armenia.ppt
- Количество слайдов: 20
АРМЕНИЯ Армения—маленькая страна с большой историей, страна, которая богата таинственными легендами и где после наводнения прародитель человечества Ной посадил первую виноградную лозу у подножья библейской горы Арарат!
Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н. э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н. э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи - Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н. э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н. э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н. э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н. э. ), возникли три армянских государства - Малая Армения западнее Евфрата, Софена - восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря.
Позднее Тигран II Великий (95 -56 до н. э. ) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины. Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей). В 387 н. э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником. Тигран Великий Амберд
В 2001 году Армения праздновала 1700 лет принятие христианства. Она была первой страной, которая провозгласила в 301 году нашей эры христианство официальной религией государства. Согласно летописям и преданиям, Благая Весть Иисуса Христа пришла сюда с апостолами Фаддеем и Варфоломеем и один Божий человек сыграл очень большую роль в распространении христианства в Армении. Его звали Григорий. Он служил Богу всей душой и горячо проповедовал Евангелие в Армении. В то время царем Армении был Тердат III. До него дошла весть о Григории и его служении и царь разгневался, потому что был язычником и служил языческим богам. Он отдал Кафедральный собор, св. Эчмиадзин приказ найти, схватить Григория и бросить его в глубокую яму. Слуги царя сделали это. После этого прошло около тринадцати лет. И случилось так, что царь Тердат заболел проказой. У царя была сестра и после того, как царь заболел, ее посетило видение о том, что только тот Божий человек, который был брошен по приказу царя в яму, может излечить его. Она рассказала об этом царю, но царь, считая, что Григорий уже давно погиб, отмахнулся от сестры. Однако это же видение явилось сестре второй раз, и она убедила царя попытаться разыскать Григория. Это было чудо! Григорий был жив, проведя около тринадцати лет в яме глубиной около восьми метров и диаметром около Нораванк четырех метров. Много змей и скорпионов жили с Григорием в этой яме все эти годы, но они не причинили ему никакого вреда.
Одна христианка, которая обратилась к Богу через Григория, приносила ему хлеб и воду, спуская эту нехитрую еду и питье вниз на веревке. Бог сохранил Григория, потому что он был верным Господу и любил Бога всем сердцем. Вскоре Григорий предстал перед царем и увидел, что царь очень болен. Проказа овладела им. Царь спросил Григория, может ли он излечить его, и Григорий ответил: "Да. " Царь был поражен этим ответом, он сказал: " Ведь я твой враг, из -за меня ты провел тринадцать лет в этой яме. " Григорий ответил: " Я знаю Царя Царей, и Он заповедал нам, чтобы мы любили наших врагов. Имя Его Иисус Христос. " Григорий начал лечить царя и в течение нескольких недель он делал это, но делал особым образом. Он очищал тело царя от струпьев проказы, слизывая их своим языком и с Божьей помощью царь выздоровел. Так впервые через Божьего человека Григория, всесильный царь узнал о любви Иисуса Христа, и он обратился к Нему, стал христианином и вскоре провозгласил христианство официальной религией Армении. История Армении была бы другой, если бы Григорий не был столь верен Иисусу Христу. Бог использовал Григория для Своей цели и через него изменил жизни многих людей. Руины храма Звартноц Св. Эчмиадзин, храм Рипсиме
Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной. В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877 1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении. Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока. 28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.
Развалины средневекового города Ани расположены в сорока километрах от Турецкого Карса в сторону армянской границы. Ани располагался на пути из Азии в Европу, его население в эпоху расцвета достигало ста тысяч человек. Город имел очень сложную историю, переходил из рук одного властителя в руки другого, пока не опустел при монголотатарах в XIV-м веке, когда армянское население было вынуждено уйти из города. Внушительные крепостные стены до сих пор окружают развалины церквей с восхитительными фресками, мечетей и дворцов. Уникальный древний город все более разрушается, в 1998 году он вошел в сотню памятников, подвергающихся особой опасности (Всемирный фонд памятников).
ПАМЯТНИКИ МАТЬ АРМЕНИЯ - самый большой памятник Еревана – это “Мать Армения”, находящийся в парке “Победы”. Высота памятника, которым является женщина с мечом в руке, 22 м, а с постаментом он доходит до 52 м. Раньше на 30 тиметровом постаменте стоял памятник Сталина. Он был снят в 1962 г. , а в 1967 г. его место заняла “Мать Армения”, которую проектировал архитектор Ара Арутюнян. Большую архитектурную ценность представляет также постамент, в котором находится музей, посвященный истории Великой Отечественной Войны. Автором строения является архитектор СССР Рафаел Исраелян. МОНУМЕНТ К 50 -ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ, выполнен из серого базальта в виде стелы, в верхушку которого вонзена стрела, оперение которой видно на фотографии, которое показывает, что на этом месте будет воздвигнут город. Рядом горит вечный огонь, олицетворяющий вечную жизнь.
Принятие христианства Арменией - это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302 -326), и царь Армении Трдат III (287 -330). Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян Кавалер семи орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, трех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова I степени, ордена Кутузова I степени Спарапет Вардан Мамиконян, внук Католикоса Саhака Великого, своею кровью освятил армянскую землю и укрепил христианство в Армении. Армянская Церковь причислила Вардана и павших вместе с ним па Аварайрском поле 1036 воинов к лику святых.
По-древнеармянски означает «библиотека» . Но он давно вышел за рамки скромной «библиотеки» . Ныне это Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца, изобретателя армянского алфавита. Благодаря традиционному бережному отношению армянского народа к своим духовным ценностям , особенно к рукописям, мы имеем сегодня возможность изучать богатое наследие великих предков, их труды по истории, философии, праву, медицине, космографии, математике и т. д. Разве недостоин благодарности скромный труженик, который перевел с греческого на армянский язык «Хронологию» Евсепия Кесарийского, написанную в IV веке и утерянную впоследствии? Сейчас армянский перевод единственный источник, из которого черпают познания ученые. В Матенадаране вы увидите Евангелие, переписанное в 989 г. В Евангелие вшиты 4 сохранившиеся миниатюры IV в. , краски которых не поблекли до сих пор; миниатюрную книжку весом 19 г или самую большую книгу весом 28 кг; сборник избранных речей и проповедей, который, рискуя жизнью, спасли от турецких погромщиков две женщины-армянки, закопав их в землю в одной из пещер. . . Так часто бывало: люди умирали, а пещеры хранили бесценные рукописи, которые являются гордостью Матенадарана.
АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Агулис XIX в. Ахалциха XIX в. Костюм мальчика (Лори XIX в. ) и Девочки (Карабах XIX в. ) Сасун XIX в. Костюм невесты Женский зимний костюм (Карабах XIX в. ) Женский Ереван XIX в. Зейтун XIX в. (Барцр Айк XIXв. ) костюм алюр (Васпуракан XIX в. ) Женский костюм (Васпуракан XX в. ) Костюм невесты (Карин XIX в. ) Женский костюм (Сюник Зангезур XYIII в. ) Женский Мужской костюм (Лори - Гугарк XIX (територия в. ) Персии XYIII в. )
Особенностями, определяющими национальное лицо любого народа, являются язык, вера, народные праздники и традиции. Последние находят свое проявление в национальных обычаях, в исполнении ритуалов. Для каждого народа обычаи так же важны, как язык и вера. Смыслом праздника "Цахказард" является встреча весны, которая сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение молодых. Цахказард (Царзардар) - праздник в предпоследнее воскресенье Великого Поста (за неделю перед Пасхой (Затиком), истоки которого пришли из далеких дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов. Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог противостоять перед стихийными бедствиями природы.
В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на Ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия. По некоторым источникам, Цахказардом считают праздник прихода Иисуса Христа в Иерусалим, который отмечается за неделю перед Пасхой (Затиком), однако ни в библейских историях, ни в Новом Завете нет ни Слова о цветах. Цахказард также молодежный праздник. Об этом свидетельствуют Совершаемые в праздник ритуалы. В этот день парни и девушки надевали все самое красивое. Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи (вновь вспомним название "Цахказард"), чтобы отнести ее своей любимой девушке. Следы этого обычая сохранились в некоторых селах и по сей день. В чем суть обычая. Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком. Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками. Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей Праздника пробуждение и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились сладости и другая вкусная еда. К сожалению, сегодня эти обычаи во многом не сохранились. Кара - Бала
Затик (Пасха), олицетворяющая пробуждение природы, самый долгожданный и большой в ряду армянских праздников. По решению, принятому Вселенским Собором в 1325 году, он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. День Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля, в течение 35 дней. Пасха празднуется пышно и организованно. Первая и основная идея праздника - пробуждение природы, определение и разделение времен года. Слово "разделение" здесь символизирует также освобождение природной окраски от серости и однообразия. Это время, когда земля покрывается красками, расцветают деревья, бурлит жизнь. И разве не это праздник? Как можно не отмечать и не праздновать пробуждение природы весельем и жертвоприношением? Раскрашенные в разные цвета яйца - символ весенних красок. По некоторым источникам, слово "Затик" означает освобождение, т. е. , окончание великого Поста и освобождение от его ограничений, когда люди, очищая тело и душу сорокадневным Постом, наконец получают право пользоваться пищей животного происхождения. И поэтому все несли по яйцу в церковь на вечернюю службу и после ее окончания съедали его. Люди готовились к празднику с большим торжеством. Заранее убирали дома. В субботу рано утром подростки начинали играть в яйца. Старшие голодали. Предпраздничный ужин состоял из плова, тушенной зелени и рыбы. В этот день всей семьей или большими группами люди совершали паломничество в находящееся за деревней святые места. Паломники несли с собой ягненка для жертвоприношения, вино, яйца, лепешки и молочные продукты. Посещение кладбищ родственников в Пасху в некоторых местах совершалось в воскресенье после службы, а в других местах - в понедельник. Христианское толкование Затика связано с идеей воскрешения Христа.
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11 -го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28 -го июня по 1 -е августа. Слово "Вардавар" имеет разные значения. В одном из вариантов, слово "Вардавар" состоит из корней "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов. Как и другие традиционные праздники, "Вардавар" также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников. Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник "Вардаматн", связывая слово "Вардавар" с корнем "вард (роза)". Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви. В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друга водой, выпускать голубей, - христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д. И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем.
Дудук – это древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластиночек, возникающей под воздействием вдуваемого воздуха. На лицевой стороне инструмента имеется семь звуковых отверстий и ещё одно – на обратной стороне. Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность. Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов. Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе. Обычно выступают два дудукиста. Один – солист, он играет мелодию песни или танца, а другой – дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке – “созвучность мелодии”. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлече-ния, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол. В числе лучших дудукистов Армении: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Они исполняют народные и гусанские песни, а также произведения армянских композиторов. Эти замечательные музыканты известны и уважаемы не только в своей отчизне, но и в других странах мира.
ТАР КЯМАНЧА ЗУРНА ШВИ ДООЛ ПАКУ ПАРКАПЗУК
Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму. Жертвами начавшегося геноцида стали писатели Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекюрян, Смбат Бюрат, публицисты и редакторы Назарет Тагаварян, Тиран Келекян, Гагик Озанян и др. Учитывая давние связи с министром внутренних дел Талиатом-пашой, в те дни не были арестованы только два депутата(!), Вардгес и Григор Зохраб. Но и их очень скоро арестовали за заявленный им руководству Иттиада протест против совершавшегося беззакония. Спустя два месяца, 15 июня 1915 г. , на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов-армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению. То же самое происходило во всех вилайетах: в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империи было заранее спланировано. И это было заведомым обманом: как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачей бросили в тюрьмы.
Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические В ту ночь был арестован КОМИТАС (Согомон интересы выше судьбы двух миллионов Согомонян 1869 -1935) - Великий армянский армян. . . композитор, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер, педагог. Его бесценные произведения были сожжены. Позже он был выслан в местность Чангер. По пути в ссылку Комитас стал очевидцем трагедии своего народа. На его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Даниель Варужан, сотни женщин и детей. Душа Божественного Комитаса не вынесла чудовищные картины, и он лишился рассудка. По ходатайству ряда авторитетных деятелей Турции он был возвращен в Константинополь, помещен в больницу, а затем, в 1919 г. , переправлен в психиатрическую лечебницу в Париже. До конца его жизни лучшие врачи Парижа не смогли восстановить его память и душевное состояние. В 1936 году его прах был перевезен в Ереван и захоронен в пантеоне деятелей науки и искусства. В 2003 году в центре Парижа был установлен памятник 24 апреля является днем памяти жертв Комитасу, как символу геноцида армян в геноцида, целью которого было полное Турции. истребление армянского народа.
armenia.ppt