5-Архитектура Древней Греции3.ppt
- Количество слайдов: 65
Архитектура Древней Греции
Чтобы понять греческое искусство надо вспомнить, что в Греции, в отличии от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления. В городах-государствах правил не один властелин, а целый коллектив свободных граждан полиса (города-государства) – демос. Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Греческий народ научился по достоинству ценить реальные способности и возможности человека – обычного гражданина, а не сверхчеловека.
Любовью и уважением к человеку отличалось греческое зодчество. Греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в их сердца чувство бодрости и уверенности, а не подавляла своей величиной, как египетский храм. Греки не очень заботились о красоте своего жилища, зато величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древние храмы строили из желтоватого известняка и белого мрамора.
Простейший греческий храм Полагают, что прообразом послужило древнее жилище греков – прямоугольный в плане с двумя колоннами перед входом.
Для постройки своих прекрасных сооружений греки создали специальную систему – так называемый архитектурный ордер.
Греческий архитектурный ордер порядок распределения отдельных частей здания n
Схемы греческих архитектурных ордеров Основа греческого ордера – колонна, круглая опора поддерживающая перекрытие.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Здание окружали в один или в два ряда колонн. Он состоял из помещений без окон, где находилась статуя божества. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только с наружи. Очевидно поэтому, главное внимание, древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношение частей и количество колонн были точно установлены. Храмы слагали из отдельных прямоугольных блоков – квадров. Между собой квадры ничем не склеивались – греки не признавали ни глины, ни цемента. Скрепляли квадры вырубая в мраморе пазы соответствующие выступам в соседних плитах. Можно сказать: греки «рубили» свои мраморные храмы, как рубят избы.
В греческой архитектуре господствовали три стиля n Дорический – относится к архаическому периоду n Ионический – относится к классическому периоду n Коринфский – относится к элленическому периоду
Дорическая колонна n n n Воплощение мужества, простоты и мощности Колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена Капитель образуют две плиты: нижняя плита круглая, верхняя квадратная
Ионическая колонна n n n Воплощение нежности и грациозности Каждая колонна имеет свое основание – базу Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т. н. валютами
Коринфская колонна n n Олицетворение красоты, величия и изящества Капитель колонны богато украшена растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта
Перикл Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в. до н. э. это классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Время его правления называют «Золотым веком» , тогда были начаты грандиозные строительные работы в крупнейшем культурном и художественном центре Греции – Афинах. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Акрополь гордость всей Аттики. Афинский Акрополь был самым большим, самым роскошным, самым красивым, самым богатым произведением искусства античной Греции. Над его созданием работали гениальные архитекторы и скульпторы – Мнесикл, Калликрат, Фидий, Иктин. Здесь заседало народное собрание, здесь творили суд, устраивали сходки и праздники
Один раз в четыре года происходило торжественное шествие граждан города. Шли в нарядных свободных развивающихся одеждах стройные девушки с сосудами. Шли бородатые жрецы, юные служки, ехали боевые колесницы, шли почтенные старцы с символами мира – оливковыми ветвями. Процессия двигалась не спеша, она шла «священной дорогой» . Горожане несли богине Афине, охранительнице города, тканное украшенное вышивками священное покрывало – пеплос. Которое жрецы подносили в дар богине. Праздник заканчивался всеобщим пиром на площади Акрополя.
Путешествие по Акрополю
Пропилеи – входное сооружение Процессия шла по мраморной лестнице к входному сооружению Акрополя – Пропилеи, которое торжественно встречало беломраморными колоннами.
Слева от Пропилей находился мраморный павильон. В память победы над персами на пороге Акрополя был поставлен первый в мире музей Пинатека
Храм бескрылой Ники Но прежде чем войти в величественные мраморные ворота Пропилей каждый путник невольно оборачивался направо. Там, как драгоценная шкатулка, высится небольшой изящный храм бескрылой богини победы Ники. Лёгкий, воздушный, необычайно прекрасный, он выделяется своей белизной на синем небе.
А от того, что каменное подножие чудесного мраморного храмика достигает высоты 9 -ти метров, он не кажется маленьким.
Внутри стояла статуя Победы-Ники. Афиняне изобразили её бескрылой, чтобы она не покидала город, одержавший неслыханную победу над персами. Лишённая крыльев богиня не могла больше летать и должна навсегда остаться в Афинах. А на одном из рельефов была изображена Ника Аптерос, развязывающая сандалию. Так афинянам хотелось показать, что Ника поселилась в храме.
Через пропилеи люди попадают на площадь в центре которой высилась статуя покровительницы города богини мудрости и знания Афины – Воительницы. Золотой наконечник копья которой горел на солнце в ослепительно синем небе и служил маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила «Афиняне посвятили от победы над персами» . Это означает, что статуя была отлита из бронзового оружия отнятого у персов. Создал эту знаменитую статую гениальный скульптор , друг Перикла Фидий.
Храм Эрехтейон На площади, левее и дальше в глубь, стоит небольшой храм сложный по плану. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживают не колонны, а мраморные изваяния в виде женских фигур. Это храм Эрехтейон.
Это так называемые – коры или кариатиды (перевод с греческого «девушки» ).
Кажется, что мраморные коры в длинных одеждах, складки которых падают до самой земли, легко и спокойно держат на головах всю тяжесть крыши. Как будто они медленно несут храм навстречу путнику. Легенда говорит, что во дворик около храма, Афина ударила копьё и на том месте выросло первое оливковое дерево.
Парфенон – храм богини Афины Главное сооружение Акрополя, которое неотразимо влечёт к себе в глубине площади, чудо – самое прекрасное создание греческой архитектуры храм Афины Девы – Парфенон.
Схема и план Парфенона
Парфенон это безупречная ясность, чистота, как и девственный образ Афины Парфенос. Вершина античного зодчества, построен архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в 447 -432 г. г. до н. э. длина – 70 м, ширина – 30 м
Фрагменты Парфенона Над восточным входом в Парфенон , где размещался алтарь скульптурная группа фронтона изображала миф о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное космическое событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы – Майры. Все эти фигуры были решены как круглые статуи и рельефы.
Фрагменты фриза Парфенона (реконструкция) Один из двух мраморных фризов 160 метровой лентой опоясывающий храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа, на котором были изображены около 300 -сот человеческих фигур и 200 -сот лошадей, так же принимал участие Фидий.
Строители Парфенона Иктип и Калликрат продумали каждую мельчайшую деталь, создали здание поражающее своей удивительной простотой и чистотой всех линий.
Афина - дева Открывалась дверь восточного входа, и солнечный свет, проникнув в полумрак храма, озарял большую статую Афины Фидий сделал ее из слоновой кости и золота Афина опиралась на круглый щит и держала на ладони богиню Нику
Современный вид Акрополя Парфенон уже около 300 -сот лет стоит в развалинах с тех самых пор как в 17 в. Во время осады Афин венецианцами. Правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Произошёл взрыв. В 19 в. Лорд Эльджин вывез в музей Лондона уцелевшие рельефы.
Ночной Акрополь
Дорический храм Геры в Пестуме
Храм в Пестуме
Древнегреческий театр Театр Диониса в Афинах n Театр в Эпидавре (Пелопоннес) n Греческий театр во Франции n
Театр Диониса в Афинах
Театр в Эпидавре (Пелопоннес)
Греческий театр во Франции
Современный стадион в Греции
Кладбище в древних Афинах
Дом богатого афинянина
Афины
Улица в Афинах
Олимпия. В центре – храм Зевса
Статуя Зевса в Олимпии.
Галикарнасский мавзолей гробница Мавсола n n n Архитекторы Пифий, Сатир, Скопас (реконструкция) В галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера Он состоял из двух ярусов Выше ярусов была высокая пирамида, увенчанная четырехконной колесницей (квадрикой) Высота достигала 50 метров
Маяк на острове Фарос n n Фаросский маяк называют седьмым чудом света Архитектор Сострат Высота 150 м Находился около Александрии
Греческие конструктивные элементы будут применятся в зодчестве всех последующих веков, вплоть до архитектуры наших дней. Такой стиль в архитектуре стал называться классическим.
Париж храм Св. Магдалены
Германия
Театр Драмы в Петрозаводске
Санкт - Петербург
Санкт - Петербург
Колоннады в виде мужских и женских фигур Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург.
Греческие архитекторы своими постройками не старались внушить человеку безотчетное благоговение. Наоборот, они, как бы говорят: « Это мы, граждане свободных Афин, такие же люди, как и все, построили эти чудесные здания. Не удивляйтесь: мы умелые и мудрые мастера. Мы приглашаем вас полюбоваться нашей работой, нашим светлым, молодым, жизнерадостным искусством, которое учит человека мужеству и свободолюбию»
фронтон карниз акротерий фриз архитрав капитель колонна стилобат стереобат
5-Архитектура Древней Греции3.ppt