Античная реклама.pptx
- Количество слайдов: 22
Античная реклама Автор: Дятлова А. , студентка 3 Б группы, Гуманитарного института
Содержание 1. У истоков античной рекламы 2. Устная реклама в античном городе 3. Предметно - изобразительная реклама в античности 4. Виды письменной рекламы античности 5. Политическая реклама 6. Регулирование рекламного процесса в Античное время 7. Заключение
1. У истоков античной рекламы Реклама зарождается в обществе, тогда когда общество нуждается в разнообразии массовой коммуникации. Это происходит, когда на смену сельским поселениям приходят городские сообщества – «полисы» . Совокупность всех процессов, происходящих в городе, создаёт культуру урбанизма.
Город формируется вокруг 3 информационных центров – администрации города, храмового комплекса и торговой, рыночной площади. Таким образом, в городе создавалась система из различных информационных поводов, исходящих из этих центров.
2. Устная реклама в античном городе В античности профессиональными носителями рекламного слова были городские глашатаи. Должность глашатаев фиксируется археологическими источниками уже в период Крито-Микенской культуры около XIV в. до н. э. Античный глашатай
В древнегреческих полисах должность глашатая имела несколько уровней. Высшая их часть исполняла дипломатические поручения и была обязательным участником разнообразных посольств. Менее аристократичный слой глашатаев, находившийся в распоряжении городской администрации, сообщал городскому населению важнейшую оперативную информацию, как деловую, коммерческую, так и политическую. И, наконец, наименее почитаемый слой глашатаев обслуживал рынки, служил при артистических труппах, состоял в клиентах у частных лиц.
Изображение глашатая античности на древнегреческой амфоре Должность глашатая предполагала оперативное оповещение всех граждан города об общезначимых событиях. Ядром этих оповещений был краткий информационный блок, составляющий жанр объявления, целью которых являлся сигнал для широкой общественности о наличии важных фактов, событий, процессов. Объявление составляет сердцевину множества информационных жанров – деловых, политических, религиозных.
О большой ценности социальной роли глашатая свидетельствует, в частности, исполнение этой должности высоко почитаемым олимпийским богом Меркурием. Его именовали звучноголосым – примета, без которой вряд ли мог обойтись любой глашатай. Изображение римского бога Меркурия
3. Предметно-изобразительная реклама в античности Изобразительные виды рекламы дошли до нас непосредственно, в отличие от примеров устной рекламы. Таковы некоторые образцы вывесок и эмблем ремесленников, запечатлённые на множестве предметов гончарного производства. Вывески дошли до нас в 2 вариантах: это мраморные рельефы, имеющие вывесочный характер, и живописные вывески, обнаруженные при раскопках города Помпеи, разрушенного лавой Везувия в 79 г. н. э.
Вывеска из мрамора торговки овощами и птицей в Риме Вывеска паромщика
Так например, по описаниям историков, выглядел вход в один из гостиных дворов Помпеи: «Вывески представляют собой набор изобразительных ситуаций, объясняющих, что получит воин, если он войдёт в двери этого заведения. Две картинки с одной стороны дверей, две с другой. Первая изображает омовение ног уставшего путника, вторая – стол и угощения. На третьей картинке – очаровательные женщины сопровождают гостя на отдых. Четвёртый эпизод представляет отдых усталого путника» .
Также в античности широко применялись предметные и предметно-символические вывески. В качестве «вывески» выставлялся сам товар, выставленный на всеобщее обозрение: наборы глиняных сосудов около гончарной лавки или пузырёк с благовониями на окошке парфюмера.
Клеймо ремесленника на донышке глиняного сосуда Приёмы изобразительной символизации широко были использованы в фирменных знаках, которыми помечали свои товары ремесленники. Среди таких образцов антиковеды выделяют 4 группы изображений: 1)Различные предметы – треножник, молоток, алебарда 2)Растения – ветки, венки, цветы 3) Животные – бык, конь, лев, слон, собака 4)Образцы божеств в человеческом облике Многие из этих эмблем сопровождались надписями. Часть их расшифрована как имена владельцев мастерских, часть – имена городских смотрителей – астиномов.
4. Виды письменной рекламы античности С возникновением письменности не могли не появиться рекламные письменные тексты. К одним из таких можно отнести граффити – процарапывание любыми жителем города на стенах, портиках, сооружениях своих мнений, призывов, соображений или просто заявления о себе. Среди таких надписей встречаются такие: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи» - явный пример рекламного объявления в Античности
Очень энергично рекламировались термы(бани) – любимое место отдыха римских граждан. «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги» Другое граффити предлагает снять виллу: «Виллу – хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к рабу такомуто…»
Ещё более высокую степень профессионализации в письменной рекламе обнаруживает такой специфический феномен античности, как альбум (от лат. – белый). В римскую эпоху альбум – это части городских стен или стен домов, окрашенные белой краской или выбеленных известью, для размещения текущих объявлений. Альбум обслуживали приставленные для этого дела dealbatores (от лат. – выбеливатели). Как только белые участки полностью покрывались объявлениями, они выбеливали стены вновь.
Афиша – жанр рекламы, зародившийся в античности. Это детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города, как правило, зрелище или собрание. Древняя афиша
Информационная структура афиши значительно сложнее и разветвлённее, чем в объявлении. Например: « 20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря сын Августа, и десять пар гладиаторов Децима Лукреция сына Валента будут сражаться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид , а также будет представлена охота по всем правилам, и будет натянут навес. Написал это Эмилий Целлер, один при лунном свете»
5. Политическая реклама Большое число призывов и лозунгов политического характера появлялось на стенах античных городов в периоды выборов городских магистратов. Свою лепту в этот процесс вносили глашатаи, которые стремились предложить свои услуги перспективным кандидатам. Помимо глашатаев в гуще предвыборных событий оказывались такие авторы рекламных текстов, как писцы, а также писцыкаллиграфы.
6. Регулирование рекламного процесса в Античное время Интенсивность рекламных и иных массовых информационных потоков в антично городе потребовала их регулирования. В целях пресечения чрезмерного шумового разгула в самых неподходящих местах, городские власти требовали: «Запрещается писать здесь, горе тому, чьё имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи» .
Велось также строгое наблюдение над исполнением правил благопристойной торговли и завлечения покупателей на античных рынках. В Афинах магистрат выделял должность агаранома – блюстителя порядка на рыночной площади. Им нередко помогали астиномы. Агараномы следили в греческих полисах за порядком на рынках в целом, в том числе и за общей пристойностью устной рекламы.
7. Заключение Профессиональная реклама античности использует все общекультурные знаковые средства и их комбинации. Её опорный жанр – устные объявления, представляющие собою сгусток оперативной общеполезной информации. Истоки таких жанров, как вывеска, афиша, предвыборная реклама, рекламная акция, восходят к античности.