Арабский костюм.pptx
- Количество слайдов: 13
АРАБСКИЙ КОСТЮМ
Мудрая практичность, самобытность, многообразие, роскошь — лишь самые общие признаки национальной одежды арабов. Общие положения шариата в отношении одежды человека: - одежда должна закрывать «аврат» мужчины и женщины. Аврат (букв. «нагота» ) означает те области тела, которые не должны видеть посторонние люди (и мужчины, и женщины). Для мужчин аврат – это область от пояса и до колен, для женщин – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней; - одежда должна соответствовать полу: женщины не должны носить мужскую одежду и наоборот; - одежда за пределами дома и семьи не должна привлекать внимания своей роскошью, вычурностью, яркостью, чтобы не вызывать зависти и недоброжелательства других людей, чрезмерного любования лиц противоположного пола; - одежда не должна подчеркивать форм тела мужчины и женщины, она не должна быть тесной, чрезмерно облегающей, прозрачной, слишком короткой.
Традиционный арабский костюм состоит из четырех основных частей: шаровары, рубашка, верхняя одежда и головной убор.
Мужчина на Востоке ходит в многослойной одежде. Считается, что ходить в одном слое одежды, скажем, только в рубахе – неприлично, в таком виде, например, нельзя молиться. Самая нижняя, тонкая рубашка называется хилла (Ghilala). Используется и мужчинами, и женщинами. Иногда описывается как очень легкий и прозрачный предмет нательного белья. Мужчины прямо поверх нее могли одевать Mitraf – накидку, сделанную из шелка и богато вышитую по краям. Она была такой большой, что окутывала тело владельца целиком. Tubban – это нательная одежда, трусы до колена, которые носят на голое тело под другими предметами одежды. Используются и мужчинами, и женщинами.
За хилла следует камиз (Qamis) - длинная туникообразная рубаха с круглым неглубоким вырезом.
Верхние штаны – шаровары - также имеют универсальный крой: широкие штанины сужались книзу, иногда имели завязки на щиколотках. На талии они держались на шнуре, продёрнутом в подогнутый и прошитый край. И эмиры, и простые крестьяне одевались в ширваль (Sirwal) — простые и удобные штаны со складками, ниспадающими с талии. Как правило, чёрные штаны подпоясывались красным кушаком, обёрнутым вокруг талии несколько раз. Красный цвет пояса вообще считался отличительной чертой человека дамасского происхождения. Поверх камиза может надеваться каба (Quaba) – нарядный кафтан, который носили представители знати и богатых слоев населения.
При выходе из дома надевают джуббу (djubbeh), или binisch, - верхняя одежда из сукна, с широкими рукавами, без среднего шва, но с боковыми разрезами и невысоким воротником-стойкой, застегивающимся вверху на одну пуговицу. Джубба на подкладке – это мубаттан.
Вместо джуббы могла быть дурра (Durra'a) – свободная верхняя одежда с рукавами и разрезом спереди. Дурра часто делается из шерсти, иногда из парчи. Фараджия – это верхнее просторное платье с широкими рукавами. Обычно одежда почтенных и высокопоставленных лиц. Рида (Rida') – это плащ, который носят на плечах, прикрывая рубашку. Может также использоваться для прикрытия головы или для того, чтобы закрыть лицо. Шерстяной плащ, который носили и мужчины, и женщины, назывался киса (Kisa). Им пользовались в холодную погоду.
В исламе все предметы одежды так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, включая головной убор, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный). Чалма - весьма длинная, и как правило навитая не на пустую голову, а на какую-нибудь маленькую шапочку (калансуа). Толстый слой ткани – это и теплоизолятор, и статус-символ владельца. Было два основных вида чалмы, которые отличались и по названию: большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор, и маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута.
Женский костюм в целом повторял многослойный мужской. Причем многослойность была признаком благосостояния. Женщины из бедных слоев, не имевшие возможности покупать много одежды, пользовались различными ухищрениями вроде дополнительных ложных рукавов, или шаровар, для изготовления которых использовали два разных вида ткани: получше — на нижнюю часть, которую было видно из-под платья, а из плохенькой ткани шили верх. Обычно женская одежда состояла из тех же слоев: тонкая хилла, поверх нее длинный вышитый камиз с узкими рукавами, затем дурра или другое верхнее платье с широкими рукавами
Женщины не носили одежды из белого полотна. Ношение одежды белого было прерогативой мужчин. Если для женского камиза использовались светлые тона, они были приглушенные. Зажиточные женщины никогда не носили одежды, которая была вторично окрашена, в отличие от более бедных. Вдовы и женщины с кожными заболеваниями носили одежды черные или цвета индиго. Танцовщицы и певицы предпочитали розовые, красные и зеленые цвета. Другим женщинам ношение одежды этих цветов не запрещалось.
Одной из наиболее постоянных составляющих женского костюма можно считать длинную верхнюю накидку Изар (Izar). Изар – кусок полотна или шелковой ткани, в которую закутываются арабские женщины, выходя на улицу. Женщина могла задрапироваться им полностью, с головы до пят. Изар может быть хлопчатобумажным или шелковым. Меньший тип такой накидки позволял драпироваться от пояса и назывался "Mi'zar". Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки, серебряные пояса и другие украшения нередко составляют самую ценную часть личного имущества женщин. Не надо забывать, что при разводе женщина могла уйти из дома, оставив себе только то, что было на ней – отсюда и любовь к большому количеству золотых украшений.
Из всех частей одежды арабской женщины следует выделить головной убор. Это самая характерная особенность традиционного женского наряда. Традиция носить вуаль идёт от ассирийцев и датируется XV веком до нашей эры. Таким же древним считается обычай ходить с покрытой головой. На Ближнем Востоке долгое время это было для женщин символом скромности. Считалось, что добродетельная женщина должна носить вуаль и платок. Так или иначе, в пустыне без солнцезащитных очков эти вуали и платки были необходимы. Непереносимый блеск песка может нанести вред глазам и даже вызвать слепоту, а долгое воздействие солнечных лучей — повредить кожу лица. Солнце отрицательно влияет также на волосы, а песок может вызвать раздражение кожи головы. Широкий платок назывался Ishaba. Он повязывался вокруг головы, был богато вышит и украшен камнями и жемчугом. Волосы мог удерживать вышитый, например, арабской вязью, платок меньшего размера Wiqaya. Многие горожанки носили вуаль. Такая вуаль обычно называется "вуаль Мекки", поскольку похожа на ту, что носили мекканки в давние времена. Как правило, её делают из расшитого лёгкого белого газа, жёстко накрахмаленного. Фасон её уникален: вуаль часто достигает пола. Некоторые вуали были расшиты серебряными нитями и жемчугом. Их, конечно, носили женщины богатые, и притом в торжественных случаях. В описываемое время только часть городских женщин-мусульманок закрывали лицо накидкой, как на людях, так и дома. В основном это был символ статуса, показывающий, что женщине из этой семьи нет необходимости работать и обеспечивать себя средствами существования. Никакого обязательного ношения паранджи и ее аналогов на нашей игре нет. Если женщина хочет закрыть лицо, оставив только глаза, она делает это легким платком из кисеи или газа – никаб (Niqab).
Арабский костюм.pptx