Арабо-мусульманская культура.pptx
- Количество слайдов: 33
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА Подготовила Мартиросян Екатерина Г-21
Ислам — самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Её основатель – Мухаммед, житель Мекки. Главный догмат ислама – вера в единого бога (Аллаха). После смерти Мухаммеда была составлена главная книга мусульман – Коран, где излагаются основы вероучения.
Коран- представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом. Коран содержит в себе основные принципы и идеи вероучения Мухаммеда, которые, согласно мусульманской традиции, были переданы ему самим Аллахом, через ангела Джабраила. Данная книга содержит множество пересечений с иудаизмом и христианством. Коран включает в себя 114 глав. Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно — здесь есть и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния. Текст Корана является обрывистым, но не является противоречивым. В своей книге Всевышний предлагает неверующим найти противоречия в своем Писании, если они так уверены в Его несовершенстве и неистинности. Позднее в дополнение к Корану появились устные предания, хадисы, повествующие о жизни пророка. Вскоре после смерти Мухаммеда хадисы стали собираться его последователями и в девятом веке были сформированы шесть сборников, составившие так называемую Сунну
Су нна (араб. —ﺳﻨﺔ обычай, пример — пример жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права. Она состоит из поступков пророка Мухаммада , его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажную часть мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Ни один исламский правовед (факих) не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны.
ВЕРОУЧЕНИЕ Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: v v v веру в единого и единственного Бога Ангелов Богооткровенные Книги Божьих пророков и посланников Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего пять столпов ислама: . ШАХАДА – исповедание веры. САЛЯТ (ат) – молитва. ЗАКЯТ (ат) – обязательная милостыня. САУМ – пост. ХАДЖЖ (ддж) – паломничество. К пяти столпам непосредственно примыкает ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе за веру. Ø
Направления ислама: Сунни ты-последователи наиболее многочисленного направления , по численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — около 90% всех исповедующих ислам. Верховная власть в системе теократического исламского государства , по воззрению суннитов, должна принадлежать правителям , избираемым или назначаемым из числа курейшитов. Шии ты— приверженцы, партия, фракция) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило означает шиитовдвунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане. Суфиты– это мистико-философское течение VIII в. в исламе как суннитского, так и шиитского толка, основанное на использовании аскетических духовных практик в целях постепенного приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного слияния с ним
Художественная культура ислама
• Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т. е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т. е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
Архитектура
Ансамбль Шахи-Зинда (10 -11 вв) в Самарканде
Шах Файсай (Исламабад)
Минарет Вазир Кхано (Лахор Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в 840 -850 г Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г.
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691
Тадж Махал в Агре
Золотая Мечеть Богдад
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор (Самарканд) Медресе Муххамада Амин хана (Хивы)
Курильница в форме льва, 11 -12 вв. , медь Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Чаша из Ирана, 12 -13 вв. Тарелка с изображен знаменосца, 10 в Керамическое блюдо, 10 в
Литература ислама v Литература Ислама представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
Рудаки v Основоположником персидской литературы является Рудаки (860941). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
Фирдоуси v Фирдоуси Абулькасим, персидский и таджикский поэт, автор поэмы «Шахнаме» , вобравшей в себя национальный эпос персов и таджиков. Она рассказывает историю царей до завоевания Персии арабами. Эта поэма о борьбе добра со злом, о преданности родине, о трудном выборе жизненного пути.
Низами v Азербайджанский поэт Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141 -1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия.
Омар Хайям Поэт, математик и философ Омар Хайям (ок. 1048 после 1122) создаёт философские четверостишия- рубаи- призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье. Часть рубаи – это раздумья над Кораном.
Изобразительное искусство Ислама Изобразительное искусство Орнамент Арабески Каллиграфия Книжная миниатюра
Книжная миниатюра v Исламская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом исламских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры. Кемаледдин Бехзад создал в 1488 году уникальные книжные иллюстрации к поэме «Бустан» , а также к книге о великих победах Тимура.
С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены коранические надписи – арабская вязь (АРАБЕСКИ), построенная по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. Благороднейшим из изобразительных искусств считалась каллиграфия, ставшая самостоятельным видом сакрального искусства.
Исламская каллиграфия — искусство красивого письма, один из видов , в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность изобразительного искусства. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда, а также любых живых существ. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране.
Каллиграфия v В культуре Востока высоко ценилось искусство каллиграфии. Ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма – признак чистой души. Написание букв осуществляется справа налево, сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На Востоке ценилось не количество и быстрота написанного, а качество и красота исполнения.
Арабеска v Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты» ). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Куфи v В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Иногда надпись представляет собой фриз или панно.
Спасибо за внимание!
Арабо-мусульманская культура.pptx