полис.pptx
- Количество слайдов: 25
Античный полис. Политическая история Древней Греции
Хронология истории Древней Греции • 3 т. до н. э. – XII в. до н. э. крито-микенская цивилизация. • XI – IX вв. до н. э. - Гомеровский период «Темные века» . • VIII-VI вв. до н. э. – Архаический период. Становление полиса • V— 323 год до н. э. - Классический период • 323— 31 год до н. э. - Эллинистичекий период
Географические особенности • Единая, древнегреческая цивилизация рождалась одновременно на двух материках: на Балканах и в Малой Азии. • Территория Греции разделялась в древности на ряд областей, отделенных друг от друга горами. Каждая из них была заселена группами племен близкого этнического происхождения. • Многочисленные острова.
Крито-микенская цивилизация • Средиземноморья культура Крита испытала на себе влияние таких разнородных и разделенных большими расстояниями культур, как древнейшие «речные» цивилизации Ближнего Востока (Египта и Месопотамии), с одной стороны, и раннеземледельческие культуры Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции — с другой. • Связь с морем обусловила особенности политической власти. • XVII—XV века до н. э. — время главенства царей древнего города Кносса. О гегемонии царей Кносса сохранились воспоминания в исторических легендах Эллады, в которых царь Минос выступает как единодержавный правитель Крита.
Царская власть на Крите • Особа миносского царя считалась «священной и неприкосновенной» . Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным» . Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Крите возникло государство, подобное древневосточным деспотиям. Во главе его стоял царь, исполнявший и жреческие функции, существовала аристократия и дворцовые чиновники, а низший слой населения обязан был платить налоги и выполнять повинности в пользу царя. Его центром был Кносс, в других частях Крита существовали вассальные царства, и там были воздвигнуты дворцы, подобные Кносскому, но значительно меньших размеров (в Фесте и Маллии).
РАННИЕ ЦАРСТВА НА МАТЕРИКЕ В X IX -X V II вв. до. н. э. Микенская Греция. • Период греческой истории между 1600 и 1025 гг. обычно именуют микенской эпохой. Однако археологические открытия 1920— 1970 -х годов показали, что не только в Микенах, но и в других прославленных сказаниями центрах — в Полке, Орхомене, Гла, Фивах, Афинах, Тиринфе, Пилосе — во второй половине II тыс. до н. э. возникли раннеклассовые государства. • Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетий до н. э. с севера
Политическая власть • Во главе государства стоял царь — ≪ванакт≫. • Центр политической власти – дворец. • При дворцах существовал значительный штат чиновников и рабов, но основную массу населения составляли крестьянеобщинники, которые должны были выплачивать натуральные подати и нести трудовую повинность.
Восточные деспотии и ранние цивилизации Древней Греции. • Как и в странах Древнего Востока, в частности в Древнем Египте, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, процесс исторического развития в Эгейском бассейне в III—II тысячелетиях до н. э. протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее социальную дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и социальную напряженность, которая, в свою очередь, определяла появление государственного аппарата, призванного обеспечить известный порядок в обществе и создать условия для его дальнейшего развития
• Как и в странах Древнего Востока, первые раннеклассовые общества в Эгейском бассейне возникают в рамках небольших государственных образований, объединяющих несколько общин с одним административным центром, который вместе с тем был и средоточием культа. Подобные государства впервые возникли на о. Крит в конце III тысячелетия до н. э. • Более древние цивилизации Ближнего Востока оказывали на процесс внутреннего развития критского общества стимулирующее влияние. Вместе с тем нельзя преувеличивать степень этого влияния. В частности, оно, довольно сильное для Крита, было значительно более слабым для государств материковой Греции.
• В островной зоне Эгеиды эти мелкие государства, по всей вероятности, представляли собой аристократические структуры, решающую роль в них играла предприимчивая, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия, жившая в довольно комфортабельных и благоустроенных домах, так называемых патрицианских особняках, открытых археологами. • По своей структуре эти мелкие государства состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации, жречества, составлявших большую часть господствующего класса, и разбросанных по территории всего государства родовых общин. Производственной основой общества были централизованное дворцовое хозяйство, в котором трудились рабы и зависимые работники
Отличия ранних греческих цивилизаций от восточных деспотий • В отличие от стран Древнего Востока, где монархические режимы и связанная с ними аристократия как основная часть господствующего класса играли важную роль в организации земледелия, контролируя систему искусственного орошения, на Крите и в Балканской Греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации производства. • Постепенное разрушение микенских дворцов вело к падению олицетворяемой ими государственности и бюрократического уклада хозяйства. Напротив, родовые общины сохранили свою структуру и продолжали существовать в новых условиях.
Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э. • Раннегреческий полис в том его виде, в котором он предстает перед нами в произведениях древнейших – Гомера в политическом отношении представлял собой аристократическую республику с достаточно сильными еще пережитками первобытного народовластия. Это был достаточно рыхлый конгломерат экономически вполне обособленных друг от друга и от всей общины в целом патриархальных семей. • Самое слово ≪полис≫ означает по-гречески ≪город≫. Первоначально, в гомеровское время (XI-IX вв. до н. э. ). Слово ≪полис≫ могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны. Затем, в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э. ), полисом стали называть и то более обширное и более развитое поселение, которое выросло под защитою этого древнего городища.
Становление полиса. Предпосылки • Географический фактор. Античное общество сформировалось прежде всего на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания, а также относительной изоляции. В течение целого ряда столетий (по крайней мере с XII по IX вв. ) греки были предоставлены самим себе, не испытывали никаких влияний извне и могли сами без чьей-либо подсказки выбрать тот путь развития, который наиболее соответствовал местным историческим и географическим условиям. Следует отметить, что почти весь этот период прошел в Греции под знаком абсолютной политической дезинтеграции.
Предпосылки • Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализация производства, как следствие – возникновение частной собственности. В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль. • Родовая знать архаической эпохи не достигла той стадии, на которой стало бы возможным ее превращение в замкнутую касту профессиональных воинов и жрецов. Для столь сложной функциональной стратиграфии общества необходимы были соответствующая материальная база и прежде всего наличие единого общегосударственного хозяйства. Однако, возвращение к этой изжившей себя экономической системе в послемикенской Греции было практически исключено
Предпосылки • В Греции эпохи «темных веков» и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом. Внешняя опасность. • Установление тиранических режимов , окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии. Васильев Л. Называет возникновение полисов в Греции архаической революцией.
• Трудно сказать, что явилось причиной архаической революции, которую смело можно уподобить своего рода социальной мутации (Васильев Л. ), ибо во всей истории человечества она была единственной и потому униикальной по характеру и результатам. Одно несомненно: главным итогом трансформации структуры был выход на передний план почти " неизвестных или по крайней мере слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса).
Что такое полис • Полис — это община граждан, которые являлись коллективными собственниками всего полиса и имели исключительное право собственности на землю на его территории. Не случайно греки никогда не говорили ≪полис Афины≫, а ≪полис афинян≫. • Полис представлял собой общину граждан , где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной — гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. • Наличие не граждан (илоты в Спарте, метеки в Афинах)
Государственное устройство Спарты • До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII ) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство. • Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками (например, прославленный Леонид), кроме того, выполняли жреческие функции и частично — судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин , второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. • Эфоры – блюстители, надзиратели, надзор за зависимым населением
Народное собрание в Спарте
Афины VIII-VII вв. до н. э. • Синойкизм – объединение родов – процесс создания полисов. • Совет старейших преобразуется в Ареопаг • Вместо басилеев - коллегия должностных лиц - архонты. С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство. Первые законы возникают в Греции примерно в VII–VI вв. до Р. Х. Наиболее известные правовые кодексы создаются в конце VII — начале VI в. до Р. Х. Драконтом ( 621 ) (право на частную собственность) и Солоном ( 594 ).
Реформы Солона. Формирование основ демократии • Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества. • Солон отменяет долговую кабалу — задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. • Военная организация была поставлена в связь с социальным делением афинского общества. • Активизация Народного собрания (Экклесия). Создание совета 400, ограничение функций ареопага. • Создание нового государственного органа – гелиея (судебные функции). • Новые должности для руководства финансами и другими делами полиса - магистратуры.
Значение реформ • После реформ Солона (начало VI в. до н. э. ) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. • Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью, каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делахв управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, не говоря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и т. п. • Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае в сколько-нибудь заметном объеме, никогда не было.
Реформы Клисфена 508 – 500 гг. до. н. э. • Заменил родовое деление Аттики на территориальное (10 - областей). Род окончательно потерял свое значение. Фундамент административного деления – территориальный принцип. • Всю полисную структуру власти привел в соответствии с новым территориальным делением. • Вместо Совета 400 – Совет 500 – по 50 человек от каждой филы. • Функции Ареопага ограничивались судебными делами. • Введен остракизм. Законы Клисфены завершили формирование полиса
Особенности полиса • Ядро социальной структуры полиса – гражданский коллектив, который управлял полисом через народное собрание совместно с Советом. Управление – важнейшее право гражданина, как и право на ношение оружия и службу в ополчении. • Гражданство вытекало из права собственности на землю в полисе. • Гражданство олицетворяло свободу личности. • Территория полиса небольшая. • Не было постоянного государственного бюрократического аппарата. • Не допускалось повторное переизбрание. • Взаимосвязь прав и обязанностей: повиноваться законам, защищать полис, принимать активное участие в общественной жизни.
• Окончательное оформление демократическая система получает при Перикле , переизбиравшемся афинским стратегом с 444 по 429 г. При нем происходит небывалый культурный и экономический расцвет Афин.