Скачать презентацию Архитектура и архитектурные стили Вопросы 1 Скачать презентацию Архитектура и архитектурные стили Вопросы 1

Архитектура и архитектурные стили.pptx

  • Количество слайдов: 42

Архитектура и архитектурные стили Архитектура и архитектурные стили

Вопросы • 1. Понятие архитектуры • 2. Стили архитектуры • 3. Теория архитектуры • Вопросы • 1. Понятие архитектуры • 2. Стили архитектуры • 3. Теория архитектуры • 4. История архитектуры

Архитектура • (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и Архитектура • (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Произведения архитектуры • здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные Произведения архитектуры • здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д. ). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства градостроительство. Частью архитектуры являются пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естественной природы

Произведения архитектуры - • здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, Произведения архитектуры - • здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д. ).

 • В произведениях архитектуры разрешение практических утилитарных задач неразрывно сочетается с художественным творчеством • В произведениях архитектуры разрешение практических утилитарных задач неразрывно сочетается с художественным творчеством - созданием архитектурных образов, выражающих определенное идейнохудожественное содержание.

 • Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства • Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства - градостроительство. • Частью архитектуры являются пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естественной природы

 • Будучи частью материальной культуры общества, архитектура является в то же время одним • Будучи частью материальной культуры общества, архитектура является в то же время одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание. Поэтому архитектура играет важную идеологическую роль, являясь образным воплощением социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

 • На всём протяжении своего исторического развития архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя • На всём протяжении своего исторического развития архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим количеством средств архитектурнохудожественной выразительности, которые запечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражая особенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники, преобладание тех или иных строительных материалов и т. д.

 • К основным типам архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные здания (театры, • К основным типам архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки.

Типы архитектурных сооружений ЖИЛИЩА Административные и общественные здания Культовые сооружения Фортификационные Промышленные Транспортные Типы архитектурных сооружений ЖИЛИЩА Административные и общественные здания Культовые сооружения Фортификационные Промышленные Транспортные

 • Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных • Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д. ). • Являясь частью определенных комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в целостные или исторически сложившиеся ансамбли. • Важным качеством архитектуры является также ее связь с естественной природной средой, служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей его природой.

Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) органически взаимосвязаны. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) органически взаимосвязаны.

 • Для строительства зданий и комплексов необходимы определенные материальные условия, прежде всего территория • Для строительства зданий и комплексов необходимы определенные материальные условия, прежде всего территория для строительства, надлежащие строительные материалы и орудия строительного дела, непосредственные исполнители строительных работ.

Объектом архитектурного творчества • Является всё сооружение (или группа сооружений) в целом: размещение здания Объектом архитектурного творчества • Является всё сооружение (или группа сооружений) в целом: размещение здания (или группы зданий) на территории (генеральный план), распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (собственно план здания), наружный облик всего здания и каждого из его фасадов, композиция и внутренняя отделка интерьера, а также все стороны технико-конструктивного осуществления сооружения.

 • Теснейшая взаимосвязь архитектуры и строительной техники проявляется также и в том, что • Теснейшая взаимосвязь архитектуры и строительной техники проявляется также и в том, что определенные архитектурные формы складываются на основе творческой переработки тех или иных приёмов строительной техники, художественного осмысления конструкций.

 • Так возникли архитектурные формы: колонны, арки, своды, купола, получили художественное осмысление стоечно-балочная, • Так возникли архитектурные формы: колонны, арки, своды, купола, получили художественное осмысление стоечно-балочная, сводчатая, каркасно-нервюрная и другие конструкции. В свою очередь архитектурное творчество вызывает появление и разработку новых конструкций и строительно-технических приёмов.

 • Решая социальнобытовые, строительнотехнические и идейнохудожественные задачи, архитектура применяет разнообразные композиционные и образные • Решая социальнобытовые, строительнотехнические и идейнохудожественные задачи, архитектура применяет разнообразные композиционные и образные средства. Важнейшие из них:

 • общая композиция отдельного здания или ансамбля, • умение вписать его в окружающую • общая композиция отдельного здания или ансамбля, • умение вписать его в окружающую городскую или естественную среду, • гармоничное сочетание размеров отдельных частей здания между собой и в целом (Пропорции), • соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность),

 • различные способы членения объёмов, стенных плоскостей и др. , • пластическая обработка • различные способы членения объёмов, стенных плоскостей и др. , • пластическая обработка частей и деталей здания, • применение отделочных материалов, обладающих той или иной фактурой и другими пластическими качествами, • применение цвета и различных декоративных элементов, • сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью и произведениями декоративноприкладного искусства ( Синтез искусств)

Пространственно-временной, неизобразительный характер произведения архитектуры говорит о его родственности с временными искусствами (например, с Пространственно-временной, неизобразительный характер произведения архитектуры говорит о его родственности с временными искусствами (например, с музыкой). Произведение архитектуры требует постепенного осмотра с разных точек зрения, снаружи и внутри постройки. Возникнув на самых ранних ступенях человеческого общества, архитектура способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творческих сил.

Между архитектурою, живописью и скульптурою есть существенная разница: • архитектура пользуется почти исключительно геометрическими Между архитектурою, живописью и скульптурою есть существенная разница: • архитектура пользуется почти исключительно геометрическими формами и только в орнаментике прибегает к органическим формам; живопись же и скульптура изображают преимущественно животные и растительные формы и лишь в аксессуарах обращаются к формам архитектурным, т. е. геометрическим.

 • По своей подчиненности известным математическим законам в области пропорций архитектура ближе всего • По своей подчиненности известным математическим законам в области пропорций архитектура ближе всего подходит к музыке, которая подчиняется также математическим законам в области звуковых соотношений; в этом смысле архитектуру очень удачно называют "окаменелой музыкой". • Каждое художественное произведение заключает в себе два основных элемента — отвлеченную идею и вещественное ее представление, т. е. иными словами сущность и форму.

 • Соединение этих элементов в одно согласное целое представляет цель искусства; и если • Соединение этих элементов в одно согласное целое представляет цель искусства; и если эта цель достигнута, то произведение безусловно может быть названо изящным. • Следовательно, всякое изящное архитектурное произведение должно своим внешним представлением вполне обнаруживать внутренний смысл и назначение здания. • В силу этого закона нельзя, напр. , церкви придать наружный вид театра или одноэтажному внутри зданию придать двухэтажный фасад.

 • Причины, которые порождают эти разнообразия, также довольно многочисленны. • Они бывают также • Причины, которые порождают эти разнообразия, также довольно многочисленны. • Они бывают также духовные и физические. К первым относятся: религия народа, степень его гражданственности, нравы и обычаи; ко вторым — климат страны, характер строительных материалов и степень народного благосостояния. • Совокупность этих причин обусловливает то обстоятельство, что в определенную эпоху и в известной местности являются постройки, весьма сходные между собой. • Это родовое сходство построек, принадлежащих одному народу или, скорее, одной местности и одной эпохе, носит название архитектурного стиля.

 • От климата страны зависит общая форма здания и внутреннее расположение частей. • • От климата страны зависит общая форма здания и внутреннее расположение частей. • В южном, жарком климате человек наиболее страдает от жары, и поэтому жилище его должно быть устроено так, чтобы оно давало ему возможно больше прохлады; • с этою целью отдельные помещения располагаются разбросанно, разделяются промежутками и большими внутренними дворами, • они снабжаются разными открытыми, хотя и тенистыми наружными частями, как, напр. , колоннадами, сквозными галереями, балконами и террасами;

 • в южном климате громадное большинство занятий человека происходит на открытом воздухе, в • в южном климате громадное большинство занятий человека происходит на открытом воздухе, в доказательство чего стоит только вспомнить живописные базары восточных городов с их лавками и мастерскими прямо на открытом воздухе; • и потому внутренние помещения не требуют много света, следовательно, окна могут быть невелики; • мало того, так как южное жилье должно быть по возможности защищено от палящих лучей солнца, то окна делаются не только небольшими, но их также должно быть немного. Наконец, в южном климате дождей бывает сравнительно очень мало, а в некоторых местностях и вовсе не бывает, а это дает возможность делать на зданиях плоские крыши или террасы.

 • Все условия для сооружения северного здания диаметрально противоположны: северное здание должно быть • Все условия для сооружения северного здания диаметрально противоположны: северное здание должно быть по возможности защищено от холода, и потому внутренние помещения располагаются скученно, дабы вышло поменьше наружных стен и дабы внутренние помещения предохраняли бы друга от охлаждения; далее — в северном ненастном климате все занятия человека происходят внутри здания, следовательно, внутренность его должна быть хорошо освещена, что обусловливает большие размеры окон и большое их количество.

 • . Наконец, в северном климате выпадает большое количество дождя и снега, от • . Наконец, в северном климате выпадает большое количество дождя и снега, от которых приходится защищать его одною большою и притом крутою крышею, дабы снег и вода как можно быстрее скатывались на землю. • Итак, южная постройка представляет собою здание с немногими небольшими окнами, крытое плоскою крышею, с растянутым и разбросанным расположением; северное же здание, наоборот, представляет собою одну большую массу со множеством больших окон и с одною высоко поднятою крышею. У нас в России есть немало наглядных примеров этого, каковы, напр. , ханский дворец в Бахчисарае и Большой Кремлевский дворец в Москве. • Первый представляет ряд комнат, зал, галерей и павильонов, по большей части одноэтажных, разбросанных вокруг дворов, двориков с бассейнами и садов; второй представляет собою одно высокое трехэтажное здание в виде громадного прямоугольного массива.

Свойства материала • преимущественно влияют на формы частей здания и в особенности на форму Свойства материала • преимущественно влияют на формы частей здания и в особенности на форму покрытия помещений, а также оконных и дверных отверстий. До нынешнего века камень и дерево были почти единственными основными материалами; металлы же употреблялись только для скрепления отдельных частей или для украшений. И лишь с нынешнего столетия, со времени постройки знаменитого Хрустального дворца для лондонской Всемирной выставки и парижского Центрального рынка, железо выступило как самостоятельный строительный материал и не успело еще оказать влияние на формы зданий и выработать свой стиль, хотя признаки этого будущего стиля уже начинают отчасти появляться

Свойства материала • В местностях лесистых, где дерево является почти исключительным строительным материалом, развилась Свойства материала • В местностях лесистых, где дерево является почти исключительным строительным материалом, развилась деревянная архитектура, отличительными признаками которой являются: во-первых, горизонтальные покрытия, потому что они удобнее всего устраиваются из балок, во-вторых, тонкость всех частей здания, как, напр. , стен и отдельных опор (колонн и столбов), которая обусловливается легкостью дерева и, следовательно, незначительным грузом верхних частей здания, и, в-третьих, наконец, незначительные размеры зданий, которые придаются ему вследствие меньшей сравнительно с камнем и металлами прочности дерева. Хотя мы знаем деревянные здания довольно значительных размеров, как, напр. , древние деревянные церкви на нашем Севере, которые бывают иногда более 20 саж. высоты, или знаменитый дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, который в отдельных частях занимал площадь до 3000 кв. саж. , но, конечно, они не могут идти в сравнение с такими колоссами архитектуры, как египетские пирамиды, храм св. Петра в Риме, Христа Спасителя в Москве и Эйфелева башня в Париже.

 • Затем в тех странах, где камень благодаря своим основным свойствам хорошо обрабатывался • Затем в тех странах, где камень благодаря своим основным свойствам хорошо обрабатывался в длинные балки и где архитектура развивалась без участия сводчатого покрытия, было принято также горизонтальное покрытие; но так камень представляет собою материал весьма тяжелый, то такое покрытие требовало частых и массивных опор, т. е. толстых стен и колонн. При таких условиях развилась, напр. , архитектура Египта и Древней Греции. Но этот способ покрытия не всегда удобен, потому что далеко не везде находится такой каменный материал, который удобно обрабатывается в балки; и даже в самой Греции мы знаем едва ли не единственный пример 3 -саженной каменной балки (средний пролет Пропилей афинского Акрополя). Поэтому приходится прибегать к весьма частым опорам, которые слишком затесняют внутренность помещения.

 • Применять же деревянные балки к разным монументальным сооружениям неудобно по их непрочности • Применять же деревянные балки к разным монументальным сооружениям неудобно по их непрочности и недолговечности. Поэтому в архитектуре вошли в употребление своды, с помощью которых перекрываются громадные пролеты. Так, напр. , купол Пантеона в Риме имеет около 20 саж. в диаметре, купол храма Христа Спасителя 12 саж. , арка Главного штаба в Петербург 8 саж. и т. д. Начало сводчатой конструкции теряется в глубочайшей древности; она издавна применялась китайцами и этрусками; в настоящее время доказано, что она была известна не только грекам, но даже ассириянам и египтянам; но блестящего развития впервые достигла в архитектуре римлян, которые создали колоссальнейшие в мире своды.

 • Богатство и мощь страны отражается преимущественно на размерах зданий; так, напр. , • Богатство и мощь страны отражается преимущественно на размерах зданий; так, напр. , могучие древние монархии оставили нам громадные архитектурные памятники: Египет — пирамиды и храмы; Вавилон и Ассирия — дворцы; Рим — разные общественные сооружения: — амфитеатры, термы, акведуки; между тем как слабые в политическом отношении государства Греции создали лишь сравнительно небольшие, хотя и в высшей степени художественные архитектурные произведения; один из знаменитейших по красоте и по величине храмов Греции, Парфенон в афинском Акрополе, имел всего лишь около 14 саж. ширины и 32 саж. длины; а едва ли не величайший из греческих храмов — храм Зевса в Агригенте имел около 20 саж. ширины и 47 длины.

 • • Степень культурного развития отражается преимущественно на художественном достоинстве и богатстве зданий; • • Степень культурного развития отражается преимущественно на художественном достоинстве и богатстве зданий; так, напр. , архитектура начала средних веков была, конечно, гораздо беднее и ниже в художественном отношении, нежели архитектура римская, которую она заменила; хотя это, впрочем, относительно художественности зданий не всегда справедливо. Мы, напр. , в культурном отношении стоим несомненно выше готической эпохи, т. е. конца средних веков, а между тем по степени художественности наша архитектура бесспорно ниже недосягаемых созданий готики вроде Кельнского, Миланского и др. соборов, подобно тому как наша современная европейская скульптура, конечно, не может соперничать с бессмертными произведениями греческого и греко-римского резца. Но сильнее всего влияют на частности здания и на характер внешней обработки его деталей религия, нравы и обычаи народов, которые как бы наперекор всем предыдущим влияниям создают совершенно различные архитектурные стили в одной и той же местности и, следовательно, при одном и том же климате и одном и том же материале.

 • Вспомним римские языческие храмы и древнехристианские базилики, которые стоят рядом на одной • Вспомним римские языческие храмы и древнехристианские базилики, которые стоят рядом на одной и той же почве Италии, или зодчество Древнего Египта и архитектура арабов, которые развивались в одной и той же долине Нила. Этим и объясняется, почему даже те народы, которые не создали своего самостоятельного архитектурного стиля, а заимствовали чужой стиль, оставили на своих зданиях свой, чисто личный отпечаток. Подобная общность или заимствование архитектурных стилей возрастает по мере расширения международных сношений; в древнем мире почти каждый народ имел свою архитектуру; в средние века западная половина Европы развивала один стиль: сперва романский, а потом готический, а восточная половина Европы развивала другой стиль — византийский; теперь же не только вся Европа, но также Америка и Австралия пользуются одной только так называемой "европейской архитектурой". В рубрике Архитектура представлен обзор различных архитектурных стилей, выработанных с древнейших времен.

Архитектурный стиль — • совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, Архитектурный стиль — • совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Наиболее значимые архитектурные стили: • Доисторическая архитектура • Античная архитектура. VIII в. до н. Наиболее значимые архитектурные стили: • Доисторическая архитектура • Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э. • Романский стиль. X—XII вв. • Готика. XII—XV вв. • Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в. • Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в. • Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в. • Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII—XIX в. • Эклектика. 1830 -е — 1890 -е гг. • Модерн. 1890 -е — 1910 -е гг. • Модернизм. Нач. 1900 -х — 1980 -е гг. • Конструктивизм. 1920 -е — нач. 1930 -х гг. • Постмодернизм. С сер. XX в. • Хай-тек. С кон. 1970 -х гг. • Деконструктивизм. С кон. 1980 -х гг.

Возникновение архитектурных стилей • В истоках возникновения архитектурных стилей лежит непреодолимое стремление человечества к Возникновение архитектурных стилей • В истоках возникновения архитектурных стилей лежит непреодолимое стремление человечества к прекрасному. На формирование архитектурных стилей сильное влияние всегда оказывали религиозные воззрения, стиль мышления и государственного устройства, национальные особенности и окружающая среда, природа. Но прежде всего развитию архитектуры как художественного явления способствовал. . . рост технических возможностей человечества.

 • Рассмотрим основные архитектурные стили, многие востребованы до сих пор в мировой архитектуре • Рассмотрим основные архитектурные стили, многие востребованы до сих пор в мировой архитектуре и применяются в строительстве зданий.