03-110213161937-phpapp02.ppt
- Количество слайдов: 33
Античная философская классика V в. до н. э. – III в. до н. э. Горбатов В. В.
Содержание n Учение софистов n Этический идеализм Сократа n Сократические школы – Киники – Киренаики n Философская система Платона n Философская система Аристотеля
I. Софисты
Учение софистов n Софисты – «платные учителя мудрости» (Протагор, Гиппий, Лисий, Горгий и др. ) n «Открытие языка» и «поворот к человеку» – Скептицизм: во всем надо сомневаться – Релятивизм: все знания и ценности относительны – Агностицизм: познание вообще невозможно
Протагор из Абдер (ок. 480 – ок. 410 г. до н. э. ) n Много странствовал n Жил в Афинах, но за книгу «О богах» был обвинен в бесчестии и изгнан n Парадокс Эватла n «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют»
II. Этический рационализм Сократа n Объективная истина существует, но каждый приходит к ней своим путем n Нельзя научить мудрости, даже за деньги; можно только помочь человеку задуматься n Все зло – от невежества, только мыслящий человек может быть понастоящему нравственным
Сократ (469 -399 до н. э. ) n Сын каменотеса и повивальной бабки n «Он свел филсофию с неба на землю» (Цицерон) n Сократовская диалектика § Майевтика § Ирония
Нравственный идеал n Настоящая мудрость – не многознание, а особое состояние души: АТАРАКСИЯ (невозмутимость) § Мужество § Умеренность § Справедливость n За свои высказывания Сократ был обвинен в безбожии и по приговору суда выпил яд
Смерть Сократа (Давид)
III. Сократические школы Киники n n Киренаики Основатель – Антисфен n Основатель – Аристипп из Аскетизм – предельное Кирены ограничение своих n Гедонизм – потребностей стремление к Автаркия – удовольствию как самодостаточность к высшему благу Апедевсия – n Софистический отстраненность от уклон культуры и общества
Антисфен n Ученик Сократа n Основоположник кинизма n Называл себя «аплокионом» – истинным псом n Основал школу – Киносарг
Диоген Синопский n Ученик Антисфена n Получил прозвище «спятивший Сократ» n Критиковал – Роскошь – Лицемерие – Излишнюю ученость и красноречие
Аристипп Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение n Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение n «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком» n
III. Философская система Платона
Платон (427 -347 до н. э. ) n n Настоящее имя – Аристокл Аристократ по происхождению В юности услышал беседу Сократа и навсегда связал свою жизнь с философией В зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию
Миф о пещере n Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей
Учение об идеях Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть вещи n Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы – они всегда ЕСТЬ n Вещи текучи, непостоянны – они всегда СТАНОВЯТСЯ n n Идея – это ПРЕДЕЛ СТАНОВЛЕНИЯ вещи
Устройство мироздания Царство идей (подлинное бытие) Мир вещей (иллюзорное бытие) Материя (небытие)
Учение о познании Интеллектуализм, априоризм n Душа нематериальна и бессмертна n – «Федон» : 4 доказательства бессмертия души До рождения она находится в царстве идей и созерцает вечные истины n Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал n – «Менон» : познание как анамнезис n «Мышление – это безмолвная беседа души с самой собой»
Переселение душ
Устройство души Разумная часть Яростная часть Вожделеющая часть
Идеальное государство n Интересы государства выше интересов отдельного человека n Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом: Справедливость Правители Разум Мудрость Воины Воля Мужество Труженики Чувства Умеренность
IV. Философская система Аристотеля
Аристотель (384 -322 до н. э. ) Сын придворного врача n Лучший ученик Платона n Воспитатель Александра Македонского n Основал свою философскую школу – Ликей n
«Платон мне друг, но истина дороже» n Не существует «царства идей» , эйдосы – в самих вещах n Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта n Tabula rasa
4 вида причин 1. Материальная 2. Формальная 3. Движущая 4. Целевая
Материя и форма Материя (пассивна) Форма (активна) Оформление Возможность Действительность
Энтелехия n Энтелехия ( «во-целивание» , «осуществление» ) – внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат n Телеологизм – учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею
Иерархия бытия Перводвигатель (энтелехия разума) Разум (энтелехия души) Душа (энтелехия тела) Тело
Познание n Познание – это восхождение от материально-телесного к формальнорациональному n Человеческая душа сама по себе – «Tabula rasa» ( «чистая доска» ). n Два этапа познания: – Чувственный (единичные ощущения) – Рациональный (общие понятия) n Наиболее общие понятия – категории
Категории n Сущность n Время n Качество n Положение n Количество n Обладание n Отношение n Действие n Место n Страдание
Учение о добродетелях n Этические – развиваются в человеке благодаря обучению – мудрость, сообразительность, рассудительность n n Дианоэтические – рождаются из привычек-нравов на основании опыта – мужество, щедрость, умеренность, и др. Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком
Учение о государстве Человек – животное общественное (политическое) n Цель политики — справедливое (общее) благо n Наилучшее государство основано на преобладании среднего элемента, слоя n n Правильные формы – Монархия – Аристократия – Полития n Неправильные формы – Тирания – Олигархия – Демократия