РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ_3.pptx
- Количество слайдов: 67
Апофатизм и философия
о. Павел Флоренский (1882– 1937)
• Род. на Кавказе В русско армянской семье Жизнь • Окончил физико математический Факультет Московского университета • С 1904 г. учился в Духовной академии в Сергиевом Посаде • 1911 г. рукоположение • С 1918 г. работал в гос. комиссии по электрификации России • Ученый секретарь Исторической комиссии Троице Сергиевой Лавры • 1928– 1937: ссылка, лагерь, смерть
«Русский Леонардо да Винчи" Ученый энциклопедист: богослов, священник, философ, математик, физик, инженер, изобретатель…
1934 г. работал на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, проблема добычи йода и агара из морских водорослей
Сочинения • Столп и утверждение истины (Опыт православной теодиции в двенадцати письмах) (1914) • Смысл идеализма (1914) • Иконостас (1922) Циклы: • У водоразделов мысли (1917 1918) • Очерки философии культа (1918 1922) • Имена (1914 1926)
«Конкретная метафизика" Несистемная, полифоническая мысль • Невозможночть рационализации истин веры • Реальность имеет иррациональный характер (vide математика) • Сущность Бога непознаваема
“Много есть родов безбожия, но худший из них — так именуемая «разумная» , или, точнее, рассудочная вера. Худший, ибо кроме непризнания объекта веры ( «вещей невидимых» ) она, к тому же, являет в себе лицемерие, признает Бога, чтобы отвергнуть самое существо Его, — «невидимость» , т. е. сверхрассудочность. «Что есть «разумная вера» ? » — спрашиваю себя. Отвечаю: « «Разумная вера» есть гнусность и смрад пред Богом» ” Столп и утверждение истины
«Конкретная метафизика" • Concrescere – “срастаться” • «синоним» всеединства • Интергральная связь всех сущих
Единосущность Философские системы Единосущностные подобосущностные (“тождество сущности”) (“сходство сущности) Общая природа Сходство природы Платонизм Другие системы
Платонизм – наиболее христианская система • Более всего подходит для выражения связи Бога и мира • Роль терминологии Платона
Связь между сущностью и явлением Имманентизм сущность = явление Позитивизм Нет сущности, явление Кантианство Сущность не проявляется, явление Платонизм Сущность проявляется в явлении, Но не есть явление
Философское богословие • Философствовать о религии внутри религии • Исходная точка – вера • Православие как источник русской философии
«Конктретная метафизика" Связь различных областей знания • Не система цельного знания • Сохраняет специфику отдельных сфер • Метод: богословская, философская, филологическая, математическая, художественная и др. перспективы Иллюстрациии из Столпа
“ПРЕДЕЛ ЛЮБВИ — ДА ДВОЕ ЕДИНО БУДУТ” Van Veen Emblemata Antwerp, 1608
“Что я делал всю жизнь? Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда непрестанная диалектичность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое”
«Конкретная метафизика, " resp. Философия единосущности Софиология • Первозданная сущность • Идеальная основа всего • Мост между Богом и тварью Символизм • Мир есть образ Софии • Проявление внутреннего содержания
Cимвол “бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа. Символ – это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю” «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего»
Символ (“concret”: “единение”) • Проявление мысли • Contra ‘лицо’ • Проявление внутренней сущности человека • Видимое свидетельство невидимого мира Слово Лик Икона
Икона отсылает к первообразу «иконопись есть мета физика, как и метафизика — своего рода иконопись слова» «икона не есть художественное произведение, произведение самодовлеющего художества, а есть произведение свидетельское, которому потребно и художество наряду со многим другим»
Все может рассматриваться как символ • Напр. , одежда – материальное выражение сущности человека • Все символы отсылают к Богу и выражают Его “Permanentia symbolorum. Symbola permanent”
Символ имеет антиномическую природу: • Он выражает символизируемую реальность • Он “менее” реален, чем символизируемая реальность Антиномический характер всей реальности
Истина есть антиномия “Истина потому и есть истина, что не боится никаких оспариваний; а не боится их потому, что сама говорит против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание; но это само–отрицание свое истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку. Каждое из противоречащих предложений содержится в суждении истины и потому наличность каждого из них доказуема с одинаковою степенью убедительности, — с необходимостью. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою” Столп и утверждение истины
"Бессильное усилие человеческого рассудка примирить противоречия, вялую попытку напрячься давно пора отразить бодрым признанием противоречивости" Божественная истина раскрывается как антиномия
“Акт само отрешения рассудка и есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить (. . . ). Если бы истина была неантиномична, то рассудок, всегда вращаясь в своей собственной области, не имел бы точки опоры, не видел бы объекта вне рассудочного и, следовательно, не имел бы побуждения начать подвиг веры. Эта точка опоры — догмат. С догмата то и начинается наше спасение” "Тайны религии — это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово иначе, как в виде противоречия, которые зараз — и «да» и «нет» . Это — «вся паче смысла — таинства» ”
Антиномия есть Истина • Одна сущность – три Ипостаси • Две природы Христа в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо • Божественная благодать – человеческое усилие
“Тем острее и тем многообразнее рассудочные антиномии веры, чем проникновеннее и чем полно звучнее самое переживание. И действительно, Священная Книга полна антиномиями. вершину ума. Только подлинный религиозный опыт усматривает антиномии и видит, как возможно фактическое их примирение; но для позитивистического рассудка они не видны, или же их заостренность представляемся литературной) манерою парадоксального, — а то и больного, — ума. ”
Символ как способ религиозного познания • Выражение символизируемой реальности, но не пассивная копия • Synergeia – соработничество Бога и человека Теоцентрическая ориентировка разума (contra секуляризм)
Апологетическая философия Теодицея “Оправдание” Бога человеком Антроподицея “Оправдание” человека Богом
Два пути религии Теодицея Преодоление «дьявольского» начала Открытие, что Бог есть истина Антроподицея Преодоление «титанического» начала Открытие, что мы живем не по истине
Догматы Культ Теодицея (антиномичес кий характер) Столп Философия культа Антроподицея
Культ м о зм и и й н зь тно ти Свя ен ной н нд ент сти А це ан но нс м ль ра им еа т р Си мв Хр ка ам ол к о си во нт е д из м ез е ис йс ку тво сс тв
“В храме, говоря принци пиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движе нием и сплетением почти беспредельно расширяют архитек турные пространства храма, смягчают сухость и жесткоть линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь” Храмовое действо как синтез искусств
Человек как homo liturgicus • Культура происходит из культа • “Секулярная” культура (имманентноего характера) есть искажение • Философия происходит из культа (религии)
Как возможен культ? Связь трансцендентного и имманентного, Бога и человека, соединение горнего с дольним • • • Философия в категориях культа: Участие Икона Причастие Преображение Откровение… Philosophia est ancilla Ecclesiae
Cultus – от collere “крутиться, вращаться” Крест и Евхаристия Видимое и невидимое Пространство и время
Семь таинств 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. «Культ есть система тайнодействий» Крещение – омовение Евхаристия – питание Миропомазание – украшение Елеосвящение – лечение Покаяние – очищение души Брак – акт размножения Священство – утверждение функции власти
Литургия как Богочеловеческий акт • synergeia – соработничество • Символический характер
Икона и молитва “окно в горний мир” Икона «написанное Имя Божие»
Семен Людвигович Франк (1877– 1950)
Жизнь • Род. в Москве в еврейской семье • 1894– 1901 изучал право (Москва, Казань) и философию в Мюнхене и Берлине • Работы по политэкономии K. Маркса • С 1905 – философия • В 35 летнем возрасте – крещение: “мое христианство я всегда сознавал, как наслоение на ветхозаветной основе, как естественное развитие религиозной жизни своего детства”
1916 – магистер (Предмет знания) Privat-docent Петербургского у та 1917 – Душа человека (др, не защищена) 1917 1921 – декан Историко филологического отделения Саратовского у та • 1921 1922 – Свободная академия духовной культуры (вместе с Н. Бердяевым) • С 1922 изгнание • • “Философский параход” Oberbürgermeister Haken
С 1922 – Берлин, Франция, Лондон
Сочинения • • • Предмет знания, 1915 Душа человека, 1917 Религия и наука, 1924 Духовные основы общества, 1930 Непостижмое: Онтологическое введение в философию религии, 1939 • С нами Бог, 1946 • Свет во тьме, 1949 • Реальность и человек, 1956
Влияние • Й. В. Гёте • А. Бергсон • Николай Кузанский: “единственный учитель философии” • В. С. Соловьев • Платон • Плотин
Габриель Марсель Современники Макс Шелер Мартин Бубер Жак Маритен Мартин Хайдегер
“Основа всей моей мысли есть та philosophia perennis , которую я усматриваю в платонизме, в особенности в той форме, в которой он в лице новоплатонизма и христианского платонизма проходит через всю историю европейской философии, начиная с Плотина, Дионисия Ареопагита и Августина вплоть до Баадера и Владимира Соловьева. Философия здесь в принципе совпадает с умозрительной мистикой” Непостижимое
Бог как Непостижимое • Бог совершенно прост • В Нем нет различий Antinomic character ен од ех б с во т в тий С о я он п Со де рж по все и ня т ти я
Металогическое бытие • neti-neti (Упанишады): “не то, не то” • Абсолют основа всех определений • Но не описывается ни одним из них: ABC A + B + C • Превышает все утверждения и отрицания • Coincidentia oppositorum
“В первооснове «сущность» совпадает с «бытием» , «идеальное» с «реальным» , причина с основанием, и то и другое – со следствием или действием, и все вместе – с простой наличностью; единство совпадает с множественностью, качество с носителем качества, отношение к иному с внутренним существом, отрицательная связь с положительной, бытие с небытием” Бог/Божество/Святость/Святыня “Бог не есть – но не в том смысле, что он есть «иллюзия» и должен быть вычеркнут из состава подлинного бытия, а лишь в том смысле, что его реальность, будучи реальностью абсолютной первоосновы или первоисточника бытия, превышает всяческое бытие. Не Бог есть в бытии, а, напротив, всякое бытие есть в нем и из него. Как бытие не «есть» , а «бытийствует» , так и Божество не есть, а «божествует» , – «святит» и творит само бытие”
Attingitur inattingibile inattingibiliter: Недостижимое достигается именно через посредство его недостижения (Николай Кузанский) “Божество не есть нечто предметно-сущее, а есть первоисточник реальности, возвышающийся над всем предметным бытием” non-aliud – “неинаковость”: Абсолют предваряет различие между idem и aliud – “тем” и “другим”
Непостижимое по существу • Ignoramus et ignorabimus Непостижимое “для нас” • “всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем и за что мы его принимаем”
“Трансрациональное, непостижимое по существу, как мы видели, не лежит где либо далеко или скрыто от нас. Так как оно совпадает с бытием в его безусловности, то оно, напротив, наличествует во всяком сознании реальности с последней, абсолютной очевидностью, если у нас только есть глаза, чтобы увидать его. Самое знакомое, то, что со всех сторон окружает и проникает нас, то, в чем мы живем, движемся и есмы, – реальность как таковая – совпадает с непостижимым. И все постижимое и понятное, все уловимое в понятиях укоренено в нем и имеет смысл лишь в связи с ним”
Как возможно преодоление границы между предметом и субъектом знания? Мы принадлежим к Абсолюту • “Мы имеем не одно, а как бы два знания отвлеченное знание о предмете, выражаемое в суждениях и понятиях, – знание, как мы видели, всегда вторичного порядка – и непосредственную интуицию предмета в его металогической цельности и сплошности – первичное знание, на котором основано и из которого вытекает отвлеченное знание ” Предмет A Предмет B Предмет C… Абсолютное бытие (x) A = (x – BCD), B = (x – ACD)
Абсолют in potentio содержит все вещи и понятия и определяет процесс познания “Нечто имманентное можно помыслить лишь на основе трансцендентного” Гранат – символ единства в многообразии
“Онтологическое доказательство" “Смысл онтологического доказательства состоит совсем не в том, что через анализ отвлеченной идеи, не имеющей необходимой связи с реальностью, мы с помощью каких то волшебных умозаключений, какого то логического «трюка» доходим до утвержде ния реальности, а просто в том, что мы здесь с самого начала имеем не отвлеченную идею, а саму полноту реальности, и всматриваясь в нее, видим, что иначе мы такой предмет вообще иметь не можем, т. е. что обычное логическое различие между «идеей» и «реальностью» здесь неосуществимо”
Два пути познания ое и тн ое ак ьн е) тр л ко бс на ес А ио рич ац пи (р м э Ин ту (“ж ити зн и вн ан во ое ие е ”) Интуиция всеединства есть основа всякого познания
“Живое знание” • Единство мышления и переживания • Непосредственное постижение своего собственного психического акта (эмоция, эмпатия, религиозный опыт)
Познание Бога Трансцендентное “Ты”, в котором укоренено “я” “Между формой «есть» , в которой принято отвлеченно выражать бытие Бога, и конкретно открывающейся мне формой «еси» лежит целая бездна, отделяющая спорное, сомнительное, всегда от меня ускользающее от абсолютно очевидного, заполняющего и конституирующего своей очевидностью все мое бытие. Пусть атеист – в разъясненном выше смысле – и прав в своем утверждении, что «Бога нет» , понимая под этим, что Бог не «существует» , не «есть» . Но ты, мой Боже, еси! И какое мне дело до всякого «есть» , до всякого холодного, трезвого «констатирования факта» перед лицом этого интимно, извнутри захватывающего меня, благодатного живого «еси» ? ”
Вера-доверие Верадостоверность • Послушание авторитетам – учителям, св. книгам, преданию, постановлениям соборов и т. п. • “слепая” и насильственная вера • Основана на личном, интуитивном постижении Бога • Не теоретическое “знание о Боге, ” а практическое “знание Бога”
Docta ignorantia Ведающее неведение: знание нашего незнания “Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание” (De docta…, I, 1, 3) Осознание металогической основы реальности (Франк) Бл. Августин, Письмо 130 (121)
Гносеологический аспект „Как только я пытаюсь охватить Бога мыслью, выразить его существо в каком либо понятии, Он уже ускользает от меня, и вместо истинного Бога я имею только некий призрак, какую то Его фальсификацию” Бог непостижим (incomprehensibiliter)
Бог выше и до всех определений и понятий “Элемент неведения выражается в ней именно в антиномистическом содержании утверждения, элемент же ведения – в том, что это познание обладает все же формой суждения – именно формой двух противоречащих другу суждений” • Антиномический характер “утвердительные имена, которые мы приписываем Богу, Его бесконечно умаляют. (. . . ) они присваиваются Ему всегда ввиду чего либо встречающегося среди творений, поскольку же все частное, отдельное, имеющее противоположность может подходить Богу только с крайним умалением Его” Николай Кузанский
Методологический аспект (отношение между философией и религией)
“Я предвижу, что моя книга не удовлетворит ни один из двух лагерей, на которые распалась совре менная духовная жизнь. Философам и людям неве рующей мысли она представится незаконным сме шением независимой рациональной мысли с традиционной религиозной верой; богословы и люди просто верующие без размышления признают неза конной саму попытку свободного философского ос мысления вопросов, единственный ответ на который они находят в авторитете положительного открове ния и традиционного церковного учения. (. . . ) Из существа того "умудренного неведения", из которого истекают все мои мысли, само собой следу ет, что сякая философская система — а значит, и моя в собственная — в качестве попытки рационально выразить сверхрациональное существо реальности должна пониматься только как приблизительное, схематическое и в лучшем случае лишь относительно верное отображение подлинной истины бытия”
Задача философии “Единственная истинная философия, заслуживающая этого имени, есть философское преодоление (. . . ) всякой рациональной философии” (Непостижимое) “философия есть рациональное преодоление ограниченности рациональной мысли” (Реальность и человек)
Аскетический аспект «Но только реальность, которую мы должны здесь точно воспринимать в ее объективном составе, есть не отрешенное от нас, «объективное» , в себе существо Бога, а именно реальность нашей жизни с Богом и в Боге или реальность той духовной вселенной, которая слагается из отношения между Богом и нами самими (или миром)»