Лекция 3.Архитектура античности.ppt
- Количество слайдов: 50
Архитектура античности
Ордер • Ордер – строго определённая система расположения архитектурных частей, строящаяся на основе постепенно сложившихся круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются в противоположность колоннам, антаблементом.
Истоки • 1. Греческий храм возникает на соединении крито-микенской культуры (восходит к Египту и Ассирии) и собственно варварской греческой. • 2. Крито-микенская культура: 8 -12 вв. до н. э. основные объекты: Львиные ворота в Микенах и Кносский дворец.
Львиные ворота (Микены)
Кносский дворец (план)
Кносский дворец (раскопки)
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец
Ордер • 1. Отличие греческой архитектуры от древней крито-микенской культуры в том, что выделялся центральный зал, окружённый колоннадой (мегарон) • 2. Периптер – храм окружённый колоннадой – наследник мегарона.
Планы мегаронных домов
Дорический ордер • 1. Дорический ордер делится на три части: ступенчатый постамент, колонна, антаблемент. • 2. Постамент состоит из стереобата – самой нижней ступени, выложенной из более грубо обработанного камня; далее следуют три одинаковые ступени, верхняя из которых (стилобат), является поверхностью, на которой расположены колонны.
Дорический ордер
Дорический ордер • 1. Колонна содержит ствол, покрытый вертикальными желобками – каннелюры. • 2. Капитель состоит из нижней части в виде перевёрнутой трапеции (эхин) и прямоугольной плиты сверху (абака). • 3. Антаблемент делится на три части: архитрав, фриз и карниз. Архитрав – гладкая плита, лежащая на колоннах, далее идёт фриз, состоящий из триглифов, выступающих частей, покрытых желобками и метопами, «вдавленными» пластинами с барельефами (всё это вместе называется триглифоном). Далее следует карниз.
Дорический ордер
Храм Посейдона в Пестуме (6 в. до н. э)
Принципы греческой архитектуры • Греки не использовали связующий материал, поэтому все части тщательно обтёсаны, как отдельные произведения использовались металлические скрепы. • Важнейшим понятием для греческой архитектуры является понятие тектоники (архитектоники) – это построение из полос вне зависимости от того, из какого материала
Плановая застройка (архитектура 5 века) • В древности застройка была хаотической (Дельфы, Олимпия), первым спланированным архитектурным ансамблем был афинский Акрополь. Застройка была спланирована заранее (два храма Парфенон и Эрехтейон напротив друга, а в центре площадь для собраний), но конкретных планов храмов ещё не было. Что позволило в более позднем Эрехтейоне перейти к ионическому ордеру. Архитектор Иткин
План Акрополя
Ионический ордер • Ионическая колонна отличается от дорической, но состоит из тех же элементов: ступенчатого постамента, колонн, антаблемента, фронтона и двускатной крыши. Ионические колонны более вытянутые и находятся на большем отдалении друг от друга. Под колоннами расположены сложно профилёванные подставки-базы. Капитель украшена двумя завитками – волютами. Архитрав состоит из трёх горизонтальных частей, выступающих друг над другом. Фриз единый, покрытый сплошным рельефом. Карниз состоит из множества частей.
Ионический ордер
Парфенон (Афины)
Эрехтейон (Афины)
Коринфский ордер (4 в. до н. э. ) • Преобладает коринфский ордер, отличающийся от ионического более резной и сложной капителью.
Архитектура эллинистического периода • Перистиль – обнесённый с четырёх сторон колоннами дворик-сад. Такой дом отделён от улицы глухой стеной, в нём свет поступает в отсутствие окон через перистиль. Колонны имеют высоту 3 -4 метра, а за ними очень маленькие двери. • Частная архитектура: памятник Лисикрата
Перистильный двор
Памятник Лисикрата
Планировка городов и городская постройка • Сцена в таком театре – это нижняя площадка, к которой ведут «ступени» зрительные места. Преобладает коринфский ордер, отличающийся от ионического более резной и сложной капителью. • Плановая застройка: город Гипподам (улицы – это прямые пересечённые линии)
Театр Диониса (3 -2 вв. до н. э. )
Гипподам
План Нью-Йорка
Архитектура Древнего Рима • Расцвет римской архитектуры приходится на конец 1 века и 2 век нашей эры. Именно в 1 веке н. э. появляется первый теоретический трактат (раньше были только прикладные руководства по зодчеству), написанный Витрувием. • Витрувий выделяет в добавление к трём греческим ордерам тосканский ордер. Колонна здесь не имеет канеллюр, обладает профилёванной базой. Капитель похожа на капитель дорического ордера, но усложнена добавочными частями, что придаёт ей более изящный вид.
Тосканский ордер
Источники архитектуры • Центральную часть составляет атрий – крытый двор с прямоугольным отверстием в потолке, под ним находился бассейн, в который собиралась дождевая вода. Вокруг были расположены комнаты, двери которых выходили на него. В одной части не было стен и атрий расширялся в две стороны (в форме буквы Т), получались крылья. На противоположной стороне находилась главная комната, называвшаяся таблиниум, окружённая светом только с двух сторон. Одной стороной, обращённая к атриуму, а другой к саду, находившемуся за домом.
План римского дома
Римская архитектура • Расцвет приходится на 2 -1 вв. до н. э. • Мавзолей Августа 1 в. до н. э. • Характерным образцом римской архитектуры служит триумфальная арка. Одна из самых известных – это арка Тита. Характерной особенностью этих построек можно обозначить, что колонны превращаются из несущих опор в скульптурное, рельефное украшение строений.
План Мавзолея Августа
Мавзолей Августа
Арка Тита
Техника • В Риме появляется, так называемая конкретная техника, в основе этой техники – использование нового материала – бетона. Состав бетона: известь, песок, битый кирпич, щебень (близко современному бетону). Арки и своды строили при помощи деревянных кружал, которые ставили на вложенные в стены балки, концы которых по окончании строительства отпиливали.
Позднеримская архитектура • • 1. Цирки 2. Форумы 3. Дворцы 4. Виллы
Амфитеатр Флавиев • Колизей или амфитеатр Флавиев сначала имел только три яруса. Это был классический римский цирк с боями гладиаторов, травлей животными, сражениями, в том числе, водяными, для которых он наполнялся водой, посредством специального акведука. В Колизее появляется овальная арена. В Колизее осуществляется подъём античного театра над землёй. По самым осторожным оценкам в Колизее могло разместиться пятьдесят тысяч зрителей (максимум 90 тысяч).
Колизей
Форум Траяна
Вилла Адриана (план)
Вилла Адриана
Арка Адриана в Афинах
Дворец Диоклетиана в Спалато • Дворец Диоклетиана в Спалато (Далмация) – последнее грандиозное здание. Он является укреплённым, обнесён крепостной стеной. Состоит из небольших строений, соединённых в группы, которые под правильным углом, образуя крест внутри квадрата, перерезают улицы. Три из них ведут к в воротам, четвёртая выходит к гавани. По углам расположены башни. Более всего украшена стена, выходящая на море.
Дворец Диоклетиана в Спалато (Сплите)
Дворец Диоклетиана