Античная натурфилософия.ppt
- Количество слайдов: 31
Античная натурфилософия VII – VI вв. до н. э.
План лекции Введение 1. Начало всех начал. 2. Ранние философские школы. 3. Движение. У истоков диалектики. 4. Элейская школа – идея бытия. 5. Рождение атомистических идей. n
Введение. Исторические эпохи А. Ранний период (натурфилософия) – VI – V вв. до н. э. – первые философские учения: Фалес, Гераклит, Пифагор и др. В. Классический период – V – IV вв. до н. э. – оригинальные философские учения (формируется философская проблематика и понятийный аппарат) – Софисты, Сократ, Платон, Аристотель. С. Эллинистически-римская философия – IV в. до н. э. – VI в. н. э. – Эпикур, Сенека, римские стоики, скептики, неоплатонизм.
1. Начало всех начал Греческая философия рождается в глубинах мифологического мировоззрения. Древние понятия постепенно приобретают характер философских категорий.
Гесиод «Теогония» «Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея (Земля), всеобщий приют безопасный. Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший – Эрос. Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассуждения лишает» . n Любовь или вожделение как начало.
Первые философские вопросы «Из чего всё рождается и во что всё превращается? » n «Чем всё управляется? » n «Откуда движение? » n Что есть первооснова всего? n
Первые философские категории Фюсис – природа, натура Первые философы исследовали n вопросы о закономерностях протекания природных явлений, о первоначале мира. Поэтому этих философов называли «физиками» .
Первые философские категории n Архе – первоначало, первопричина Основной вопрос для мифологии: «Кто сотворил мир? » Философия ищет ответ на вопрос: «Из чего произошёл мир? » Философы убеждены в способности самостоятельно понять причины и начала вещей – Архе.
Первые философские категории n Логос–разум, слово, учение, закон Случайность и произвол – иллюзия: во всём содержится своя логика, всё подчинено Логосу – неизменным и всеобщим законам, познать которые призвана философия.
Первые философские категории n Космос – Вселенная, порядок, украшение В греческой философии Космос – противоположность первобытного беспорядка – Хаоса. Античная философия космоцентрична – она полагает мир упорядоченным и доступным для научного изучения.
Первые философские категории n Онтос (бытие) – единое, то, что познать можно только разумом. Бытие вечно, неизменно, неделимо, неподвижно, неуничтожимо, шарообразно.
2. Ранние философские школы Милетская школа n n n Фалес Милетский – вода Анаксимен – воздух Анаксимандр – апейрон «Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала» Аристотель
Фалес Милетский n Фалесовский вопрос заключается в том, не имеет ли мироздание в целом свою первооснову, из которой происходит все его многообразие, то, из чего все рождается и в чем все погибает? И если да, то, что это за первооснова?
Философия задаётся вопросом: n «Из чего все? » . Естественный ход человеческой мысли приводит к выводу: как все вещи состоят из вещества (материала), так и мир должен строиться из первоначального вещества (праматерии). В результате превращений первовещества возникает мир вещей.
В чём первоначало Вселенной? Что лежит в основе всего сущего? Воздух, говорит Анаксимен. Апейрон (беспредельное) говорит Анаксимандр. Для Пифагора это число. Для Геркалита – огонь. Эмпедокл–четыре стихии: воздух, вода, огонь и земля. Для Анаксагора это множество частиц, гомеомерий. Для Демокрита это атомы. n
Анаксимандр Милетский n Апейрон – Беспредельное или Неопределённое. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон (ἄπειρον) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, – как то из чего все возникает и во что все превращается, – есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.
3. Движение. Начала диалектики n n n Поиск первоначала вызывает ещё один вопрос – о причине изменения начала, т. е. о движении. «Что движет миром? » «Откуда движение? »
Огонь – как субстанция n n n «Всё обменивается на огонь, и огонь – на всё, подобно тому, как золото – на товары, а товары - на золото» . Огонь является материальным, вечным и живым, более того, он разумен, ему присущ логос. Логос – закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – главный закон мироздания.
Диалектические идеи Гераклита «Огня смерть – воздуха рожденье, Воздуха смерть – воды рожденье, Из смерти земли рождается вода, Из смерти воды рождается воздух, Из смерти воздуха – огонь, и наоборот» . n «Многознание не научает быть умным» .
Гераклит Эфесский n «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерам потухающим» . Всё течёт, всё изменяется. Всё происходит через борьбу и по необходимости.
Начала диалектики n n Мысль об изменениях становится философской идеей, первоначально выраженной Гераклитом в формуле: «Все течет, все изменяется» . Гераклит представляет мир как борьбу противоположностей. Борьба – это движущий принцип, который поддерживает в мире жизнь. «Войну» противоположностей Гераклит объявляет всеобщей движущей силой мироздания.
4. Элейская школа – идея бытия. n Парменид. Зенон Есть бытие, а небытия вовсе нету. «Что есть? » Что общего между справедливостью и деревом, человеком и числом? Все они есть или, как говорит Парменид, все они обладают бытием.
Парменид «О природе» «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. Одно и то же есть мысль и бытие. Слово и мысль бытием должны быть. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо без бытия, в котором ее выражение, Мысли тебе не найти» . n
Что утверждает Парменид: n n Общие законы мышления и общие законы бытия едины, и именно поэтому возможно соответствие мыслей действительности. Бытие едино, неподвижно, неизменно, неделимо, вечно (не имеет начала и конца) – это мир истины. Мир эмпирического (опытного, житейского) множества – это мир мнений, опирающийся только на данные ощущений.
Зенон Элейский Бытие, по мнению Парменида, есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо. Бытие нельзя обнаружить при помощи чувств, но его можно помыслить. Небытие же есть то, чего помыслить нельзя, следовательно, его не существует. n Зенон приводит апории – логические доказательства истинности суждений Парменида о бытии. n
5. Рождение атомистических идей Атом есть идея, олицетворяющая собой неделимую единицу бытия. Атомы – неделимые сущности. n Первоначала бытия – атомы и пустота. n Многообразие мира объясняется тремя причинами: очертаниями, порядком и положением атомов в пространстве. A, N | AN, NA | | n AN
Левкипп, Демокрит n n Начала Вселенной суть атомы и пустота, бытие и небытие. Небытие едино и неделимо. Бытие состоит из множества атомов. Все вещи в мире находятся в постоянном движении – они рождаются, изменяются и уничтожаются. Но их сущность – атомы – всегда неделимы и неизменны.
Мудрость древних n n Фалес – Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает всё. Гераклит – Многознание не научает быть мудрым. Пифагор – Не почитай знания за одно с мудростью. Демокрит – Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Выводы n n n Натурфилософское мышление заложило основу философского знания Разумность, логичность, самостоятельность мышления – несомненные завоевания начала философской мысли. Они стали фундаментом для античной классической философии.
Пифагор n «Начало всего – число; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объёмные; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух, они порождают мир – одушевлённый, разумный, шаровидный, в середине которого – земля»
Пифагор Из всех чисел священно и даже сверхсвященно « 36» : 36 = 13 +23 +33. Оно состоит из « 1» , а без единицы нет ни одного числа, и символизирует «единица» единство бытия и мира; Оно состоит из « 2» , а двойка символизирует принципиальную полярность Вселенной: свет – тьма; чет – нечет; женское – мужское и т. д. ; Оно состоит из « 3» – совершеннейшего из чисел, ибо имеет начало, середину и конец; В числе « 36» возможны удивительные превращения: 36 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8. 36 = (1+ 3 + 5 + 7) + (2 + 4 + 6 + 8).