Скачать презентацию Античная литература Греция Рим Греки гений Скачать презентацию Античная литература Греция Рим Греки гений

ИМЛиИ - 4. Античная литература.ppt

  • Количество слайдов: 29

Античная литература Греция/Рим Античная литература Греция/Рим

 «Греки – гений среди народов. По нраву – дети. Легковерны. Подвержены страстям. Живут, «Греки – гений среди народов. По нраву – дети. Легковерны. Подвержены страстям. Живут, не отдавая себе отчета в том, что они плодят гений. Враги всякой скованности и тупости…» , - Фридрих Ницше. Веселая наука

Поклонники форм, звуков, слов. Именно поэтому - художники Поклонники форм, звуков, слов. Именно поэтому - художники

Виды литературы (основа – слово, буква) Эпос – бытие Гомер, Гесиод Лирика – дух Виды литературы (основа – слово, буква) Эпос – бытие Гомер, Гесиод Лирика – дух 9 лириков + Сапфо Драма – действие 3 трагика и комедиографы Эсхил, Софокл, Еврипид Аристофан

Эпос • Гомер «Илиада» , «Одиссея» • Гесиод «Труды и дни» Жанры: эпопея, роман Эпос • Гомер «Илиада» , «Одиссея» • Гесиод «Труды и дни» Жанры: эпопея, роман (ХII век), повесть, рассказ;

Лирика (Орфей, Эрато) Жанры: поэма, сонет, ода, эпитафия, лирическое стихотворение Сапфо - поэзия знаков Лирика (Орфей, Эрато) Жанры: поэма, сонет, ода, эпитафия, лирическое стихотворение Сапфо - поэзия знаков (форма) культ Афродиты (миф. содержание)

Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пред тобой сидит, твой Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пред тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос. И прелестный смех. У меня при этом Перестало сразу бы сердце биться: Лишь тебя увижу, уж я не в силах Вымолвить слова. Но немеет тотчас язык, под кожей Быстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, - в ушах же – Звон непрерывный. Потом жарким я обливаюсь, дрожью Члены все охвачены, зеленее Становлюсь травы, и вот-вот как будто С жизнью прощусь я. пер. Вересаев, 1915

Театр: трагедия и комедия (Дионис) • Эсхил – статика – «Прометей прикованный» (рок) • Театр: трагедия и комедия (Дионис) • Эсхил – статика – «Прометей прикованный» (рок) • Софокл – динамика – «Эдип-царь» • Еврипид – разрушение мифа – «Медея» , «Федра» • Аристофан – «Лягушки» , «Облака» , «Лисистрата» – 4 дня – 15 пьес – 15 человек = 1 лицо – Орхестра (место хора) – скен. Э (место для актера в маске) - театр (места для зрителей)

Реж. Валерий Рубинчик. Комедия о Лисистрате, 1989 Фр. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки Реж. Валерий Рубинчик. Комедия о Лисистрате, 1989 Фр. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки

 «…Страдание. Неблагоразумие поступков. Особый род интуитивного прозрения в природу несчастья, при солнечном гениально-ясном «…Страдание. Неблагоразумие поступков. Особый род интуитивного прозрения в природу несчастья, при солнечном гениально-ясном темпераменте. Глубина осмысления и прославление простейших вещей…» , - Ницше

Античная литература. Рим Античная литература. Рим

Основные этапы 1. Золотой век – «век Августа» : Вергилий Гораций Овидий 2. Серебряный Основные этапы 1. Золотой век – «век Августа» : Вергилий Гораций Овидий 2. Серебряный век: Сенека Апулей Плутарх

Плутарх – 1 век «Сравнительные жизнеописания» - 46 парных биографий греков и римлян: Греки Плутарх – 1 век «Сравнительные жизнеописания» - 46 парных биографий греков и римлян: Греки – созерцатели: Чтобы «быть» - надо «знать» ; Римляне – практики: Чтобы «быть» - надо «делать»

Особенности римской литературы 1. БОльшая зрелость 2. Сильное влияние греческой литературы 3. Более драматичные Особенности римской литературы 1. БОльшая зрелость 2. Сильное влияние греческой литературы 3. Более драматичные формы: натуралистичность сатиричность

1. «Век Августа» (63 г. до н. э. -14. г) • Абсолютизм • «Когда 1. «Век Августа» (63 г. до н. э. -14. г) • Абсолютизм • «Когда говорят пушки - музы молчат» • Меценат, меценатство

Вергилий – 1 век до н. э. • «Энеида» - римская национальная эпопея • Вергилий – 1 век до н. э. • «Энеида» - римская национальная эпопея • Главная идея – миродержавство Рима

 «Данте и Вергилий в аду» Данте «Божественная комедия» «Данте и Вергилий в аду» Данте «Божественная комедия»

Гораций – 1 век до н. э. I. XXVII Ода Гораций – 1 век до н. э. I. XXVII Ода "к собутыльникам" Пускать в ход кубки, что для веселия Даны, - позорно! Нравы фракийские Оставьте, и держите Вакха Скромного дальше от ссор кровавых. К вину, к лампадам, право, совсем нейдет Кинжал мидийский. Вы, собутыльники, Умерьте крик и гам безбожный И возлежите, склонясь на локоть. . .

Quintus Horatius Flaccus “Ad Melpomenen” Exegi monument(um) aere perennius Regalique situ pyramid(um) altius Quod Quintus Horatius Flaccus “Ad Melpomenen” Exegi monument(um) aere perennius Regalique situ pyramid(um) altius Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens Possit diruer(e) aut innumerabilis Annorum series et fuga temporum. Non omnis moriar, multaque pars mei Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta Creascam laude recens, dum Capitolium Scandet cum tacita virgane pontifex…

Овидий, 1 век до н. э. – 1 век н. э. • Наука любви, Овидий, 1 век до н. э. – 1 век н. э. • Наука любви, поэма • Метаморфозы, поэма

2. Серебряный век • Сенека «Нравственные письма к Луцилию» Письма – философский жанр, характеризующийся 2. Серебряный век • Сенека «Нравственные письма к Луцилию» Письма – философский жанр, характеризующийся поучением и дружеской доверительностью высказывания

 • После смерти нет ничего • Мы не получаем жизнь короткой, но делаем • После смерти нет ничего • Мы не получаем жизнь короткой, но делаем ее таковой • Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кому мало • Обучая учусь…

Апулей, 2 век «Метаморфозы, или Золотой осел» De asino aureo, Asinus aureus - роман Апулей, 2 век «Метаморфозы, или Золотой осел» De asino aureo, Asinus aureus - роман в 11 книгах

Итак, • античная литература – «пересказанное слово» - опирается на миф, который есть факт, Итак, • античная литература – «пересказанное слово» - опирается на миф, который есть факт, событие, но не интерпретация; • форма мифа универсальна, поэтому позволила развиться всем видам и жанрам искусства; • свобода от суждений позволила векам наполнять мифологическую форму бесконечно новыми смысловыми оттенками, превращая знаковый язык в символический. Знак => символ Миф => религия

К практике по ИМЛи. И 7. 11. 17 Тема « Аполлоническое и дионисийское начала К практике по ИМЛи. И 7. 11. 17 Тема « Аполлоническое и дионисийское начала в искусстве» 1. Текст Фр. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» /Хрестоматия по культурологии, часть 4. с 69 -75; 2. Доказать на любом примере (кинематограф, театр, литература, живопись и проч. ) наличие этих начал в искусстве 3. Ваше мнение: что дает противостояние этих начал искусству? 4. Миф об Аполлоне и миф о Дионисе – культурные смыслы