хлопкоочистительными заводами, паровыми мельницами, чайными и хлопковыми плантациями. После революции Яушевы свернули дела и эмигрировали за границу. В 1920 -е годы, во времена НЭПа, здание оставалось торговым заведением бывшего компаньона Яушевых Стахеева. Впоследствии здесь был крупнейший универсальный магазин города.
Так выглядело здание Яушевского пассажа до реконструкции. 50 -е годы Великой Отечественной войны в подвалах универмага хранились эвакуированные в Кустанай из Москвы коллекции Государственного Исторического музея. В 1960 -е годы фасад первого этажа был реконструирован, вследствие чего полностью изменился первоначальный вид здания, особенно первого этажа. За счет, пристроенных в более позднее время, торговых залов нарушен композиционный строй здания. Вплоть до 1989 года в здании находился Центральный универмаг, затем была начата реконструкция и с 1995 года здесь располагается экспозиционное здание областного историко-краеведческого музея. В сентябре 2006 года часть здания со стороны проспекта Аль-Фараби передана под Дом Дружбы.
Костанайская соборная мечеть (пр. Аль. Фараби, 44) Мечеть была построена в 1893 году на пожертвования мусульман, проживающих в Татарской слободе (ныне район Наримановского рынка). Основным жертвователем на новую мечеть стал один из известнейших купцов и благотворителей, представитель Троицкого торгового дома «Братья Яушевы» Абдулвалей Ахмедханович Яушев. В 1931 году решением городского Совета здание мечети было передано под клуб. Первый киномеханик С. Захаров вспоминал: «В клубе кино шло только вечером, точного времени не указывалось, в афишах писали – начало фильма после коров» . В годы Великой Отечественной войны в здании был устроен эвакопункт, оно приютило эвакуированных ленинградцев. После войны здесь располагался КТЮЗ (кинотеатр юного зрителя), затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии. В настоящее время здесь вновь располагается мечеть.
Пивоваренный завод. (Каирбекова, 238) В 1893 году с разрешения Министерства внутренних дел на выгонной земле Костаная крупный купец и скотопромышленник из Троицка, швейцарский поданный А. П. Лорец в компании с прусским подданным И. А. Павлик построил пивоваренный завод, сохранившийся и поныне как пивзавод АО «Арасан» . Вскоре И. А. Павлик отказался от участия в пивоваренном деле, а вот Лорец от затеи не отступился. Вскоре его пиво составило серьезную конкуренцию продукции завода известного троицкого пивовара, выходца из Германии Якова Эрнста Леонгарда Зуккера, ранее бывшего монополистом на кустанайском рынке. Лорец открыл и первую городскую гостиницу с рестораном.
Здание бывшего мужского 4 -х классного училища Ныне художественной школы. (Аль-Фараби, 77) История этого учебного заведения, строительство которого, задуманное еще в 1895 году было окончательно завершено в 1907 году, неразрывно связана с именем уездного начальника М. Кочергина. Задавшись целью оставить о себе добрую память, он рискнул своей карьерой, едва не лишился должности, пошел на значительный перерасход отпущенных средств (30 тысяч рублей вместо 8 тысяч), вымолил частные пожертвования и построил вместо разрешенного начальством скромного школьного домика с деревянным вторым этажом прекрасное кирпичное двухэтажное здание мужского четырехклассного городского училища. Здание в традиционном кирпичном стиле отличается от прочих костанайских построек. У него четко выделен центр, декоративно оформлены наличники окон, рустовкой выделен нижний этаж. Чуть нарушенная перспектива создает впечатление живости и движения. Дом словно манит обойти его с разных сторон. Здание строилось как мужское четырехклассное городское училище, впоследствии здесь размещалась женская прогимназия. После установления Советской власти здесь по-прежнему размещались учебные заведения. В частности в годы Великой Отечественной войны работал эвакуированный в Костанай Азово-Черноморский институт, после войны здесь находилась средняя школа № 12, затем медицинское училище. С 1986 года – детская художественная школа.
Железнодорожный вокзал С октября 1913 года открылось регулярное движение товарных, а затем и пассажирских поездов по только что построенной железнодорожной линии Троицк – Кустанай (старая транскрипция названия города). Тогда же было выстроено и первое станционное здание. В связи с возросшей численностью населения и увеличившимся пассажиропотоком в начале 1970 -х годов возникла необходимость в строительстве нового здания вокзала. Согласно проекту московских архитекторов это должен был быть один из крупнейших вокзалов СССР. Новое здание железнодорожного вокзала было построено в 1974 году на месте старого. Это дало свои преимущества – сложившаяся раньше привокзальная площадь удобно связана с городским транспортом, с центром города и жилыми районами.
Эффектно оформлен главный вход в здание. Мощный железобетонный консольный козырек с вылетом 15 метров, поставленный к плоскости фасада под углом, ориентирован на основную магистраль города – улицу Ленина (ныне проспект Аль-Фараби), также выходящую под углом на привокзальную площадь. При строительстве вокзала широко использовались индустриальные конструкции и изделия – сборный железобетон, керамзито-бетонные панели, витражи из алюминия. Для отделки применялись мрамор, гранит и ценные породы дерева, а также архитектурные детали из латуни и алюминия. За проектирование и строительство железнодорожного вокзала в Кустанае коллектив архитекторов, инженеров и строителей был удостоен премии Совета Министров СССР за 1978 год. Новое рождение пережил вокзал в начале ХХІ века. Реконструкция осовременила облик вокзала, сохранив его наиболее примечательные особенности.
Башня с часами В Костанае башня с часами была построена в конце 1980 -х годов, как архитектурная вставка между двумя жилыми зданиями (1960 -го и 1970 -го годов). Автор проекта архитектор Иосифович Искаков. По его проектам в нашем городе построены – здание областного акимата, комплекс Главпочтамта, первые 9 -этажные дома в центре города. Может быть, из-за старинных поверий о башенных часах, построенная Искаковым не так давно и не являющаяся памятником истории, башня с часами стала восприниматься визитной карточкой Костаная. Города прирастают домами, как деревья годовыми кольцами. И каждый дом – если только это настоящая архитектура – имеет свою неповторимую индивидуальность и биографию. А старый город можно сравнить с увлекательным спектаклем, где взаимодействует множество таких архитектурных «героев» и зрителями которого мы становимся ежедневно.
Бывший Народный дом. ( Аль-Фараби, 60) Здание выстроено в 1886 году, до 1896 года принадлежало известному уральскому виноторговцу В. А. Поклевскому-Козелл, представителю «Торгового дома Наследники А. Ф. Поклевского-Козелл» . Здесь находились погреба для оптовой торговли вином, винная лавка, трактир. Здание представляет собой один из наиболее интересных образцов сибирского кирпичного архитектурного стиля в нашем городе. Первый этаж полуподвальный, с низкими сводчатыми потолками. Только часть комнат выходящих на фасад, имеют ровные потолки, без сводов. Строители своеобразно обыграли центральную симметрию фасада. Разбив стену на два горизонтальных яруса, мастера, тем не менее, подчеркнули и вертикальные линии, а также украсили фасад пилястрами, прямоугольниками и полуцилиндрическими нишами. В итоге простая кирпичная стена стала выглядеть легкой, почти ажурной. После введения государственной винной монополии здание было уступлено в аренду, а затем продано городскому Обществу попечения о народной трезвости, открывшему чайную с общедоступной библиотекой-читальней. В 1903 году здесь был устроен Народный дом, являющийся центром досуга для горожан, на небольшой сцене игрались любительские спектакли, проходили концерты и музыкальные вечера, читались научно-популярные лекции.
ЦУМ Торговый центр ЦУМ г. сегодня – это неотъемлемая историческая часть Костаная, визитная карточка и одна из главных достопримечательностей города.
Казахско-французский центр Памятников великого актеру в мире всего 11, в Костанае- он 12! А рядом скоро будут соседствовать Жанна Д’Арк и Наполеон. Казахскофранцузский культурный и торговый центр откроет свои двери уже 1 го мая. Костанайцев ждут торговые залы, французская кофейня «Круассан» , таверна, ресторан «Общепит № 1 СССР» в котором, обещают угостить по ценам советского времени. А еще украшать здание Центра будут огромные уникальные часы, которые, возможно будут занесены в Книгу Рекордов Гиннеса. На каждом этаже посетители будут видеть настоящие реликвии, уникальные игрушки ручной работы. И вообще эксклюзивные куклы - это главная достопримечательность Казахско-французкого торгового и культурного центра. На 4 м этаже - единственный в Казахстане Музей Игрушки. Они собраны из разных стран мира, из разных времен. От древней игрушки до современных радиоуправляемых моделей. 5 тысяч игрушек смогут увидеть костанайцы и гости города. А в планах создателей Музея Игрушки - расширить коллекцию и построить отдельное здание для музея. Малыши смогут поиграть в активные игры и развлечься, пока взрослые делают покупки.
А это перед французским домом, в котором расположен музей игрушки, стоят вот такие малые архитектурные формы
Самый высокий дом в Костанае 13 этажей
Новая мечеть открылся в Костанае 11. 04. 2013 18: 25
Костанайский Константино-Еленинский собор
Библиотека имени Л. Толстого
Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина
Дом купца Давлеткадиева
Костанайский областной казахский театр драмы им. И. Омарова Костанайский областной казахский театр драмы был открыт 14 сентября 2000 года Ильяс Омаров родился на территории нынешнего Сарыкольского района Костанайской области. Трудовую деятельность начал в 1933 году. Работал на разных руководящих должностях, в том числе с 1967 по 1970 год был министром культуры Казахской ССР. Отмечен высокими наградами СССР – орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» , медалями. Знавшие Омарова называют его образцом честности и исключительной интеллигентности, высокой культуры и широкой эрудиции. Костанайский театр драмы с гордостью носит имя известного земляка и вносит свой вклад в развитие казахской национальной культуры. Штатная численность театра составляет 96 человек
В сентябре 2010 года было начато строительство нового здания театра, буквально через два года Костанайский областной казахский театр драмы им. И. Омарова переехал в новое помещение. Это стало огромным событием в жизни творческого коллектива, новый театр по своему великолепию и оборудованию практически не имеет в стране аналогов в нашей стране. В театре имеются два зала, большой зал на 276 мест и малый зал на 50 мест. Новое здание драматического театра располагает необходимыми помещениями: 10 гримерных комнат, репетиционный зал и другие технические помещения. Установлено профессиональное звуковое, световое оборудование, аппараты синхронного перевода и видеонаблюдения на сцене. Имеется также тренажерный зал и зимний сад. 15 августа 2012 года в ходе своего рабочего визита Костанайский театра вновь посетил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он высоко оценил убранство и оснащение театра, поинтересовался у его работников возможными проблемами, задал вопрос о репертуарной политике, заявил о важности для культурной политики государства развития театрального искусства.
Костанайская областная филармония им. Е. Умурзакова Костанайская Государственная областная филармония открыта в 1944 году. Открытие филармонии было обусловлено острой потребностью в создании своих национально-художественных коллективов, пропаганде концертной деятельности и превращению города Костаная в центр музыкальной культуры области. Первая концертная программа была представлена 19 марта 1944 года в здании областного драматического театра. За долгие годы своей работы Костанайская областная филармония организовала и провела свыше 200 тысяч концертов, более 30 миллионов зрителей смогли насладится великой музыкой на выступлениях коллективов филармонии. Выступления творческих коллективов филармонии с успехом проходили по всему Советскому Союзу от Прибалтики до Дальнего Востока, от Средней Азии до северных границ.
Вывод: Большинство костанайских памятников архитектуры имеет сугубо функциональное назначение: культовые здания, жилые дома, школы, промышленные предприятия. Господствует «кирпичный сибирский стиль» , известный в конце ХІХ – начале ХХ веков. У каждого из старинных зданий в Костанае – есть своя неповторимая история. К 2020 г. город Костанай обретет новый облик.
Список литературы http: //kraeved-kst. kz/ https: //ru. wikipedia. org/wiki/Костанай http: //www. kn. kz/news/view/id/3380/ https: //www. google. kz http: //culturemap. kz/ http: //kostanay-city. kz
Спасибо за ВНИМАНИЕ
Архитектура г. Костаная.pptx