Аргументация в сочинении.ppt
- Количество слайдов: 30
Аргументация в сочинении. Способы аргументации
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – всё, что может подтвердить тезис.
ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные; примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. эмоциональная убежденность пишущего; ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т. д. ).
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд» . Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что либо, оскорбляющее слух? Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» . Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми» , уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.
Типичные ошибки аргументации ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами (нет обоснования – примеров) для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто примитивные, наскоро выдуманные, дублирующие ситуацию текста), без объяснения их связи с тезисом; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.
Литературные аргументы
Взаимоотношения человека и природы Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» Главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этого является то, что не может Егор нарушить гармонию природы, боится вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Егор утверждал, что человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце герой погибает от рук именно тех, кто не понимает красоты природы, кто привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет заменить отца, поскольку уважает и бережёт родную землю. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» : Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по своему «социальна» , общежительна, обладает своими «правилами поведения» . И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.
Проблема исторической памяти Сегодня для нас не менее важно воспитание памяти. Мы все бежим от жизни, не оглядываясь, торопимся. И не замечаем, как дальше и дальше уходит наша личная история. Многие ли из нас знают свою родословную? Многие не могут назвать даже прадеда. И сразу же задают удивленно вопрос: «Зачем это надо? Мы что, князья? » Неужели только князьями славна Россия? Ведь были же и герои солдаты, и мастера – золотые руки, да и просто честные люди! История — это учебник жизни. Его стоит прочесть ещё и ещё раз. Не надо вырывать из него страницы: мы убедились на собственном горьком опыте, чем это может обернуться. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» : Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. . . Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.
Неуважительное отношение юношества к старости и старикам. Проблема одиночества В. Распутин «Последний срок» Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола» . Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» .
Нравственный выбор, человеческий поступок Раскольников и Соня; А. С. Пушкин «Евгений Онегин» ( выбор Татьяны, следование ею нравственному долгу); Героям Л. Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, гармонии своих действий и убеждений, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью (А. Болконский, Пьер Безухов). Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письмо 30 «Нравственные вершины и отношение к ним» ): О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет.
Проблема народного духа в трагические моменты истории Ход военных действий зависит не от правил, придуманных политиками и военачальниками, а от некоего внутреннего чувства, объединяющего людей. В войне это дух войска, дух народа, это то, что Л. Толстой называл “скрытой теплотой патриотизма”. В романе Ю. Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” горько произносит он, подходя к очередному солдату.
Сострадание и милосердие. Чуткость У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека» . В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Но когда однажды, отчаявшийся, озлобленный на судьбу, он встречает мальчика сироту, то решает назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. Во время съемок фильма «Холодное лето 53. . . » , которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окрестные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, чтобы они не мешали съёмочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на великого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим человеком, который ради них, простых ребятишек, прервал дорогостоящие съемки.
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск это необходимые условия для становления человека и любого другого существа. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрёк ее на верную смерть. Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен» . Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слёз, без жизни, без любви» .
Ложные и истинные ценности И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письмо 10 «Честь истинная и ложная» ): Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей» ) души.
Роль личности в истории Американская писательница Г. Бичер Стоу написала роман «Хижина дяди Тома» , в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
Честь - бесчестие. Верность - предательство Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. Н. В. Гоголь «Тарас Бальба» …
Выбор жизненного пути. Влияние примеров Неравнодушие других людей, их соучастие в судьбе чужого человека могут помочь выбрать последнему правильный путь, не скатиться «на дно жизни» . Так, в произведении В. Распутина «Уроки французского» именно неравнодушие учительницы к своему ученику помогло ему понять, что в жизни он не один, что вокруг люди, которым он небезразличен Не каждый учитель способен играть с учеником на деньги, чтобы поддержать его в трудную минуту… Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письмо 14 «О дурных и хороших влияниях» ): Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.
Недолговечность, непрочность славы Очень часто общество несправедливо к известным людям: оно использует талант знаменитости тогда, когда он приносит славу государству, но как только известный человек сходит «со сцены» , о нём перестают заботиться и скоро забывают. В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Данко, который освещал своим сердцем путь людям в тёмном лесу. Пока сердце горело, Данко был героем, он был нужен людям, но вот оно угасло, а впереди забрезжил свет спасения, и люди тут же забыли о герое, оставили его, наступив «случайно» на ещё горевшее сердце.
Человеческая совесть – это своеобразный компас, который показывает душу человека. Она не даёт человеку превратиться в бездумное, ни о чём не думающее существо. В произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» это качество человеческой души представлено в виде мелкой ветошки, которая валяется на дороге. Каждый, кто её подбирает (пьяница, трактирщик, полицейский), начинает задумываться о смысле жизни, о том, правильно ли он живёт. И каждый старается избавиться от совести, ведь жить с ней очень трудно: она не даёт обманывать, лгать, пресмыкаться и «переступать через других» ради достижения собственных целей.
Нравственная ответственность за свои поступки, человеческое равнодушие Равнодушный человек всегда найдёт оправдание своим поступкам. Но мне кажется, что нужно уметь встать на место другого, вовремя протянуть руку помощи, не поддаваться «чувству толпы» . В произведении Железникова «Чучело» героиня не дождалась этой помощи, хотя были сочувствующие ей, считающие её своим другом, но это самое чувство «толпы» , боязнь быть не такими, как все. Возможно. если бы хоть кто то вступился за неё, дети прекратили бы эту бессмысленную травлю, но для этого человек должен понять, что он ответствен за свои поступки… Мне кажется, что в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не задумывается о последствиях своих поступков. «Приручая» Бэлу, он думает только о себе, но ведь она девушка не его круга, и он прекрасно понимает, что им никогда не быть вместе. Она просто игрушка, которая нужна здесь и сейчас, а что будет потом с этим человеком, об этом Печорин не думает…
Черствое и бездушное отношение к человеку Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб. В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаяться и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римско му, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покроется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следующий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти.
Счастье, свобода человека Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности и человеческого счастья. Какой то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письмо 24 «Будем счастливыми» ): Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, — несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.
Смысл человеческой жизни Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите лей индейцев в специальные поселения резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, ли шенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. А. Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья» , как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!» , этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя ( «Шинель» , «Дама с собачкой» ). Образ Обломова это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей. . . Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
Верность своему призванию Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (лётчик Алексей Маресьев). Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоянно поглощен своими мыслями о том, как лечить людей. Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.
Нравственная ответственность человека за судьбу мира Существует древняя славянская легенда о Деве Чуме. Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни. Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?
Добро и зло Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообещал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудочке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей увлёк их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тогда колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке. Раскольников? ? ? Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письмо 46 «Путями доброты» ): В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль» . Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!
Воспитательная функция искусства Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» . Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля» . Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. Татьяна Ларина? ? ?
Человек и научный прогресс В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
Аргументация в сочинении.ppt