Архитектура Древней греции Байкова Анна.pptx
- Количество слайдов: 41
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СОСТАВИЛА БАЙКОВА АННА, 13 НПИ 1
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУ РЫ
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ • Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э. )) • Ранне классический период (590 до н. э. — 470 до н. э. ) • Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э. ) • Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э. )
АРХАИКА
• Греческое зодчество, уходящее корнями в глубокую древность, отождествляемую Эсхилом с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики. Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с формированием самостоятельных городов государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному. Если в древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость в храмах. Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только религиозной, но политической и экономической деятельности. На священных участках, обнесенных оградой, около восточного фасада храма под открытым небом ставился алтарь, а внутри — статуя божества. Место выбиралось обычно лучшее. «Для храмов и жертвенников, — говорил Сократ, — самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте» . Нередко архитекторы ставили святилища на высоких холмах, порой на берегу моря
Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд. Вход был обычно с востока. Основное помещение — наос, или целла, — располагалось за преддверием пронаосом. Сзади целлы — в адитоне или опистодоме — хранились дары. Периптер. План: а опистодом; б наос; в пронаос.
Знаменитый периптер дорического ордера –Храм Гефеста в Афинах( 5 в. до н. э)
• Одним из величайших достижений греческих архитекторов было изобретение ордерной системы. Ордер в классической архитектуре – порядок соотношения несущих и несомых частей здания , представляющих собой архитектурно художественный образ стоечно балочной конструкции
Ордер делится по вертикали на три основные части: опору, несущую и несомую системы. Опора может существовать в виде поди я под колоннами — многоступенчатого стереобата , но может быть оформлена иначе. Несущая система — это стена или колонна. Несомая система — это антаблемент, находящийся сверху. Он представляет собой архитектурный образ системы горизонтальных балок и в свою очередь делится по вертикали на три части: нижняя — архитрав, лежащий на капителях колонн или на стене; средняя — фриз, верхняя — выступающий впе ред и завершающий систему карниз. Подий — высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны (на нем возводились храмы). Стереобат — многоступенчатый цоколь храма или колонны.
• Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля ордера: дорический и ионический.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР • Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. (Стилобат — верхняя ступень и вся поверхность стереобата, служащая как бы постаментом для храма)Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть колонны имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаблемента. Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Этот ордер как «тяжелый» помешался преимущественно внизу архитектурного сооружения. • Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты — заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР • Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Он сложился к концу VII в. до н. э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна символизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.
ХРАМ ГЕРЫ В ОЛИМПЕ
ХРАМ АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ
• Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белыми, на самом деле ошибочно. Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики в основном из известняка, раскрашивались красным и синим цветами в соответствии с архитектоникой сооружения. • Архитекторы Древней Греции учитывали свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания. Первоначально храмы сооружались из дерева и сырцового кирпича, а с конца VI в. до н. э. — из мрамора.
• Наряду с храмами строились различ ные общественные сооружения: дома для собраний, стадионы, театры и др. • Древнегреческие архитекторы исполь зовали для строительства театра естественный склон холма, на котором один над другим уступами были расположены зрительные ряды. Театр сооружался без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры — круглой площадки, где выступали актеры, танцоры и хор, театрона — мест для зрителей и скены — строения для переодевания актеров, хранения реквизитов и т. д. Театры были достаточно большими сооружениями, вмещавшими несколько тысяч человек. театр в Эпидавре, Греция
РАННАЯ КЛАССИКА
• Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. К ним относятся храм Зевса в Олимпии и храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии. Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м (если сегменты круглые, то ширина и длина = диаметр, таким образом одинаковы). Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.
АНСАМБЛЬ СВЯТИЛИЩА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ • Выдающимся архитек турным памятником ранней классики стал величественный ансамбль святилища Зевса в Олимпии (468 — 456 гг. до н. э. ). Храм был построен из известняка, его фронтоны и фризы были отделаны мрамором
Здесь находилась знаменитая статуя Зевса из золота, слоновой кости и дерева работы Фидия, считавшаяся одним из семи чудес света.
• Интересны скульптурные группы на фронтонах: западный украшала сцена битвы лапифов с кентаврами, восточный — сцена состязания Пелопса и Эномая. Мифические племена лапифов и кентавров были родственными: у их истоков стояли родные братья. Лапифы стали цивилизованным народом, а кентавры остались полулюдьми полуконями. Кентавры изображены могу чими стариками с длинными борода ми. На свадьбе царя лапифов Пирифоя приглашенные кентавры, выпив вина, пытались похитить женщин, в том чис ле невесту. Лапифы вступили с ними в бой. Всей сцене присуща невероятная экспрессия. Бой становился тем ожесточеннее, чем дальше от центра фронтона, где находится Аполлон. Его прекрасное лицо полно решимости и силы, а резкий повелительный жест знаменует победу лапифов. • На восточном фронтоне изображен миф о царе Пелопоннеса Эномае, который во время состязания с женихами своей дочери в беге на колесницах убивал их копьем в спину, и Пелопсе, победившем царя и погубившем его. Характерно, что для воплощения на фронтоне выбран момент, когда все герои застыли в ожидании исхода состязания.
• Среди архитектурных достопримчательностей Олимпии — развалины гимнасия, где атлеты готовились к Олимпийским играм, остатки стадиона, на котором проводились игры, и один из старейших греческих храмов — храм Геры. У подножия холма Пронос находится древнее святилище и музей, в котором хранятся реликвии, обнаруженные при раскопках на территории Олимпии.
КЛАССИЧЕС КИЙ ПЕРИОД
• В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР • Коринфский ордер — самый легкий из трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н. э. , в эпоху классики). Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Увенчана колонна коринфского ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом из листьев аканта. В многоэтажных постройках этот ордер располагали сверху.
• В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ • Афинский Акрополь вызывал восхищение не только эллинов, но и соседних народов. Холм, где он стоит, очень высокий и крутой, с трех сторон отвесные скалы недоступны для подъема. Архитекторы мастерски использовали всю поверхность холма для создания уникального ансамбля. Акрополь был и укреплением, и святилищем, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна, помещались библиотека и пинакотека (хранилище произведений античной живописи).
• Вход на Акрополь — это Пропилеи, массивные ворота, прерывающие величественными колоннами высокие крепостные стены. В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено
• Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) стоит на выступе оборонительной стены Акрополя. Афиняне пожелали изобразить ее бескрылой, чтобы она не могла улететь из их города. Храм был обнесен балюстрадой — ограждением, состоящим из невысоких плит с рельефами сцен жертвоприношений.
• Одним из символов культуры античной Греции, подлинным архитектурным шедевром является Парфенон. Это главный храм Акрополя, посвященный покровительнице города богине Афине Парфенос. Он виден под углом от Пропилей. Парфенон воздвигнут во второй половине V в. до н. э. из мрамора зодчими Иктином и Калликратом. Они были великими мастерами и очень точно рассчитали гармо нию пропорций и конструкции сооружения. Парфенон — это прямоугольный храм, окруженный стройными дорическими колоннами (по восемь — на коротких сторонах прямоугольника, по семнадцать — на длинных). Они покоятся на трех высоких ступенях. Двускатная кровля завершает композицию. Вместе с тем кажется, что храм не выстроен на основе чертежа, а будто вырос сам по себе на вершине холма. Почему же возникает это ощущение? Оказывается, геометрическая пра вильность Парфенона сопровождается легкими отклонениями. • . В древние времена фронтоны, метопы и триглифы, а также скульптуры Парфенона были ярко раскрашены, придавая ему более праздничный вид.
Например, горизонтальные линии храма имеют некоторую кривизну, волнообразно приподнимаясь к центру. Колонны по углам поставлены теснее, чем в середине, промежутки между ними не равны. Кверху колонны сужаются, но неравномерно, они имеют легкое утолщение посредине, т. е. как бы напрягаются, неся кровлю, подобно тому, как напрягаются мускулы у человека, держащего тяжесть. Глубокие каннелюры стволов колонн придают им стройность, напоминают о складках ниспадающей одежды Гиперболическая схема кривизны Парфенона
План Парфенона
ЭЛЛИНИЗМ
• В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера —обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух и трёхэтажными, с большими садами.
БУЛЕВТЕРИЙ Булевтерий (место заседаний буле —городского совета) в крупном эллинистическом центре— Милете. Построенный около 170 г. до н. э. , булевтерий представлял собой опыт переработки элементов открытого античного театра(места постепенно возвышаясь, располагались по полукругу
ФАРОССКИЙ(АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ) МАЯК • Знаменитым сооружением этого периода был Фаросский маяк, возведенный в дельте Нила, неподалеку от Александрии. Высота маяка была около 120 м. Он состоял из трех ярусов: четырехгранного, восьмигранного и круглого. Нижняя башня высотой 60 м была сложена из плит, украшенных рельефами, средняя — облицована плитами из белого мрамора. Верхний фонарь с куполом на гранитных колоннах был увенчан огромной брон зовой статуей Посейдона
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ • В Пергаме во II в. до н. э. был воздвигнут грандиозный алтарь в честь Зевса. Величественная лестница из долины вела к алтарю. Это было мону ментальное сооружение с идущим по внешней стороне рельефным фризом, изображающим борьбу богов и гигантов. Композиция производила впечатление бурного движения. Эллинистических художников привлекали сильные драматические эффекты. Все средства художественной выразитель ности были направлены на передачу этих эффектов. Фигуры не подчинялись плоскости стены, а выступали из нее почти как круглые скульптуры. В яростной схватке боги Олимпа побеждали гигантов, но это была победа грубой силы, а не победа духа. Фриз Пергамского алтаря является одним из лучших памятников своей эпохи.
Архитектура Древней греции Байкова Анна.pptx