арабская философия.pptx
- Количество слайдов: 12
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Выполнила: Масягина Нина Группа: ЭМ-913
Арабская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком. Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной, в этих странах существуют своеобразные гибриды традиционных направлений философии с исламской теологией.
История В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа: классический, или средневековый (VIII—XV вв. ); позднее Средневековье (XVI—XIX вв. ); современность (вторая половина XIX—XXI вв. ). Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.
Основные направления • Калам • Фальсафа • Исламский либерализм
Кала м (араб. — ﺍﻟﻜﻼﻡ слово, речь)— всякое рассуждение на религиознофилософскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.
Калам возник и начал развиваться в ходе дискуссий, зародившихся в исламе с появлением таких религиознополитических группировок, как хариджиты, кадариты, джабриты и мурджииты, а также дискуссий с представителями немусульманских верований. В таких дискуссиях выработался присущий каламу метод рассуждения, основанный на символикоаллегорическом толковании Корана и исключающий ссылки на авторитетов при аргументации своей позиции, а также формировалась его проблематика: предметом обсуждения становились вопросы о сущности и атрибутах Всевышнего Аллаха, пророчестве, Судном дне, об ответственности человека за свои деяния, о качествах, необходимых для халифа, для имама, о том, какой человек считается истинно верующим мусульманином, какой — неверующим, а какой — совершившим тяжкий грех, вопросы о сотворенности или несотворенности Корана во времени.
Фа льсафа (араб. — )ﻓﻠﺴﻔﺔ основное течение светской философии в классическом исламе, развивавшее античные модели философствования, преимущественно аристотелевскую. Фальсафа явилась детищем переводческого движения, начавшегося в VIII веке и активизировавшегося в следующем столетии, особенно с учреждением в Багдаде халифом ал-Мамуном «Дома мудрости» , который одновременно совмещал в себе библиотеку, академию и переводческое бюро. Главными представителями фальсафы стали перипатетики -машшаийа (или машшаун — прогуливающиеся.
Главные представители Ал-Кинди Родоначальником фалясифа был Абу Юсуф Якуб ибн Исха к ибн Саббах ал-Ки нди прозванный «философом арабов» за то, что первым среди арабов стал знатоком и пропагандистом «пришлых наук» , которыми до этого занимались главным образом сирийскоязычные христиане и сабии Харрана. Ал-Кинди не создал цельной философской системы, и его работы отражают довольно пёстрый конгломерат учений, восходящих к Аристотелю, Платону, Плотину, Проклу, пифагорейцам, которыми переводчики из «Дома мудрости» обильно снабжали арабоязычную читающую публику. К наиболее известным его концепциям относятся концепция пяти прасубстанций (материи, формы, движения, места и времени) и концепция четырёх видов разума: 1)деятельного 2) потенциального 3) перешедшего в актуальное состояние 4) проявляющегося
Аль-Фараби Подлинным основоположником восточного перипатетизма следует признать Абу Насра аль-Фараби, прозванного «Вторым учителем» (после «Первого учителя» — Аристотеля). Аль-Фараби было написано огромное количество книг, трактатов и комментариев. Философ был непревзойдённым толкователем античной логики, ему принадлежит первая в истории арабо-мусульманской философии работа, посвящённая классификации наук, под названием «Слово о классификации наук» ; в продолжение традиции, идущей от Симпликия, аль-Фараби написал трактат «Об общности взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля» , а также отдельные трактаты, посвящённые каждому из этих двух великих мыслителей античности. Но в истории философии «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» , «Указание пути к счастью» , «Политика» , «Афоризмы государственного деятеля» , «О достижении счастья» (последняя работа вместе с трактатами «Философия Платона» и «Философия Аристотеля» образует трилогию). В трактатах этой категории Абу Наср развивает, беря за образец «Государство» Платона, учение об идеальном государстве.
К философским сочинениям аль. Фараби относятся: «Слово о субстанции» «Существо вопросов» «Книга о законах» «Книга о постоянстве движения вселенной» «О смысле разума» «Книга о разуме юных» «Большая сокращенная книга по логике» «Книга введения в логику» «Книга доказательства»
Ибн Сина Философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице нна. В понимании предметафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
Копия рукописи «Канон врачебной науки»
арабская философия.pptx