Скачать презентацию Антон Павлович Чехов 1860 1904 Рассказ Человек Скачать презентацию Антон Павлович Чехов 1860 1904 Рассказ Человек

Чехов Человек в футляре.ppt

  • Количество слайдов: 24

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Рассказ «Человек в футляре» Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Рассказ «Человек в футляре»

Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво. Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво.

 «Заочная экскурсия» . Таганрог Дом на Полицейской улице, где родился А. П. Чехов «Заочная экскурсия» . Таганрог Дом на Полицейской улице, где родился А. П. Чехов

Москва Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А. П. Чехова) Москва Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А. П. Чехова)

Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» ( «Человек в футляре» , «Крыжовник» Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» ( «Человек в футляре» , «Крыжовник» , «О любви» ), пьеса «Чайка»

Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» ( «Маленькая трилогия» ) Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» ( «Маленькая трилогия» )

 «футлярная жизнь» -? «футлярная жизнь» -?

Краткое содержание композиции l Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил Краткое содержание композиции l Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» . Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр» , который защитил бы его от «внешних влияний» . Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город.

Образ Беликова Способы создания образа: - Портрет - Интерьер - Характер - Речь - Образ Беликова Способы создания образа: - Портрет - Интерьер - Характер - Речь - Отношение окружающих - Авторская позиция ! Индивидуальные «маршруты»

Смысл заглавия ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение l ОБОЛОЧКА (воротник, очки) Смысл заглавия ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение l ОБОЛОЧКА (воротник, очки) l футляр l МЫСЛЬ (несвобода ) Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.

Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре» . Детали: Черные Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре» . Детали: Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги. Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.

Образ Беликова Способы создания образа: - Портрет (очки, зонт, поднятый воротник) - Интерьер (спальня Образ Беликова Способы создания образа: - Портрет (очки, зонт, поднятый воротник) - Интерьер (спальня точно … - Речь ( ? ) - Характер - Отношение окружающих

 «Беликов едва не женился…» «Беликов едва не женился…»

 • • • Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было • • • Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился. Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность» , а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная» . Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

 • Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне • Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу» . Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

 – Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и – Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения.

Анализ эпизода «Похороны Беликова» • Когда он лежал в гробу, выражение лица у него Анализ эпизода «Похороны Беликова» • Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне» .

Приём «Записки» – Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Приём «Записки» – Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?

 • • В год 150 -летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя • • В год 150 -летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.

Типизация • Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Типизация • Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины» . • Тип «маленького человека»

Авторская позиция • «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, Авторская позиция • «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр? . . . Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»

Итог Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей Итог Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности. М. Горький

 «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? »