чернышевский.ppt
- Количество слайдов: 12
Антропологизм Чернышевского. Выполнили: студентки 281 группы Абрамовских Н. и Тагирова А.
Антропологизм (греч. anthropos - человек и logos учение, слово) - в домарксовом материализме, взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам, т. к. в органическом единстве телесных отправлений человека участвуют все ее продуктивные силы. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17 -18 вв. был частью идейного обоснования буржуазной революции, провозглашавшей несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека
А. , по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективнопсихологических особенностях «природных индивидов» . Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. буржуазной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм), психологии (фрейдизм) и др.
Николай Гаврилович Чернышевский (18281889) видный русский философ. Чернышевский был сыном священника, учился в духовной семинарии в Саратове, затем на историкофилологическом факультете Петербургского университета. Его взгляды формировались под воздействием идей французских материалистов XVIII в. , воззрений Гегеля, Сен. Симона, Фурье, Фейербаха.
Чернышевский высоко ценил диалектический метод Гегеля и в своих произведениях по-своему формулировал диалектические положения Жизнь для него проявлялась "поляризацией, раздвоением сил, и это раздвоение выступает источником движения и развития". Телам присуще внутреннее движение, которое порождает их саморазвитие Диалектика Гегеля представляет для Чернышевского свод правил, посредством которых осуществляется полное и всестороннее исследование и составляет живое понятие о всех действительных качествах предмета.
С антропологических позиций Чернышевский подходит и к истолкованию исторического процесса, полагая, что принцип интереса и расчета лежит в основе движущих сил всех действий людей. Широко известны слова Чернышевского, что "исторический путь - не тротуар Невского проспекта, он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри"
чернышевский.ppt