Скачать презентацию Антропологические основы педагогики Дудина Маргарита Николаевна доктор педагогических Скачать презентацию Антропологические основы педагогики Дудина Маргарита Николаевна доктор педагогических

Антропологические основы педагогики.ppt

  • Количество слайдов: 42

Антропологические основы педагогики Дудина Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, профессор Антропологические основы педагогики Дудина Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, профессор

Антропологический путь – единственный путь познания Вселенной (Н. А. Бердяев) Антропологический путь – единственный путь познания Вселенной (Н. А. Бердяев)

Человек – предмет антропологии и педагогики исследуется: § как открытая возможность, § как творец Человек – предмет антропологии и педагогики исследуется: § как открытая возможность, § как творец самого себя по природной и социальной сущности.

Человек - онтологически недостаточное существо § находится в промежуточном положении, его экзистенция: бытие-между, в Человек - онтологически недостаточное существо § находится в промежуточном положении, его экзистенция: бытие-между, в триаде мирбытие-в мире-ничто. Тем не менее, нестабильный, ускользающий человек доступен для познания и сравнения с другими представителями биологического мира

Как животное Человек имеет тело соматическую организацию, которая по своей потенции значительно уступает многим Как животное Человек имеет тело соматическую организацию, которая по своей потенции значительно уступает многим биологическим видам по § - инструментальным возможностям(рога, клыки, прочная шкура);

К. Лоренц § «Можно лишь сожалеть о том, что человек…не имеет «натуры хищника» . К. Лоренц § «Можно лишь сожалеть о том, что человек…не имеет «натуры хищника» . § слабости инстинктивного запрета на убийство особей своего вида; § имеет высокую концентрацию и плотность проживания, что увеличивает агрессивность

Инстинкты и здоровье § «Человек – больное животное с ослабленными инстинктами» (Ф. Ницше) Инстинкты и здоровье § «Человек – больное животное с ослабленными инстинктами» (Ф. Ницше)

Инстинкты § эволюционно выработанная (или дарованная Творцом) программа поведения, позволяющая выживать в определенных условиях Инстинкты § эволюционно выработанная (или дарованная Творцом) программа поведения, позволяющая выживать в определенных условиях своего существования. § - совокупность наследуемых сложных реакций (по И. П. Павлову и И. М. Сеченову), совокупность безусловных рефлексов, возникающих на внешние и внутренние сигналы раздражения. § Человек за долгую эволюцию потерял многие инстинкты.

защитные инстинкты самосохранения § Защитные средства, сила, ловкость, использование факторов угрозы жизни § Самосохранение защитные инстинкты самосохранения § Защитные средства, сила, ловкость, использование факторов угрозы жизни § Самосохранение в рамках закона, его нарушение ведет к наказанию, пассивное подчинение

пищедобывание § Потребление природной пищи в ограниченном количестве. Недоедание § Потребление выращенных, модифицированных продуктов. пищедобывание § Потребление природной пищи в ограниченном количестве. Недоедание § Потребление выращенных, модифицированных продуктов. Переедание

пищевое потребление § Естественные продукты, чистая вода § Питание противоестественными продуктами и пищевыми добавками пищевое потребление § Естественные продукты, чистая вода § Питание противоестественными продуктами и пищевыми добавками

жизнеобеспечивающие § Сооружение примитивных жилищ, слияние с биоценозом Земли § Строительство высотных сооружений, отчуждение жизнеобеспечивающие § Сооружение примитивных жилищ, слияние с биоценозом Земли § Строительство высотных сооружений, отчуждение от природы, игнорирование биоценоза

сохранения сообществ § У человека - сопричастность семье, роду, племени, этносу § Разрушение общественных сохранения сообществ § У человека - сопричастность семье, роду, племени, этносу § Разрушение общественных инстинктов, отчуждение в семье, коллективе, сообществе

Оздоровительные, очистительные § Боль, насморк, кашель, рвота, температура, потеря аппетита, замедление реакций, расстройство пищеварения, Оздоровительные, очистительные § Боль, насморк, кашель, рвота, температура, потеря аппетита, замедление реакций, расстройство пищеварения, воспаления § Сохранены, но интенсивно подавляются медикаментозно

сохранения здоровья и продления жизни § Физические действия – растяжение мышц, поглаживание ушибленного места, сохранения здоровья и продления жизни § Физические действия – растяжение мышц, поглаживание ушибленного места, вращение суставов, растягивание позвоночника, бег, дыхание, плавание. § У части людей систематический физический труд. § Целенаправленная физическая культура

родительский § Защита детей, направленная на развитие самостоятельности (птенец должен вылететь из гнезда) § родительский § Защита детей, направленная на развитие самостоятельности (птенец должен вылететь из гнезда) § «Забота» и опека до совершеннолетия и далее, подавление самости человека

родовспоможения § Детеныш животного находится с матерью, вскармливался ею, § ребенок отнимается, пеленается, порой родовспоможения § Детеныш животного находится с матерью, вскармливался ею, § ребенок отнимается, пеленается, порой не вскармливается грудью § Подавлен полностью,

половые инстинкты § для продолжения рода Половой отбор на основе борьбы с соперниками; § половые инстинкты § для продолжения рода Половой отбор на основе борьбы с соперниками; § Влечение, ухаживание (часто без стремления продолжать род)

сексуальные § Сексуальная энергия расходуется для продолжения рода § Наслаждение. Сексуальная энергия истощается. Применяются сексуальные § Сексуальная энергия расходуется для продолжения рода § Наслаждение. Сексуальная энергия истощается. Применяются разнообразные средства для ее искусственного поддержания

экстраполяционные § Внутреннее чутье, предугадывание, предчувствие, интуиция § Значительно утрачены, экстрасенсорные способности считаются шарлатанством экстраполяционные § Внутреннее чутье, предугадывание, предчувствие, интуиция § Значительно утрачены, экстрасенсорные способности считаются шарлатанством

Сходство человека и животного § аффективный импульс, инстинкт, ассоциативная память и практический рассудок присущи Сходство человека и животного § аффективный импульс, инстинкт, ассоциативная память и практический рассудок присущи и животному и человеку § но отличаются степенью, качественными характеристиками.

В отличие от животных: § человек «примитивен» , потому что незавершен, «неспециализирован» , он В отличие от животных: § человек «примитивен» , потому что незавершен, «неспециализирован» , он – «специальный проект» ; § может объективно воспринимать свое тело, быть в состоянии «смотреть со стороны» , изменять, улучшая или губя

Макс Шелер, основатель философской антропологии § низшие уровни биологической структуры человека похожи на структуры Макс Шелер, основатель философской антропологии § низшие уровни биологической структуры человека похожи на структуры растений и животных, § психофизические отличаются

Человек другое биологическое существо, единственное и НЕПОВТОРИМОЕ в Космосе – СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ (Эрнст Кассирер, Человек другое биологическое существо, единственное и НЕПОВТОРИМОЕ в Космосе – СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ (Эрнст Кассирер, 1874 -1945)

Эрнст Кассирер: § «Человек живет в универсуме не столько физическом, сколько символическом. Язык, миф, Эрнст Кассирер: § «Человек живет в универсуме не столько физическом, сколько символическом. Язык, миф, искусство и религия составляют часть этого универсума, из нитей символической ткани – запутанные сети человеческого опыта. Всякий прогресс человеческой мысли стягивает все туже эти невидимые нити»

Человек § не детерминирован в своих реакциях, действиях, их вырабатывает, обладая потенциальной способностью владеть, Человек § не детерминирован в своих реакциях, действиях, их вырабатывает, обладая потенциальной способностью владеть, управлять своими потребностями, осуществлять выбор. § способен объективировать себя в своем самосознании, преодолевать самого себя, «выходить за пределы себя» . (Шелер называл этот атрибут человека духом).

Арнольд Гелен, антрополог § человек, не имеет «специализации» , § сравнительно легко адаптируется в Арнольд Гелен, антрополог § человек, не имеет «специализации» , § сравнительно легко адаптируется в разных природных средах обитания, § инстинктов намного меньше. Эти своеобразные «недостатки» делают человека открытой возможностью к дальнейшему развитию через обучение и воспитание.

ориентация на будущее § важнейшая особенность человека – «ориентация на дальнее, а не на ориентация на будущее § важнейшая особенность человека – «ориентация на дальнее, а не на то, что находится в окрестности пространства и времени: в отличие от животного он живет будущим, а не настоящим» (А. Гелен).

когнитивная сфера § способен не только адаптироваться к новой среде обитания, но переделывать ее когнитивная сфера § способен не только адаптироваться к новой среде обитания, но переделывать ее «для себя» , «под себя» и делает это своим творческим трудом; § «недостаточность» инстинктов может обернуться достоинством: - у человека большие возможности воспринимать, наращивать объем впечатлений. Это создает базу для поисков собственного места в мире; - несмотря на присущее животным, особенно некоторым, любопытство, они ограничены восприятием только того, что им

- человек не только любопытен, он любознателен. - когнитивная структура способна познавать «излишнее» , - человек не только любопытен, он любознателен. - когнитивная структура способна познавать «излишнее» , в том числе не имеющее непосредственной пользы; - познает ради познания истины. В этом познании он научается восторгаться красотой, развивает эстетические вкусы. Это позволяет развивать свое тело, свои органы с различными творческими целями – петь, танцевать играть на инструментах, заниматься физическими упражнениями, трудом.

речь § позволяет жить «по-человечески» - не только настоящим моментом, но иметь прошлое, настоящее речь § позволяет жить «по-человечески» - не только настоящим моментом, но иметь прошлое, настоящее и будущее; § передава. ТЬ свой творческий опыт молодым поколениям. Обладая способностью объективировать, человек создает не только себя, но свою историю, культуру, НАУКУ, религию.

свобода - категория, § Обозначает: § универсалию культуры субъектного порядка, § фиксирует возможность деятельности свобода - категория, § Обозначает: § универсалию культуры субъектного порядка, § фиксирует возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания; § духовное самоопределение человека, возможность поступать в соответствии с собственным волеизъявлением; § основа этической ответственности

ДОБРО и ЗЛО- этические категории добро – сознательные, бескорыстные, продиктованные внутренним побуждением действия и ДОБРО и ЗЛО- этические категории добро – сознательные, бескорыстные, продиктованные внутренним побуждением действия и поступки, направленные на благо людям; зло – направленность человека против жизни и ее развития, альтернатива добру. Ограничение свободы личности, ее позитивного развития может рассматриваться как сущностная характеристика зла (по Л. Н. Когану)

эмоциональная сфера человека § В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖИВОТНОГО: § ЧЕЛОВЕК стыдится, винится, завидует, смеется; эмоциональная сфера человека § В ОТЛИЧИЕ ОТ ЖИВОТНОГО: § ЧЕЛОВЕК стыдится, винится, завидует, смеется; § по-своему (ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ) - любит, ПЕРЕЖИВАЕТ, радуется, тоскует (ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ),

сомнение- состояние неуверенности, нерешительности § Сомнение – предварительная ступень познания (Декарт); § Принцип мышления, сомнение- состояние неуверенности, нерешительности § Сомнение – предварительная ступень познания (Декарт); § Принцип мышления, особенно по поводу истины

совесть – этическая категория § высшая форма способности личности к моральному самоконтролю; § одна совесть – этическая категория § высшая форма способности личности к моральному самоконтролю; § одна из сторон самосознания; § включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания своей ответственности

стыд – чувство § «Основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя» (К. Ясперс) стыд – чувство § «Основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя» (К. Ясперс) § « В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня» § (Ж. П. Сартр)

Человек – многогранный, многообразный § homo sapiens, homo faber, homo machine, homo creative, «дионисийский» Человек – многогранный, многообразный § homo sapiens, homo faber, homo machine, homo creative, «дионисийский» , «падший» Адам, божья тварь, «сверхчеловек» , человек-либидо, человек власти § (и прочее)

способен рефлексировать себя - задача на всю жизнь § осознавать свои выборы, предпочтения, решения, способен рефлексировать себя - задача на всю жизнь § осознавать свои выборы, предпочтения, решения, § анализировать и объяснять их, § понимать и принимать себя такого, а не другого. § Но, если ЧЕЛОВЕК соответственно образован и воспитан.

Антропос (греч. Antropos) – причина самого себя есть философ, антрополог и педагог, поэтому нуждается Антропос (греч. Antropos) – причина самого себя есть философ, антрополог и педагог, поэтому нуждается в таком образовании и воспитании, когда он, конструируя себя, должен иметь образ Я, идеал ( я-КОНЦЕПЦИЯ) , ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ ТО, К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ

М. Шелер § «…человек всегда может быть лишь чем-то меньшим или большим, чем животное, М. Шелер § «…человек всегда может быть лишь чем-то меньшим или большим, чем животное, но животным – никогда»

Личностью не рождаются § «…в личность выделываются, а то так и живут недоделанными» (Ф. Личностью не рождаются § «…в личность выделываются, а то так и живут недоделанными» (Ф. М. Достоевский) § «Никто не становится хорошим человеком случайно» (Платон); § «Человек - жизнь, которая осознает самое себя» , § Человек - «открытая возможность» (Э. Фромм); § «Самый драгоценный ресурс – умы § и сердца наших детей и молодежи» (К. Роджерс)