Л. 3. Архаическое искусство.ppt
- Количество слайдов: 26
Архаическое искусство (искусство первобытного мира) План 1. Происхождение искусства. 2. Особенности архаического искусства. 3. Виды первобытного искусства.
Теории происхождения искусства • Религиозная (божественная) • Игровая (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер) • Трудовая (в основе – общественно-историческая практика) • Подражания (Демокрит, Аристотель) • Эстетическая, эротическая и др. • Искусство имеет общий со всеми культурными явлениями источник - деятельность человека. • Искусство появляется в эпоху позднего палеолита (каменный век), примерно 40 -14 тыс. назад. Это время подъема первобытного общества, когда появляются все виды искусства.
Происхождение искусства • Из различных видов искусства археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В позднем палеолите сразу появляются все виды изобразительного искусства. • Рисунок, представляющий собой контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Живопись ограничивается контурным изображением на скале, выполненная черной или красной краской, нанесенной, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное лошадь, лев, носорог, олень. Обычно дана только голова, редко - вся фигура. Стиль строго реалистичен.
Контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге (верхний палеолит)
Живопись верхнего палеолита. Пещера Ляско. Франция.
Скульптура верхнего палеолита • Представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, мергеля, реже - из мамонтовой кости. • Редко попадаются мужские фигурки и единичны фигурки животных.
Скульптура верхнего палеолита
Скульптура верхнего палеолита
Искусство мадленской культуры • Расцвет изобразительного искусства • Скульптура встречается гораздо реже, причем женские фигурки почти совершенно исчезают • Рисунок достигает замечательного для своего времени совершенства • Сюжетом в подавляющем большинстве случаев являются крупные животные - главный объект охоты того времени: бизон, олень, лошадь, реже - мамонт, носорог и еще реже – хищники. • Редки изображения человека. Эти рисунки всегда менее реалистичны. Столь же редки изображения растений. Особое места в мадленском рисунке занимают изображения, представляющие полулюдей–
Искусство палеолита • Выдающимися памятниками палеолитической живописи являются пещеры (так называемая пещерная живопись): Альтамира в Испании и Фон -де-Гом во Франции. Прекрасные образцы скульптуры дали памятники, найденные на территории СССР: Гагарино, Костенки, Мальта и др.
Пещерная живопись палеолита (Альтамира, Ляско)
Искусство неолита • Наблюдается переход от изображения одиночных фигур к композиции, иногда довольно сложной. Это бытовые картины, сцены охоты, военные эпизоды. Рисунок чрезвычайно экспрессивен, изображение в основе реалистично, но стремление передать движение ведет к крайней условности. • Неолитическое искусство идет по линии декоративной, давая в этом направлении обилие разнообразных форм. • Развивается орнамент (лат. огnаmеntum - «украшение» ), от самых простых его форм - ямочного, гребенчатого или примитивно-геометрического до весьма сложного и высокохудожественного, с различными мотивами и сюжетами, разнообразной раски. Различным, иногда в свою очередь богатым орнаментом покрываются оружие, утварь, одежда.
Охота. Пример условности в изображении.
Условность в изображении
Орнамент • Орна мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д. ), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных). • У первобытных народов для человеческого тела (раска, татуировка). • Орнамент либо оперирует отвлечёнными, символическими формами, либо стилизует реальные мотивы. • Возникновение орнамента уходит корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. • Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Орнамент
Петрогрлифы (наскальные изображения)
Петроглифы
Искусство неолита • Декоративный характер имеют в эпоху неолита скульптура и рельеф. • Менгиры ( «длинный камень» с бретонского), принимая форму изображений человека, дают начало статуе. Особую форму менгиров представляют собой так называемые «каменные бабы» - крупные, высотой обычно до 2 м и больше, статуи с примитивно изваянным лицом и еще более примитивно намеченным туловищем. Статуи эти были распространены на территории СССР, на широком пространстве европейской и азиатской ее частей, в особенности на юге европейской части.
Менгиры
Маски • Маски многих племен и народностей часто представляют собой замечательные произведения скульптуры и живописи и при всей своей гротескности являются выдающимися образцами изобразительного искусства.
МУЗЫКА • Имеет две формы: вокальную или песенную и инструментальную. • Отдельные виды ритма в музыке возникли из ритмов трудовых процессов и религиозных обрядов. • Основное в первобытной песне - ритм, поэтому текст в наиболее примитивной песне составляет нередко повторение одного и того же возгласа или слова. Вокальная музыка первобытной эпохи и ограничивается этой простейшей формой, состоящей из ритма и речитатива. Мелодия возникает значительно позднее. • Инструментальная музыка остается в первобытную эпоху сравнительно мало развитой.
Танец • Первобытный танец вне сомнения связан с архаическими формами религиозных представлений (магией и тотемизмом). • Танец тесно связан с музыкой, песенной и инструментальной.
УКРАШЕНИЯ
ТАТУИРОВКА
ТАТУИРОВКА Татуировка маори Новая Зеландия Кельтские узоры для татуировки
Л. 3. Архаическое искусство.ppt