Арт-хаус в кино и его влияние на массовую культуру
Арт-ха ус (англ. Art house, букв. «дом искусств» ; также называемый «art cinema» , «art movie» или «art film» ) — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам» , указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движении по сюжетным поворотам.
Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности и расширение языка кино. Поэтому просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус-кино, как правило, ограничен. Бюджеты и возможность приглашать знаменитых актёров также обычно скромнее, из-за чего создателям фильма приходится прибегать к нестандартным и творческим подходам. Как правило, это отличает артхаусные фильмы от развлекательного «мейнстримового» кино, которое нацелено в большей степени на развлечение и использует шаблонные сюжетные линии и персонажей.
Различия с «мейнстримовым» кино
По мнению исследователя кинематографа Дэвида Бордвелла, (статья 1979 г. под названием «Артхаус как проявление кино» ) голливудское кино использует сюжетную линию как основу, которая делит фильм на ряд эпизодов, каждый из которых движется к собственной цели. В замысле фильма обычно фигурирует один четко обозначенный главный герой и «Терминатор» , реж. Д. Камерон, 1984 несколько явно второстепенных, а вся история развивается по принципу «вопрос-ответ» , «проблемарешение» от начала и до пика, где происходит главное сюжетное событие. Фильм сопровождает музыкальная линия, призванная подсказать аудитории нужные эмоции в нужных местах, а монтаж делается гладким без пересечений. Мейнстримовые фильмы обычно используют узкий хорошо узнаваемый спектр характеров, сюжетов, съемочных мест и даже словарный запас героев укладывается в привычные рамки. «Сумерки» , реж. К. Хардвик, 2008 «Миссия невыполнима» , реж. Б. Де Пальма, 1996 «Титаник» , реж. Д. Камрон, 1997
«Токио!» , реж. М. Гондри, Л. Каракс, П. Чжунхо, 2008 «Птаха» , реж. Алан Паркер, 1984 Напротив, в арт-кино, по мнению Бордвелла, сюжетная линия строится на основе реалистичности и авторского видения режиссёра. История делится на несколько эпизодов, между которыми ослаблена или отсутствует причинновременная связь. Кроме того, значительное внимание уделяется внутренней драме персонажа: его самоидентификации, унаследованным социальным и сексуальным конфликтам, моральной дилемме или личностному кризису.
Хотя мейнстримовое кино также использует изображение моральной дилеммы и личностных кризисов, они, как правило, разрешаются до окончания фильма. В арт-хаусном кино эти сложные проблемы лишь исследуются, но без явного решения. Переживания главных героев, которых, как и в реальной жизни, могут мучить сомнения, преступные соблазны, враждебность окружающего мира, могут быть показаны в фильме в явном виде, в форме внутренних диалогов, мыслей вслух, фантазий и сновидений. В некоторых арт-фильмах авторы включают в сюжет, казалось бы, бессмысленные действия героев, призванные отразить экзистенциальность бытия. «Меланхолия» , реж. Ларс фон Триер, 2011 «Танцующая в темноте» , реж. Ларс фон Триер, 2000 «Заводной апельсин» , реж. С. Кубрик, 1971
Сюжетные повороты в арт-кино зачастую оказываются менее важны, чем наблюдение за развитием персонажей, исследование их идей, выраженных в диалогах. Фильм может использовать необъясненные пропуски во времени, эпизоды, переставленные в нехронологическом порядке, длительные отступления от основной линии повествования, что подталкивает зрителя к собственному пониманию и интерпретации смысла. В арт-фильме, как правило, прослеживается авторская манера подачи материала режиссёра, и нет четкого деления на «плохое» и «хорошее» , а взамен зрителю предлагается самому найти ответы на вопросы «как именно история рассказана? » , «почему именно в такой манере? » . «Елена» , реж. А. Звягинцев, 2011 г. «Догвилль» , реж. Ларс фон Триер, 2003
Арт-хаусные фильмы, как правило, любят искушенные, образованные зрители, так называемые «киногурманы» и хотя, сегодня многие арт-хаусные фильмы уже можно назвать классикой, оценить их дано не каждому. На арт-хаусное кино «ходит» не массовый зритель, поэтому его аудитория не так велика. На сеансах арт-хаусных фильмов почти как в современном театре: здесь «не принято» сидеть с поп-корном и кока-колой в руках.
«Неподготовленный» зритель, ожидающий увидеть динамичный сюжет или понятное действие, уже после первого получаса просмотра арт-хаусного фильма попросту заскучает. Досмотрев арт-хаусный фильм до конца, «Береговая охрана» , реж. Ким Ки Дук, 2002 многие испытывают, как говорится, «культурный шок» . Самоистязание и мучительный психоанализ, азиатская жестокость, безудержное желание воспринимать мир не как все и жить своей уникальной жизнью – не каждый кинолюбитель готов увидеть это на экране. «Время цыган» , реж. Эмир Кустурица, 1988
Фильмы арт-хаус заставляют задуматься о жизни, посмотреть на все со стороны, другими глазами или даже с точки зрения другой культуры. Их нужно не просто смотреть, а «переживать» каждый кадр, внимательно слушать каждый звук фильма (даже если большая часть из них – всплески волн и завывания ветра). Поэтому можно сказать, что само понятие «арт-хаус» объединяет в себя даже не жанр кино, а отношение к кинематографу, не как к развлечению, а как к переживанию, способу постижения жизни, авторскому взгляду на жизнь, который заслуживает понимания. В самобытности заключается секрет того, что арт-хаусное кино практически не устаревает, есть кинотеатры, где один и тот же фильм идет месяцами и даже годами. «Самаритянка» , реж. Ким Ки Дук, 2004 Сцены у моря» , реж. Такеши Китано, 1991
Одной из особенностей жанра арт-хаус является перевод с помощью субтитров. Для большинства зрителей необходимость чтения субтитров является большим неудобством при просмотре фильма. Однако, арт-хаусное кино обычно не дублируется, а идет с субтитрами. И это не связано с ограниченным бюджетом. Считается, что дубляж «убивает» авторский язык, интонации актеров, художественное единство фильма. Арт-хаусное кино как попытка познания иной культуры и психологии, как правило, показывается без перевода.
Краткая история арт-хаусного кинематографа
Существует несколько версий возникновения и первоначального смысла «арт-хаусного» кино. По первой версии, арт-хаус появился практически одновременно с появлением кинематографа. Тогда одним из направлений первого, еще достаточно примитивного «аттракционного» кино были фильмы о телесных увечьях, грешницах и грешниках, сексуальных извращениях. Т. к. такое кино нравилось не всем и было достаточно нестандартным, его стали называть «арт-хаусом» .
«Шпион в маске» , реж. м. Кравич, 1933 «Голубой ангел» , реж. Д. фон Штернберг, 1930 «Марсельская трилогия» , реж. А. Корда, М. Пиньоль, 1931 -1936 По другой версии, понятие «арт-хаусного» кино появилось в сороковых годах прошлого века. Тогда «арт-хаусом» называли классические довоенные ленты.
Еще один из вариантов происхождения термина «артхаусное кино» – версия, по которой арт-хаус родом из США. В середине прошлого века так называли американское малобюджетное кино, далекое от голливудских майнстримов и неанглоязычные фильмы с субтитрами, в основном из Европы, «сливки» мирового кинематографа, т. е. кино, непопулярное для массовой аудитории. Конечно, в определенных интеллектуальных кругах увлечение таким кинематографом вошло в моду и со временем популярность арт-хауса привела к созданию целых артхаусных киносетей в США, где главные арт-хаусные площадки находились в Нью-Йорке и Лос. Анжелесе.
«Птицы» , реж. А. Хичкок, 1963 «Маленький солдат» , Жан Люк Годар, 1960 «Любовное настроение» , реж. Вонг Кар Вай, 2000 Независимо от того, как возник арт-хаус, со временем мода на него могла пройти, если бы артхаус не стал известен более широким кругам благодаря Альфреду Хичкоку (одному из авторов французской «новой волны» ), кинорежиссеру, сценаристу, продюсеру и актеру – Жан. Люку Годару, Эрику Ромеру (яркому представителю послевоенного кинематографа Франции), первому арт-хаусному блокбастеру – «Ведьма из Блэр» , отснятому выпускниками флоридского кинофакультета в 1999 году, представителям «азиатской волны» : Ким Ки-Дуку, Вонгу
Рост популярности арт-хауса привел к тому, что в 1955 году во Франции в Париже была основана Международная конфедерация арт-хаусных кинотеатров CICAE (Confederation Internationale des Cinemas d’Art et d’Essai). Сегодня членом CICAE являются объединение Europa Cinemas (кинотеатры, поддерживающие идентичность национального европейское кино), московский кинотеатр « 35 мм» , санктпетербургский «Дом Кино» и еще несколько российских кинотеатров. Кинотеатр « 35 мм» , Москва
Фильмы категории арт-хаус условно можно разделить на несколько основных категорий: * оригинальное авторское арт-кино * высококультурное европейское кино * фильмы-киноклассика известных кинорежиссеров и авторов * фильмы экзотических кинематографий мира, в которых отражены особенности субкультур и психологий (наиболее популярен в этой категории кинематограф Азии) * экспериментальное кино, в том числе и кинематограф сексуальных меньшинств.
Тема арт-хауса в советском кинематографе затронута в фильмах Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Мировое признание «советскому» арт-хаусу принес «Сталкер» Тарковского, снятый на «Мосфильме» в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» Бориса и Аркадия Стругацких. «Сталкер» получил специальную премию экуменического жюри, премии ИНТЕРФИЛЬМ и ОСИК на XXXIII Международном каннском кинофестивале в
В 80 -е, 90 -е фильмы Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Клода Шаброль, Альфреда Хичкока, Эмира Кустурицы, Ингмара Бергмана, Педро Альмодовара, Ким-Ки-Дука, Ларса фон Триера, Федерико Феллини, Джима Джармуша, Стенли Кубрика, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти и другие запрещенные во времена СССР шедевры стали ключом от «секретной двери» в узкий круг искушенной и образованной публики, которая отличалась от серых масс, т. к. большинство в те времена с восторгом смотрели в кинотеатрах голливудские фильмы и латино-американские сериалы по телевизору. Зарубежный арт-хаус в России полюбился и показал, что его здесь ждали.
«Асса» , реж. В. Соловьев, 1987 Главной «темой» перестроечного и постсоветского русского арт-хауса были преступноромантические саги типа «Бандитского Петербурга» и агрессивноскандальные фильмы, самые яркие из которых: «Асса» , «Игла» , «Мама, не горюй» , «Хрусталев, машину!» . «Игла» , реж. Р. Нугманов, 1988 «Хрусталев, машину!» , реж. А. Герман, 1998 «Мама, не горюй!» , реж. М. Пежемский, 1998
Несмотря на то, что для России арт-хаус – относительно новое направление, он уже перестал быть малобюджетным жанром непрофессионалов и энтузиастов, с незрелонигилистскими взглядами, заплевывающими моральные ценности и неадекватной игрой актеров. Уже сегодня существуют отечественные фильмы, которые можно условно отнести к арт-хаусу, практически во всех известных жанрах кино. «Изображая жертву» , реж. К. Серебренников, 2006 «Настройщик» , реж. Кира Муратова, 2004
«Изгнание» , реж. А. Звягинцев, 2008 «Все умрут, а я останусь» , реж. В. Гай Германика, 2008 «Жесть» , реж. Д. Нейманд, 2006 «Эйфория» , реж. И. Вырыпаев, 2006 «Груз 200» , реж. А. Балабанов, 2007 Список российских кинорежиссеров, нестандартно взглянувших на современную российскую действительность, уже достаточно велик. Широкую известность и признание на международных кинофестивалях получили «Елена» , реж. А. Звягинцев, 2011 многие российские фильмы.
Кино – это самый «передовой» вид искусства, в процессе производства которого сегодня используются огромное количество научных новинок и открытий. Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не более. В «массовом кино» есть место для всего, даже для рекламы. Порой это приводит к абсурдным ситуациям, когда фильмы превращаются в большой рекламный ролик (сериал «Джеймс Бонд: Агент 007» ). С тем фактом, что кино сегодня уже «больше» чем искусство и, прежде всего отрасль экономики, никто не спорит. «И целого мира мало» , реж. М. Эптид, 1999
Что привлекает, прежде всего, зрителя в киноленте? Окунуться в волшебный мир фантазий, насладится спецэффектами, отправиться в кругосветное путешествие вместе с героями, и не о чем не задумываться. Это основной принцип современного кинематографа, дать отдохнуть человеку от повседневных стрессов и жизненной суеты, подарить праздник. «Массовая культура» во имя «общедоступности» замещает эмоционально-эстетическое наслаждение примитивным удовольствием, освобождая потребителя от сильных и глубоких переживаний и интеллектуального напряжения.
Но не все люди одинаковы. Некоторым нужно увидеть в фильме не пустую стрельбу и погони, а философский смысл, задуматься над проблемами, которые освещены в киноленте, прочувствовать сюжетную линию и осознать мотивацию главных героев. Массовое кино таких целей перед собой не ставит. Правила давно определены и границы строго обозначены. Поэтому, чтобы заполнить образовавшийся вакуум многие режиссеры пошли другим путем, осознавая тот факт, что выйдя за рамки дозволенного, основной целью фильма будет не получение коммерческой выгоды, а возможность донести живую идею, без штампов и запретов к зрителю.
Благодаря великим режиссерам артхаус родился и получил свое развитие. Но время не стоит на месте. В развитии артхауса наступил переломный момент. Основным отличием данного направления была малобюджетность и независимость. Но после выхода фильма о ведьме из Блэр, который при минимальных затратах принес огромные прибыли, многие голливудские представители мейнстрима обратили свое внимание на артхаус и создали отделения в своих компаниях, которые занимаются именно разработкой этого направления.
Сегодня, после постмодернистской экспансии, «все смешалось в доме Облонских» , в том числе артхаус с мейнстримом. Новый эстетический кентавр — артмейнстрим — на самом деле не так уж нов и представляет собой компромиссный продукт, годный для показа в большем количестве залов (таково, скажем, американское независимое кино — с тех пор как оно стало модным товаром и раскручивается в Санденсе). Было время, когда масскультура (особенно индустрия MTV и рекламы) заметно влияла на авторское искусство. Сегодня в артхаусе выделилось радикальное крыло (яркий пример — Ларс фон Триер), и мейнстрим во многом питается его приемами и открытиями, опускает их на массовый уровень.
Ингмар Бергман Акира Куросава Безусловно, крайне сложно научиться воспринимать кино не только как развлечение, но и научиться разбираться в нём, научиться ценить то, чем восхищаются критики, это сложная работа, которая многим кажется бессмысленной. Лишь поверхностное знакомство с работами таких великих классиков, как С. Эйзенштейн, А. Хичкок, И. Бергман, Ф. Феллини, А. Куросава не может перевернуть внутренний мир зрителя. Для понимания таких шедевров нужно прежде повысить уровень общей культуры. Развитие культуры – это ключ к решению если не всех, то почти всех проблем любого общества, ведь чем более развита личность в частности, тем более развито общество в целом. Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина. Федерико Феллини
«Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами» . Эта фраза написана Вальтером Беньямином в 30 -е годы XX века, после его поездки в СССР. С ней нельзя не согласиться. Через кино, через информационные институты действительно производится оформление человека в том направлении, которое удобно власти. ХХ век показал на примере образований тоталитарных систем власти и формирования массовой культуры потребления (поддерживаемой СМИ, ориентированными на американскую культуру и продукцию Голливуда), как много сил необходимо приложить человеку, чтобы остаться творцом своей жизни и души. При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель искусства - раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является искусством. Оно обогащает духовный опыт человека. Но только в том случае, если выражает особое видение его создателя. Именно многообразие точек зрения способно поднять кино на уровень истинного искусства. Кинофильмы Антониони, Федерико Феллини, Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Михаила Ромма, Висконти, Бергмана, Параджанова, Фассбиндера, Херцога, Бунюэля, Жана Кокто и многих других не менее самобытных творцов кино воспитывают нынешнее и будущие поколения. Артхаусное кино – это противовес массовой штамповой культуре, навязываемой Голливудом.