ЛЕКЦИЯ2 Киевская школа.ppt
- Количество слайдов: 36
Архитектура древнерусского государства Х-Х 1 вв. Исторические этапы развития России: Киевская Русь – 10 -11 вв. Феодальные княжества 12 -15 вв. Централизованное государство 16 -17 вв. Российская империя 18 - начало 20 вв.
Первые каменные постройки в Киеве 989 г. – начало монументального каменного строительства великим князем Владимиром в Киеве. 996 г. – закончено строительство первого каменного храма – Собор Успения Богородицы (Десятинная церковь). Храм разрушен в 1240 г. ханом Батыем
Трехнефная крестово-купольная постройка Сильно развита западная часть, придающая базиликальный характер Галереи северная и южная пристроены позже Найдены : -резные детали из мрамора - капители, -Фрагменты мозаичного пола -штукатурка с фресками -Глазурованная керамическая плитка план фундамента Десятинной церкви в Киеве 989 -996 гг. Богатство отделки предполагается таким же, как в Византийских храмах
Город Владимира (980 -1015 гг. ) : 1 -3 –дворцовые постройки 4 – Десятинная церковь 5 -8 - церкви 9 -11 – ворота Город Ярослава (1019 -1054 гг. ): 12 – Софийский собор 13 -15 – церкви 16 – дворец 17 – Золотые ворота (1037 г. ) Увенчаны надвратной церковью Благовещения 18 -19 – ворота каменные Территория в 80 га обнесена валами с бревенчатыми стенами высотой 16 м план Киева Х-Х 1 вв.
Золотые ворота (1037 г. ) Увенчаны надвратной церковью Благовещения
Планы каменных дворцовых зданий Х-Х 1 вв. в Киеве Княжеские гридницы (залы) до 200 кв. м. вмещали сотни людей
Собор Св. Софии в Киеве • 1017 -1037 гг. Главный христианский храм Руси Храмовое здание воспринималось как модель мироздания Христианская церковь выработала определенную систему объемно-пространственной структуры храма и его росписей, отражающих библейскую историю человечества Князь Ярослав, в отличие от византийского императора, представлял лишь светскую власть. Это отразилось в своеобразии Софии Киевской
Собор Софии (Премудрости Божией) в Киеве (макет – реконструкция) София олицетворяла градохранительницу и устроительницу «дома»
Собор Св. Софии в Константинополе (Царьграде)
(532 -537 гг. ) Высота 60 м Диаметр купола на парусах 33 м Мавзолей в Риме Церковь (463 г) в Константинополе Базилика Студийского Монастыря-463 г Большой квадрат плана 75 х72 м 4 столба 5, 3 х7, 5 м высотой 23 м Церковь Апостолов В Салониках – 1312 г Типы пространственных решений культовых зданий
Западный фасад (реконструкция)
План пятинефного крестово-купольного храма, окруженного двумя обходами – Галереями с юга, запада и севера. 2 лестницы вели на хоры (300 кв. м) и гульбище – плоскую кровлю (дань местным традициям). На хорах принимались послы князем, обсуждались государственные дела, хранились книги и пр.
Уступчатое повышение коробовых сводов над ветвями подкупольного креста передает распор от главного купола, увеличивает устойчивость пространственной структуры Принцип иерархии как основа мироустройства воплощался в соподчинении объемов
Стена апсиды зрительно облегчена благодаря устройству уступчатых ниш, Тонкие колонки на углах и убывание размера ниш иллюзорно увеличивают высоту.
Снаружи собор много разрушался и перестраивался Были - надстроены вторым этажом галереи, - оштукатурены стены, - сложной формы купола изменили силуэт Первоначальная уступчатая композиция 13 -главого храма передана восточным фасадом и частичным раскрытием кладки стен
В центральной апсиде изображена на «золотом небе» Богоматерь. Оранта (Заступница) Ниже изображена сцена причащения апостолов Мозаичная композиция согласована с криволинейной поверхностью апсиды