4 лекция АРХИТЕКТУРА ЕГИПТА древнее цапство.ppt
- Количество слайдов: 83
АРХИТЕКТУРА ЕГИПТА. 1 V тыс. до н. э. - 1 тыс. до н. э. - V-1 V тыс. до н. э. – додинастический период -начало Ш тыс. до н. э. – Раннее царство (1 и. П дин. ), - 2800 – 2400 гг. до н. э. – Древнее царство (Ш-V 1 дин. ), - 2100 – 1800 гг. до н. э. - Среднее царство (Х 1 -ХП д. ), - 1580 -1100 гг. до н. э. - Новое царство(ХVШ-ХХ дин. )
V-1 V тыс. до н. э. – Додинастический период Жилище из тростника
начало Ш тыс. до н. э. – Раннее царство Царь Южного царства фараон Нармер победил Северное царство, объединил Египет в единое государство, имевшее рабовладельческий строй. Столица – Мемфис, главный религиозный и художественный центр страны. Жилища фараонов возводились из бревен, затем – из кирпича-сырца. Культ мертвых, сформировавший в этот период основные принципы религии, изучается по сохранившимся культовым сооружениям и гробницам как вечном доме человека.
Гробницы Раннего царства в Саккара и Абидосе
Гробницы фараонов внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоминал циновки, сплетенные из прутьев – Красных и синих, белых и черных. Некрополь в Абидосе напоминает Саккарские мастаба. Но здесь нет останков людей, и размеры у них меньше. Судя по сохранившимся надписям, они строились для те же фараонов. Абидоские гробницы были ложными – кенотафами. Здесь совершали обряд «хеб-сед» , обряд «убийства» и «возрождения» Правителя. Устраивалось торжественное шествие и ритуальный бег фараона. Подземные помещения кенотафов облицованы кирпичом или обшивались деревянными планками, полы и перекрытия – из дерева.
2800 – 2400 гг. до н. э. – Древнее царство Древнее Царство называют «веком пирамид» , это «молодость Египта» . «Именно тогда было создано все самое великое»
• Завершено объединение Египта • Страна состоит из номов(греч. ) – административных единиц • Распространение рабства, использование труда рабов на сооружении ирригационных каналов, дамб, дорог • Бог-фараон был покровителем страны, Распространен культ погребения царя в египетской религии
Искусство Древнего Египта возникло из идеи Вечной жизни. Вопреки поверхностному впечатлению о мрачном, мистическом характере этого искусства, нетрудно увидеть, что египтяне были благодарны богам за то, что жизнь на берегах Нила прекрасна, и именно из-за любви к материальной жизни они стремились художественными средствами обеспечить блага этой жизни в вечности, в загробном мире. Из-за жизнелюбия главной заботой египтян, прежде всего в искусстве и религии, стало разрешение проблемы смерти. Они не могли примириться с фактом конечности (в математике египтяне свободно оперировали понятием бесконечности и иррациональными величинами). Жизнь должна быть вечной! Эта идея воплощена в египетском искусстве с поражающими воображение силой и убедительностью.
лучше всего вечные формы могут быть воплощены в «вечных» , самых твердых материалах. С фанатическим упорством египтяне с помощью деревянных, смачиваемых водой клиньев, медных пил с песком в качестве абразива раскалывают, распиливают, шлифуют и полируют до блеска гранит, базальт, диабаз.
«Седьмое чудо света» С эпохой фараонов III-IV династий Древнего Царства связано строительство гигантских пирамид – единственного из «Семи чудес света» , сохранившегося до нашего времени. Этот факт говорит об их прочности и совершенстве. Пирамида, имеющая в основании правильный квадрат, – уникальная в истории архитектуры форма, в которой понятия конструкции (геометрической основы) и композиции (образной целостности) оказываются тождественными. Это вершина искусства геометрического стиля и вместе с этим – идеальное воплощение египетского канона. Простота и ясность формы пирамиды выводят ее из исторического времени. Именно так следовало бы прочесть крылатую фразу: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид» .
Классическая форма пирамиды сложилась не сразу. Одна из ранних пирамид фараона Джосера в Саккара (III династия, ок. 2750 г. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом по расчетам Хеси-Ра, имеет ступенчатую форму, как бы составленную из семи мастаба, и прямоугольное основание
Папирусовидные Полуколонны на Фасаде молельни Северного дворца комплекса
Комплекс в Гизе Пирамиды фараонов 1 V династии: - Хеопс, - Хефрен, - Микерин Возле пирамид расположены поминальные храмы, культовые строения
Ансамбль в Гизе
Пирамида Хеопса
Самая большая пирамида – фараона Хуфу (ок. 2700 г. до н. э. ), египтяне называли ее «Ахет Хуфу» ( «горизонт Хуфу» ; греч. Хеопс) – сложена из 2 млн. 300 тыс. каменных глыб, от 2, 5 до 15 тонн каждая. Сторона основания «великой пирамиды» – 230, 3 м, высота – 147 м (теперь из-за утраченной вершины и облицовки – 137 м).
для строительства дороги, по которой перетаскивали каменные глыбы к строительной площадке, потребовалось десять лет, а саму пирамиду возводили двадцать лет.
Священная ладья
Пирамида Хефрена
В храме – многоколонный (гипостильный ) зал Т –образной формы Опоры впервые отделились от стены Подражание дереву исчезло
Одна из гипотез, которая называется «солнечной» , предполагает символический смысл этих сооружений. В Каирском музее хранятся «пирамидионы» , камни, находившиеся на вершинах пирамид и олицетворявшие Солнце. Такие же пирамидальные формы венчают обелиски, связанные с культом Солнца. Облицовка пирамид в древности была отполирована и сверкала как зеркало, отражая солнечные лучи. Так называемые вентиляционные шахты, наклонные каналы внутри пирамиды Хуфу, имеют астрономическую ориентацию. Одна направлена на пояс Ориона, связывавшийся с культом Осириса, другая – на Сириус, звезду богини Исиды. Три большие пирамиды – Хуфу, Хафра и Менкаура (62 м высота, 108, 4 м основание) – ориентированы по сторонам света и расположены на одной диагональной оси. Общее число открытых пирамид – 67, все они возведены недалеко друг от друга и не на самом удачном, со строительной точки зрения, месте – на краю каменистого плато (в отдельных случаях приходилось укреплять его специальными стенками). Но зато «карта» пирамид в точности повторяет карту звездного неба. Семь ступеней пирамиды Джосера соответствуют семи известным египтянам планетам и семи символическим ступеням человеческой жизни в загробном мире. Подобно вавилонским зиккуратам, они раскрашивались в разные цвета. Верхняя ступень была позолочена.
Форма пирамиды – идеальная геометрическая абстракция, символ вечности, абсолютного покоя. Это не архитектура и тем более не емкость для хранения тела. Выразительность пирамиды – в ее внешней форме, не согласующейся ни с какой утилитарной функцией, но родственной многим другим символическим постройкам Древнего Мира. Существует версия об использовании пирамид для Мистерий Посвященных и в качестве аккумуляторов космической энергии, объясняющая биомагнитные свойства, воздействующие на психику человека, находящегося внутри
Культ солнца • Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра – Солнечные храмы.
КОЛОННЫ
Гранитные столбы поминального храма Хефрена вполне отвечали монументальному стилю архитектуры периода IV династии (начало третьего тысячелетия до н. э. ). Отношение высоты к ширине в этих столбах равняется 4: 1 В искусстве V династии столб удлиняется (высота к ширине— 5: 1), на нем появляются надписи; к концу V династии столб вытесняется колонной. В этом надо видеть, как и в пластике, утерю монументального лаконизма при переходе от искусства IV династии к V. Столб встречается, однако, и в искусстве периода Среднего царства поминальный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри, конец третьего тысячелетия до н. э. ; еще реже — в период Нового царства, Например, гранитные столбы Тутмоса III в Карнаке, XV до н. э.
• • Форма древнейших колонн напоминает лотос — растение, очень близкое к европейским кувшинкам. Стволу колонны придана форма стебля лотоса, капители — форма цветка. Сохраняется даже утончение стебля у корня в ущерб прочности конструкции, требующей ее расширения у основания. Колонны представляют то только один стебель, то связку стеблей. • • Возникновение лотосообразной колонны, в равной мере, как и других видов растительных колонн, относится к периоду Древнего царства (V династия, первая половина третьего тысячелетия до н. э. ).
2100 – 1800 гг. до н. э. - Среднее царство В эпоху Среднего Царства уже не строили больших пирамид, зато получил развитие тип «колонного храма» и скальной гробницы. Переходную форму представляет собой усыпальница Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри (позднейшее арабское название местности близ Фив в среднем течении Нила). Небольшие пирамиды (до 60 м высоты) возводили из сырцового кирпича.
ФОРМА • «Казалось бы, что в древнейшем зодчестве форма должна так же соответствовать конструкции, как слово воплощенной им мысли. Но египетская архитектура далека от такого строгого соответствия конструкции и формы, и уже в глубочайшей древности декоративные формы скованы влиянием традиций. Форма деревянной конструкции повторяется в глиняных постройках, а формы последних накладывают свой отпечаток на каменное зодчество. Подобные пережитки, наблюдаемые нами даже в доисторическую эпоху, объясняют нам характер египетского искусства. В каждом памятнике нужно различать подлинную конструкцию от следов традиции» Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Глиняные стены крепости Семнех покрыты витыми столбами, напоминающими органные трубы, которые являются воспроизведением мотива сплошных панно из пальмовых стволов
Ребра наружных стен домов укреплялись связками тростника наверху гребень из пальмовых ветвей защищал край глиняной террасы. Ряды кирпичей, положенных на ребро, раскрашенная штукатурка и резные решетки в пролетах дополняли обработку стен.
Стены из тесаного камня Перенося в каменную архитектуру формы глиняного зодчества, египтяне выработали гребень в виде каменного карниза с выкружкой, а ребро стены получило обделку валиком. Наружным плоскостям стен придавался сильный уклон, создававший впечатление покоя и долговечности. Нет борозд, подчеркивающих ряды кладки; гладь стены представляет собой сплошные плоскости, по которым свободно развертываются иероглифические надписи, рассказывающие легенды и эпизоды из жизни создателей храма.
ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННАДЫ Столбы и колонны, подражающие формам деревянной конструкции Египетская колоннада состоит из ряда вертикальных опор, каменных балок и плафона из плит. Обратимся к композиции, которую создали египтяне из этих конструктивных данных. В храме Сфинкса, переносящем нас к первым династиям, столбы представляют каменную квадратную призму без базы и капители, с архитравом в виде прямоугольной балки.
А. В эпоху XII династии в пещерных гробницах Бени-Гассана колонны представляют собой многогранные столбы с прямоугольной капителью и покоящимся на ней тонким архитравом. Перекрытие портика обработано в виде сплошного настила из круглого леса. В. вариант, заимствованный также из некрополя Бени-Гассана, где верхняя часть колонны вставлена в гнездо архитрава
• Эти архаические формы, напоминающие греческий дорийский ордер, по-видимому, связаны с деревянным зодчеством, фактически мало развитым в Египте. • Но, как указывает Дарсель, этот ордер, воспроизводящий деревянную конструкцию, впервые встречается в условиях, вполне естественно объясняющих его форму. Дело в том, что эта конструкция применена не на открытом пространстве, но в пещерах скал. • Это — тип блиндированной галереи, встречающейся в шахтах. С этой точки зрения, колонна представляет здесь деревянный столб, капитель— деревянную подушку, играющую роль клина, архитрав и настил — балки и накат в системе блиндажа. Все формы египетского ордера вытекают из указанной конструкции
Лотосообразные гаторические колонны . Форма древнейших колонн напоминает лотос — растение, очень близкое к европейским кувшинкам. Стволу колонны придана форма стебля лотоса, капители — форма цветка. Сохраняется даже утончение стебля у корня в ущерб прочности конструкции, требующей ее расширения у основания. Колонны представляют то только один стебель, то связку стеблей. Возникновение лотосообразной колонны, в равной мере, как и других видов растительных колонн, относится к периоду Древнего царства (V династия, первая половина третьего тысячелетия до н. э. ).
детали колонн База, ствол. главные типы ствола египетских колонн. Ствол почти всегда покоится на дискообразной базе и воспроизводит то один стебель (А и С), то связку из нескольких стеблей (В и D).
Стволы группы А — В правильно-конической формы. Колонна представляет собой расширяющийся книзу устойчивый столб. Стволы группы С — D у основания суживаются, что объясняется подражанием растительным формам. Переданы даже листики, покрывающие стебель в том месте, где он выходит из корня.
Капитель два вида - лотосообразных и папирусообразных капителей. Одна из них (А — Элефантина) соответствует пучку бутонов, а другая (В — Карнак) — одному нераспустившемуся цветку. В колонне, представляющей связку стеблей А, мы видим перевязь ниже капители и мелкие стебли, заполняющие промежутки между крупными стеблями.
• Наибольшее распространение папирусообразной колонны приходится на период Нового царства (большой зал Аменхотепа III в Луксоре). • В эпоху XIX династии (1350— 1205 гг. до н. э. ) чаще всего встречается папирусообразная колонна, в которой пучок стеблей сливается в единую монолитную массу. Именно подобный образец монолитной папирусообразной колонны из Карнакского храма воспроизводится здесь.
В эпоху грандиозных сооружений при XVIII династии в Фивах появляется капитель в виде распустившегося лотоса.
• Распустившийся цветок никогда не поддерживает непосредственно архитрав: между ним и капителью прокладывается каменная плита, предохраняющая тонкие края капители от давления груза. • Эта капитель постепенно вытесняет капитель в виде бутона. Оба типа встречаются одновременно вплоть до последних династий; мы видим их в гипостильном Карнакском храме, а также в Мединет-Абу и Рамессеуме. Во всяком случае, капитель в форме распустившегося цветка начинает постепенно преобладать, а после македонского завоевания это почти единственная форма капители.
Антаблемент Венчающая фасад полоса тени от выкружки С ритмически повторяется и усиливается четкой горизонталью тени от нижнего валика. Получающийся отсюда эффект необычайно прост в своей основе. В наших зданиях приходится считаться с другим назначением карниза — с отводом дождевых вод, что в Египте излишне. На рисунке сопоставлены в одном масштабе три разные конструкции карниза. В наиболее древнем примере R верхняя линия архитрава отмечается постелью X, и карниз представляет ребро потолочной плиты; форма абсолютно соответствует конструкции. Во втором примере S намечается отход от начальной схемы. Толщина плафона не соответствует карнизу; плафон замаскирован выкружкой С", которая применена исключительно орнаментально. Наконец, в третьем случае Т карниз С" покоится на потолочных плитах D; он не связан с конструктивно необходимыми частями и, утратив свою истинную функцию, сводится к декоративному мотиву; архитрав и плафон сливаются на взгляд в одно целое, но в действительности разрезаны швом кладки.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ образец орнаментированной колонки (по Присс д'Авенну). Композиция представляет собой ряд отдельных, помещенных один над другим орнаментальных мотивов; подобное нагромождение характерно для монументальной архитектуры эпохи Птолемеев
РАЗРАБОТКА ПРОФИЛЕЙ КАРНИЗОВ Египтяне пользуются главным образом выкружкой с валиком. Валиком пользуются и для поясков карнизов цоколя и над пролетами (Р). Иногда выкружка декорируется сплошным поясом уреев В, и этот профиль можно считать зачаточной формой гуська.
ОРНАМЕНТ спиралевидный орнамент встречается уже в архаической керамике. Преобладающим мотивом орнамента на широких плоскостях является завиток; в бордюрах преобладают розетки и пальметты А. Рисунок орнамента четок, даже несколько сух, и контур его резко вырисовывается на ярко раскрашенном фоне.
Круглая скульптура • никогда египетское искусство не достигало той степени монументального идеализма, как именно в период Древнего царства. Примером может служить хотя бы статуя Ранофера или сидящего писца в Каирском музее, с предельной геометризированностью их композиции и абсолютной фронтальностью
Рельеф Палетка Нармера
СТЕННАЯ РОСПИСЬ