Крито-микенская архитектура.ppt
- Количество слайдов: 109
АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА 30 – 12 вв. до н. э. Крит, Микены, Тиринф, Троя
Архитектура Эгейского мира 1. 2. 3. 4. 5. Общая характеристика. Периодизация Архитектура Крита. Дворцы на Крите (в Кноссе, Фесте) Архитектура Микен. Акрополь Микен. Архитектура Тиринфа. Акрополь Тиринфа Архитектура Трои.
Эгейская культура n Эгейская культура — общее название культур бронзового века в 3— 1 тыс. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). n Термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.
Эгейская культура n Минойская, исследованная археологом Эвансом на о. Крит в начале 20 века и названная им так по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего в Крите. Элладская культура. Микены, Тиринф, Пилос. Открыта Шлиманом. n n Кикладская культура. Кикладские острова. Открыта в 1890 -х годах. n Троянская культура Северо-западная часть побережья Малой Азии. Открыта Шлиманом в 1870 -80 -х годах.
Археологи Генрих Шлиман n n Артур Эванс Спиридон Маринатос Первые центры открыты в результате раскопок Г. Шлимана (Германия) в Микенах (1876), сэра А. Эванса (Англия) на Крите (с 1899). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры на о. Тира (Санторин) внес греческий археолог С. Маринатос.
Сотни памятников n Начиная с 19 века исследовано несколько сотен памятников: Ø могильники, поселения, Ø крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; Ø царские резиденции — Троя, Ø дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), Ø акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, Ø дворец на острове Тира (Фера).
Религия n Религия критян отличалась оптимизмом и светскостью. n В честь богов проводились Ø различные спортивные игры, Ø гладиаторские бои, Ø театральные Ø и цирковые представления, куда включались гимнастические игры с быками, в которых принимали участие и женщины. n
Периодизация n Артуру Эвансу также принадлежит и периодизация эгейской культуры. n Развитие минойского искусства условно делится на три больших периода: Ø раннеминойский (3000 - 2200 года до н. э. ); Ø среднеминойский (2200 - 1600 года до н. э. ); Ø позднеминойский (1600 - 1100 года до н. э. ).
Артур Эванс(1851 – 1941) n Британский археолог, открыватель Минойской цивилизации. n В 1900 году организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. n Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности. n За свои заслуги в области археологии в 1911 году Эванс был посвящен в рыцари.
Периодизация культуры Крита 1. Раннеминойский период (30 - 23 вв. до н. э. ). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, высокий уровень аграрных отношений. 2. Среднеминойский (22 – 18 вв. до н. э. ). Период «старых» , или «ранних» , дворцов. Появление ранних государств в разных уголках острова. Строительство дворцовых комплексов. Ранние формы письменности. 3. Позднеминойский (17 – 11 вв. до н. э. ). Расцвет Минойской культуры, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса. Строительство «новых» дворцов в Кноссе, Маллии, Фесте. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. - причина упадка Минойской цивилизации.
Минойская культура n n Минойская культура (2700— 1400 гг. до н. э. ) – культура острова Крит. Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э.
Зевс и Европа n Римский поэт Вергилий в I в. до н. э. писал: «Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства. . . » n Согласно одной из легенд Зевс родился именно на острове Крит. n Когда он в образе быка с золотыми рогами похитил дочь финикийского царя Европу, то доставил ее также на Крит.
Остров Крит n n Самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Расположен в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Крит омывается тремя морями — Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе.
Дворцы Крита n n Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.
«Старые» дворцы (19 – 17 вв. до н. э. ) n Первые «дворцы» были также резиденциями царей. n В этих «старых» дворцах Ø все постройки (частью в два этажа) располагаются по сторонам большого двора и Вход во дворец в Фесте обращены входами внутрь двора; Ø наружные стены образуют сплошную линию каменных стен; Ø во двор ведет охраняемый вход; Ø в комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения. Главный дворца в Фесте
Дворец в Фесте n Тип «старого» дворца лучше всего сохранился в Фесте.
Дворец в Фесте n Руины дворца занимают площадь 8. 400 м², по своим размерам он уступал только дворцу в Кноссе.
Дворец в Фесте n n n Покои царицы Западный двор с театром Период «старых» дворцов оборвался в 1700 году до н. э. в результате сильного землетрясения.
Период «новых» дворцов (1700 -1450 гг. до н. э. ) n n Архитектура в период «новых» дворцов (1700 - 1450 гг. до н. э. ) достигают высшего расцвета. n На фундаментах старых дворцов воздвигаются новые, гораздо более масштабные, с богатым внутренним убранством. n Дворец в Като-Закро После этого стихийного бедствия жизнь на Крите, хотя и постепенно, возрождается с новой силой. Так построены были дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро и вилла близ Феста - (Агиа-Триада).
Новые дворцы n В «новых дворцах» Ø внутренние стены помещений украшаются росписями по штукатурке, Ø оформляется система освещения дворца световыми колодцами, Ø отделывается женская половина дворца, Ø устраиваются хозяйственные помещения - кладовые, мастерские и другие подсобные помещения, Ø укрепляются входы во дворец, Ø сооружается зрелищная площадка с местами для зрителей в виде лестницы. Дворец в Малии
«Старый и новый» дворец в Кноссе n Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000 -1700 гг. до н. э. , «раннедворцовый период» на остатках неолитического поселения. n Этот дворец был разрушен землетрясением в 1700 г. до н. э. n Однако вскоре на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, «новодворцовый период» . n Период 1700 -1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.
Царь Минос n По древнегреческой мифологии дворец в Кноссе, раскопанный Эвансом, принадлежал царю Миносу. n Минос — сын Зевса и Европы, самый известный мифический царь Крита. n Основал города Кносс, Фест, Кидония. n Критский царь никогда не был на положении божества, как в Египте. n Когда сын Миноса Анрогей был убит в Афинах, Минос принудил афинян к дани: по 7 молодых людей и 7 девиц каждый девятый год.
Пасифая, жена Миноса n Пасифая, принцесса Колхиды, была выдана замуж за Миноса и стала критской царицей. n Миф приписывает ей любовную связь с белым быком, появившимся из моря, — от этой связи произошёл полубыкполучеловек Минотавр. n Несколько лет не совершала священнодействий Афродите, за что та наслала на неё любовь к быку. n Дедал изготовил деревянную корову, в которую забралась Пасифая. Дедал и Пасифая
Пасифая и Минотавр
1943. Д. Поллок. Пасифая
Тезей и Минотавр n n Тесей, сын афинского царя Эгея, и его спутники в качестве дани были помещены в лабиринт на растерзание Минотавру. Тезей сразился с Минотавром, несколько раз отразив его атаки, а затем схватив за рог, вонзил ему в грудь свой острый меч.
Тезей и Минотавр
Ариадна
Кносский дворец n Кносский дворец в греческих мифах описан как запутанный лабиринт, обиталище царя Миноса и чудовища Минотавра.
Дедал n Персонаж древнегреческой мифологии, выдающийся художник и инженер. n Дедал построил лабиринт на острове Крит по образцу египетского, в котором обитал Минотавр (получеловек-полубык). n Когда Тесей бежал, Минос запер Дедала и Икара в лабиринте. n Дедал решил бежать вместе с сыном Икаром. n При помощи искусственных крыльев Дедал спасся от преследований царя Миноса критского. Его сын Икар погиб.
План Кносского дворца n Дворец представлял сложную постройку с запутанной асимметричной планировкой. Центральное место в нем занимал большой (52, 5 м в длину) прямоугольный двор.
Две половины дворца n Дворец насчитывал несколько сотен комнат. n Большой мощеный двор делил дворец на восточную и западную половины: Ø в западной части находилось тронный зал, дворцовое святилище, 22 большие кладовые; Ø в восточной половине комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир.
Дворец-лабиринт n n Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представлял сложное нагромождение сотен различных помещений и казался грекамахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.
Обширный двор n n Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60 х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения: хозяйственные, жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами.
Дворец Миноса n Кносский дворец построен из кирпича-сырца и камня.
Отсутствие крепостных стен n n В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и поэтому не строили крепостных стен вокруг города и дворца. Критские дворцы не имеют наружного объема, что составляет одну из наиболее характерных черт их архитектуры.
До пяти этажей n В отдельных частях дворца число этажей-ярусов достигает пяти. n Их соединяют Ø наклонные дороги и галереи, Ø многочисленные лестницы и световые колодцы. n Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища - гимнастическими залами, бассейнами, открытыми театральными площадками.
Реконструкция дворца n n Со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные. Часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть - ниже его, некоторые - выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании.
Тронный зал n Парадные помещения в центре западной части дворца состояли из большого и малого «тронных» залов царя и комнат культового назначения.
Тронный зал n Слева за колоннами - бассейн для священных омовений.
Грифоны Тронного зала n В Тронном зале на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа грифоны (львы с орлиными головами).
Ванные комнаты n Юго-восточная часть дворца была женской половиной и занята жилыми помещениями. n Здесь находились ванные комнаты, бассейны для омовений и комнаты царицы.
Глиняные трубы n По дворцу была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.
Комнаты царицы n В женской части дворца были приемная комната, сокровищница и различные другие помещения.
Женская комната n n Фрески, украшающие женскую половину. Критская живопись отличается праздничностью и декоративностью.
Театр n В северо-западной части дворца имелось специальное место для культовых театральных представлений: площадка, ограниченная с двух сторон ступенями для зрителей.
Большая лестница
Дворцовые мастерские n n В восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники. Здесь же находились кладовые и сокровищницы.
Критская колонна
Критская колонна n Своеобразными были колонны, получившие название «иррациональных» . n Деревянные на каменной базе колонны обычно стояла на очень низкой базе. n Гладкий массивный ствол постепенно суживался книзу. n Капитель состояла из сложной по профилю подушки, на которой лежала массивная квадратная плита. n Нередко колонны были покрыты зигзагообразным узором.
Световые колодцы n Для освещения дворца, в котором не было окон, использовались световые колодцы, прорезавшие здание сверху вниз и дающие свет через отверстие в потолке внутренним помещениям.
Нижний ярус светового колодца
Изящество архитектуры n Кносский дворец является примером того, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. n Ее сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости.
Разрушение дворца n Кносский дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.
Микенская культура (16– 12 вв. до н. э. ) n С XV - XIV вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. n Ахейцы подчиняют Крит в XIV веке и уничтожают Минойскую цивилизацию. n Греки-ахейцы строили свои города -крепости на высоких холмах, укрепляли их стенами. n Отсюда появилось название «акрополь» - верхний город, где и возводились царские дворцы.
Микены n n Мике ны —один из центров Микенской культуры. Сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в 15 км от берега моря. Основан во II тыс. до н. э. Располагается в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микенес. В настоящее время находится в руи нах.
Персей n n Персе й — герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. n Победитель горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. n А. Канова. Персей По преданию, «это известно всем эллинам, город построен Персеем. По разным версиям, Персей основал Микены, потеряв наконечник (микес) меча; либо нашел гриб (микес) и напился воды из него.
Центр Эгейской цивилизации n Микены были одним из крупных центров Эгейской цивилизации. n После того как был разрушен Кносский дворец, наступает пик развития микенской культуры, происходит это приблизительно в 1450 году до нашей эры. n Микены в этот период возглавляют всю эгейскую область и устраивают свои колонии вокруг всего Средиземного моря.
Генрих Шлиман (1822 – 1890) n Немецкий предприниматель и археолог-любитель. n Он прославился своими находками и Микенах и в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои. n В Микены он прибыл после Троянской экспедиции, чтобы отыскать могилу Агамемнона, брата Менелая, одного из героев Троянской войны. n Раскопки в Микенах сделали Шлимана ещё более знаменитым. Он начал их, пытаясь доказать историчность эпохи, описанной Гомером.
Царь Агамемнон n В Микенах правил царь Агамемнон, который вернулся с Троянской войны победителем, с добычей – Кассандрой, дочерью царя Трои.
Смерть Агамемнона n Агамемнон погиб от руки своей жены Клитемнестры. Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты на пире Эгисфом, его двоюродным братом и любовником жены.
Клитемнестра
Раскопки Микен n О том, что в Микенах похоронен герой Троянской войны Агамемнон, знали и до Шлимана. n Но заявлению Шлимана о том, что могила находится в центре остатков круглого строения, никто не поверил. n Археологическое сообщество Европы высказывало резкую критику в адрес непрофессионала. n Он решил, что единственный способ заставить оппонентов поверить в себя — искать и найти. 1884. Генрих Шлиман на раскопках в Микенах
Царские гробницы n В августе 1976 года он приступил к раскопкам и уже через 4 месяца, в декабре, ему крупно повезло. n Шлиман рассчитывал отыскать могилу царя, а нашёл целых шесть захоронений. n Возле знаменитых Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений, он обнаружил царские могилы, полные золотых украшений, в том числе браслетов, обручей. n Лица усопших были покрыты посмертными масками. «Шахтные гробницы» в Микенах (план цитадели с гробницами)
Круг царских гробниц в Микенах
Шахтные гробницы
Фрагменты царских гробниц
Маска «Агамемнона» n Шлиман верил, что нашёл останки Агамемнона и его семьи. n Одна из погребальных золотых масок получила известность как «маска Агамемнона» . n В отчете Шлиман не рискнул с ходу приписать находку мифическому царю, но высказал осторожное предположение, что маски, возможно, принадлежали Агамемнону и членам царской семьи.
Царская семья n Последующие исследования показали, что маска и другие украшения гораздо старше – их датируют XVI в. до н. э. n Маска находится в коллекции Национального археологического музея в Афинах. n Сегодня принято считать, что в найденных могилах похоронена царская семья, правившая Микенами в XV – XIV веках до н. э.
Погребальные маски n Шлиман не отыскал Агамемнона, но зато его раскопки подтвердили существование микенской цивилизации, возникшей намного раньше классической Греции. n Уже в начале бронзового века микенцы имели обычай делать золотые похоронные маски. n Через два года после раскопок в Микенах у 56 -летнего Шлимана и его второй жены родился сын. n Его нарекли Агамемноном
Город-крепость n n Микенские города Тиринф и Микены представляют собой крепости, обнесенные толстыми крепостными стенами. n В каждом из городов был возведен дворец для правителя на акрополе. n Микенская цитадель Микенские поселения практически полностью отличаются от сооружений критских мастеров. Рядовые горожане жили в так называемом «нижнем городе» .
Акрополь n Планировка микенских дворцовакрополей существенно отличается от принятой на Крите. n Дело не только в крепостной стене и воинственном духе сооружений. n Их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. n Греки подобные города называли «акрополями» , что в переводе означает «верхний город» .
Кносс
Циклопическая кладка n При создании крепостных стен защищающих основные города Микен, мастера не использовали раствор для соединения каменных глыб – слаживались они насухо. n Правильно подобранные каменные глыбы столь плотно прилегают друг к другу, что первоначально создается эффект монолитной стены. n Сложилась легенда, что стены акрополя возводили не люди, а одноглазые чудовища - циклопы.
Акрополь (план)
Львиные ворота n Ворота в крепость Микены (XIV в. до н. э. ) назывались Львиными, потому что над их пролетом расположена плита с изображением львов - стражей ворот. n И это единственный памятник монументальной скульптуры в Эгейском искусстве. n Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается Микенский дворец.
Львиные ворота n Сверху ворота были закрыты плитой с высеченными на ней львицами, стоящими перед типично критской колонной.
Критская колонна
Реконструкция дворца в Микенах n n Дворцы микенских правителей стали прообразом храмов эллинов. К центральному помещению- мегарону подходило огромное количество коридоров, пропилеев и колонных портиков.
Руины дворца n n До наших дней целиком не дошел ни один микенский дворец. В ходе раскопок ученым удалось обнаружить только части фундамента.
Мегарон n n Микенская крепость-дворец - прообраз греческого жилища. Центром его является мегарон. Мегарон ( «большой дом» ) - большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Из дома с мегароном сложилась архитектура античного храма.
Реконструкция дворца в Микенах n n n Некоторые дворцы включали и второй (меньших размеров) мегарон. Двойные мегароны, возможно, были резиденциями двух правителей микенских городов (один для жреца, другой – для царя). Возможно, что в большом мегароне жил царь, а в малом - царица.
Связь с Критом n Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. n Однако микенские архитекторы переняли у критян Ø троны и дворцовые скамьи; Ø манеру украшать росписями стены Ø и длинные проходы с колоннами. n Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям.
Царский некрополь в Микенах (раскопан в 1952 году) n n О зодчестве ахейцев можно судить по сохранившимся гробницам ахейских царей. Они имеются двух видов: Ø шахтовые, т. е. прямоугольные могилы в скале (XVI-XV вв. до н. э. ), Ø купольные, так называемые толосы (XV -XIV вв. до н. э. ).
Шахтовые гробницы
Толосные гробницы n В сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика. n Особенно четко это прослеживается в микенских толосных гробницах, созданных около ХIV века до н. э. n Толосы похожи на ульи, покрытые курганными насыпями. n Рядом с Микенами Шлиман нашел несколько таких толосов.
Толосы (реконструкция) n До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах – «толосах» , построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола.
Сокровищница Атрея n Самый значительный из них толос он назвал «Сокровищницей Атрея» . n Атрей - отец Агамемнона и Менелая. n К «Сокровищнице Атрея» ведет своеобразный коридор - дромос - длиной 36 м и шириной 6 м, обложенный грубо обработанным камнем
Вход в гробницу n n Вход в гробницу был оформлен богато украшенными полуколоннами. Над ними на стене была изображена сцена укрощения диких быков.
Ложный свод n Внутри открывается полусферическое пространство - так называемый ложный свод, образованный выступами рядов камней друг над другом. n Гробница круглая в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. n Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки n К стенам прикреплялись позолоченные бронзовые розетки (декоративный элемент в форме цветка), создававшие впечатление ночного звездного неба.
Раскопки Тиринфа n В 1884 году Шлиман начал раскопки Тиринфа. n Шлиману удалось отыскать остатки акрополя, а также большое количество керамики. n Тиринф достопримечателен дворцом, циклопическими туннелями, стенами, за которые назван Гомером «крепкостенным Тиринфом» ; связан с циклом мифов о Геракле, поскольку это его родина.
Тиринф n Поселение Тиринфа находится в 15 км от Микен. n Тиринф представляет собой более мощную крепость, чем микенская, с толстыми оборонительными стенами и дворцом. n Процветал Тиринф во второй половине 2 тыс. до н. э. n Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.
Тиринфская архитектура n n Основным центром в Тиринфе был дворец, который был укреплен и представлял собой цитадель. Вся оборонительная система была здесь продумана с особой тщательностью для предотвращения неожиданных пагубных ситуаций.
Крепостные стены n n Тиринфская цитадель поражает монументальными размерами. Крепостные стены (13 век до н. э. ) толщиною до 17 метров сложены из грандиозных, необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн.
Циклопические стены n n В толщине этих циклопических стен были устроены сводчатые (ложным сводом) галереи и камеры, служившие дворцовыми кладовыми. Внутри крепостных стен дворцовые строения были окружены группой подсобных помещений.
Тиринфская цитадель (план) n В 1884 году Шлиман и Дёрпфельд обнаружили в Тиринфе фундамент обширного дворца с большим числом коридоров, дворов, колонных залов и примыкающих к ним комнат.
Мегарон n Через парадный ход - большие пропилеи - посетитель попадал в большой двор, пройдя который подходил к малым пропилеям и ко второму двору, расположенному перед царским мегароном. n Основу его составлял мегарон – зал (12 х10 м) с очагом посредине, с четырьмя несущими колоннами с инкрустированным потолком. n Перед ним располагались прихожая и вестибюль с колоннадой, выходивший на двор, окруженный большим числом разнообразных помещений и комнат
n n n Мегарон был такого же плана и устройства, как и микенский, построен из кирпича-сырца и рваного камня в нижней части стен. Пол зала, покрытый толстым слоем штукатурки, расписан шашками, внутри которых прорисованы дельфины и осьминоги. Стены мегарона украшены были фресками.
Южная галерея цитадели (сводчатая галерея с казематами)
n Этот комплекс имел некоторое сходство с раскопками «Трои Приама» . n Но тиринфские постройки были гораздо более совершенными. n Это заставляло признать, что сооружения Трои II, которую Шлиман счел «гомеровской» , на самом деле гораздо древнее. n Илион эпохи Троянской войны археологлюбитель в ходе первых поспешных раскопок не заметил. n Шлиман, это осознавший, пережил страшное разочарование.
Дворец Нестора в Пилосе
Вторжение дорийцев n В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы. n С ними связана гибель микенской государственности и начало греческих темных веков.
Троя
Значение Шлимана n 4 апреля 1891 тело Шлимана перевезли в Грецию. n В гроб археолога положили по экземпляру гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» . n Проводить Шлимана в последний путь пришли дипломаты многих стран n Хотя Шлиман и был дилетантом, его поиски оказали существенное влияние на развитие археологии. n Ему принадлежит заслуга открытия эгейской культуры.