ARKhITEKTURA_BAROKKO.pptx
- Количество слайдов: 72
АРХИТЕКТУРА БАРОККО XVII век «Барокко» от порт. barocco –жемчужина неправильной формы. Нечто вычурное. Название дано в насмешку в XVIII в. Позже термин потерял негативный подтекст.
Дворец и парк Сан-Суси в Потсдаме Дворец был построен всего за два года Название Сан-Суси дословно переводится с французского как «Без Забот» . Дворец был спроектирован архитектором Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом между 1745 и 1747 гг. Относится к стилю рококо. Проект заканчивал голландский архитектор Ян Бауман.
Основные признаки барокко - усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, - преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, - чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей - активное применение скульптурных и архитектурнодекоративных мотивов; - неравномерное распределение архитектурных средств; - создание богатой игры светотени, цветовых контрастов - динамичность архитектурных масс.
Преобладающие цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементы интерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор
Зарождение барокко Барокко появляется в Риме. Барочное течение берет свое начало от изобретения Микеланджело «колоссального ордера» при строительстве дворцового ансамбля Капитолия в Риме, 1564. Предложенного Виньолой принципа пространственного решения церкви Иль Джезу, 1568 – 1576: римский тип церкви представляет собой пилястровую церковь с продольным зданием с бочарным сводом, куполом над средокрестием, боковыми капеллами.
Барочные тенденции в архитектуре позднего возрождения Вилла папы Юлия III (1550 -1555) Замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо (1559) Палаццо Фарнезе. (Антонио да Сангалло) Виньола. Ц. Иль Джезу Фасад Джакомо делла Порта
Д. Вазари. Ансамбль улицы Уффици во Флоренции (1569— 1574) Ансамбль эпохи возрождения
Городские ансамбли барокко
Доменико Фонтана (1543— 1607) Приехал в Рим примерно в двадцатилетнем возрасте. Работал с делла Порта над строительством купола собора св. Петра (окончен в 1590). Будучи придворным архитектором папы, Д. Фонтана в период понтификата Сикста V (15851590) разработал генеральный план Рима. Важнейшие работы - прокладка улицы Феличе, установка обелисков на площади св. Петра (1586) и др. После смерти Сикста V впал в немилость и переехал в Неаполь (1590), где стал придворным архитектором вице-короля. В Неаполе построил палаццо Реале, пробил улицу Кьяйя.
Площадь дель Пополо в Риме Карло Райнальди и Карло Фонтана 1. Ворота дель Пополо (построены в 1591 г. ) 2. Древнеегипетский обелиск, поставленный Доменико Фонтана при реконструкции Рима в 1585 -1588 гг. 3. Церковь Санта Мария ии Монтесанто. 1661 -1675 гг. Архитекторы Карло Райнальди и Карло Фонтана. 4. Церковь Санта Мария деи Мираколи. 1675 -1679 гг. Пунктиром показаны очертания площади в 17 -18 вв. Рим. Общий вид площади дель Пополо в конце XVII в. (по гравюре, изданной Пьером Мортье)
Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором Св. Петра (1586)
Ц. Санта Мария ин Монтесанто и ц. Санта Мария деи Мираколи на площади дель Пополо (1661 -1679) Карло Райнальди, Карло Фонтана
Бернини. Фонтан Тритон Бернини. Фонтан Четырех рек
Итальянское барокко I. Раннее барокко
Городские дома раннего барокко
Палаццо Русполи
Орацио Лунги Старший. Двор палаццо Боргезе в Риме (1590)
Виллы раннего барокко
Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини в Фраскати близ Рима (1598 -1603)
Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини в Фраскати (1598 -1603)
П. Лигорио. Вилла Д’Эсте в Тиволи (1550— 72)
П. Лигорио. Вилла Д’Эсте в Тиволи (1550— 72)
Храмы раннего барокко
Собор Св. Петра План Микеланджело План К. Мадерна
Собор Св. Петра Фасад 1607 -1614 гг. Карло Мадерны
Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме (1575 г. )
Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме (1575 г. )
I I. Барокко с 30 -х гг. XVII века
Площади барокко
Площадь перед собором Св. Петра
Пьетро да Кортона. Площадь Санта Мария делла Паче (1596 -1669)
1 - театр Олимпико в Виченце. А. Палладио; 2 - площадь в Пиенце. Б. Росселино; 3 – площадь Капитолия В риме. Микеланджело; 4 – скала Реджа в Ватикане. Л. Бернини; 5 – коридор в саду палаццо Спада Ф. Борромини; 6 - замок Фарнезе. Дж. Виньола; 7 - площадь дель Пополо. Дж. Валадье; 8 – площадь Санта Мария делла Паче. П. да Кортона.
Палаццо барокко
Карло Мадерна, Борромини, Бернини, Пьетро Берретини (да Кортона) Палаццо Барберини в Риме (Ок. 1624 -1663)
Храмы барокко
Пьетро да Кортона. Санта Мария делла Паче (1596 -1669)
Живописные плафоны Джованни Баттиста Гаулли (1639 -1709), по прозвищу Бачичча. Плафон в церкви Джезу. Иллюзорно расширяет пространство.
Бернини Джованни Лоренцо (1598 -1680) Итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца - скульптора Пьетро Бернини. В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств.
Бернини. «Экстаз святой Терезы» , мрамор, (1644— 52) капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим
Бернини. Королевская лестница ( «Скала реджа» ) в Ватикане (1663 -1666 )
Бернини. Королевская лестница ( «Скала реджа» ) в Ватикане (1663 -1666 )
Бернини. Колоннада перед собором св. Петра
Бернини. Колоннада перед собором св. Петра Барочный ансамбль собора Св. Петра Гравюра К. Фонтана (слева)
Собор св. Петра в Риме Собор заложен Браманте в 1506 г. С 1547 по 1564 г. - Микеланджело, возвел основной массив собора с барабаном большого купола. Купол закончен (по проекту Микеланджело) Джакомо делла Порта; восточный фасад - Карло Мадерна. Проект реконструкции площади св. Петра, предложенный Карло Фонтана в конце XVII в. Разрез площади и собора. Слева - фасад колокольни у входа на площадь Проект реконструкции площади св. Петра, Карло Фонтана, конец XVI в. Генеральный план (справа)
Фрагменты колоннады перед собором Св. Петра
Д. Л. Бернини. Киворий в Соборе Святого Петра. Бронза. 1624 -1633 гг. Киворий (от греческого kiborion) первоначально - сосуд для питья, в христианских храмах - дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позднее так стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.
Лоренцо Бернини. Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1658 -1678)
Лоренцо Бернини. Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1658 -1678)
Лоренцо Бернини. Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1658 -1678)
Лоренцо Бернини. Палаццо Киджи (Одескальки)
Франческо Борромини (1599— 1667) Великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель раннего барокко. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. С 1619 работал в Риме на Карло Мадерно, своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание.
Борромини. Ораторий св. Филиппа Нери. 1637 -1650
Борромини. Церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642 -1650)
Борромини. Церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642 -1650)
Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане (1635 -1667) Клуатр (1638 -1641)
Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане (1635 -1667) Клуатр (1638 -1641)
Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане (1635 -1667) Клуатр (1638 -1641)
Борромини. Церковь Сант Аньезе (1652— 1657) На площади Навона в Риме
Гварино Гварини (1624— 1683), Итальянский архитектор, математик и богослов из ордена театинцев, работавший преимущественно на севере Италии. Его радикальное барокко известно как «криволинейное зодчество» . Много путешествовал, посетил Лиссабон и Прагу. Опубликовал четыре трактата на математические и астрономические темы. Как архитектор находился под влиянием Борромини. Гварини был одним из немногих архитекторов XVII века, ценивших готику и учившихся у средневековых зодчих. В то же время он опирался в своих архитектурных проектах на знание стереометрии, среди всех геометрических форм отдавая предпочтение овалу.
Гварино Гварини. Капелла дела Санта-Синдона в Турине
Гварино Гварини. Капелла дела Санта-Синдона в Турине
Гварино Гварини. Капелла дела Санта-Синдона в Турине
Гварини. Палаццо Кариньяно в Турине (1680)
Гварини. Палаццо Кариньяно в Турине (1680)
Гварини. Палаццо Кариньяно в Турине (1680)
Гварини. Церковь Сан-Лоренцо в Турине
Венеция Бальдассаре Лонгена. Церковь Санта Мария делла Салюте. Художник Франческо Гварди. Санта Мария делла Салюте 1770
Бальдассаре Лонгена. Церковь Санта Мария делла Салюте (1631— 1687)
Бальдассаре Лонгена. Церковь Санта Мария делла Салюте (1631— 1687)
Бальдассаре Лонгена. Церковь Санта Мария делла Салюте (1631— 1687)
Бальдассаре Лонгена. Палаццо Пезаро в Венеции (1679)
Бальдассаре Лонгена. Палаццо Редзонико (1660)
ARKhITEKTURA_BAROKKO.pptx