seminar_2.pptx
- Количество слайдов: 32
Античная философия Подготовили: Дыбо Н. , Фатьянов П. , Карпов И.
Содержание Вариант 4. Проблема поисков истины в античной философии. 1. Разработка Сократом пути самостоятельного открытия истины человеком, сближение знания и нравственности в его учении. 2. Демокрит о чувственном и рациональном познании, теория "истечения копий". 3. Платон о знании как "припоминании", роли интуиции в познании и соотношении знания и мнения. 4. Теория науки в гносеологии Аристотеля, разработка им проблем логики и методов познания. 5. Пифагорейская теория чисел как основа понимания мировой гармонии.
Разработка Сократом пути самостоятельного открытия истины человеком, сближение знания и нравственности в его учении
Диалектика • Огромным вкладом в развитие философской мысли стал диалектический или «сократовский» метод познания. • Впервые данный метод был описан Платоном в его диалогах о Сократе. Платон чаще всего описывает его следующим образом: чтобы разрешить проблему, ее необходимо разбить на ряд вопросов, ответы на которые человек узнает в процессе познания, поиска решения проблемы. • Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначив им искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. • В споре, по мнению Сократа, рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод.
Нравственность • Задавая своему собеседнику вопросы, Сократ не сам говорил нужные ответы, а помогал им рождаться во время беседы. • Влияние такого подхода сегодня можно ощутить хотя бы на общепризнанном научном методе любого исследования, в котором гипотеза является обязательным первым этапом. Дальнейшее развитие этого метода является вкладом философа в историю развития целого ряда наук. • По мнению философа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Сократа считал, что «человек, знающий добро не станет поступать дурно. Человек поступает неверно, т. к. не знает, как надо» . Сократ увязывает вместе мораль и знание: «того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку» . С помощью знаний «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике» .
Демокрит о чувственном и рациональном познании, теория «истечения копий»
Истечения • Демокрит считал, что от каждого тела исходят «истечения» , представляющие собой сочетания атомов, несущиеся в пустоте с большой скоростью. Такого рода «истечения» философ называл «образами» или копиями вещей, попадающими в глаза и другие органы чувств человека. Все ощущения и восприятия человека являются результатом взаимодействия атомов, из которых составлены «образы» , и атомов соответствующих органов чувств. Различные ощущения происходят от того, что с человеком соприкасаются разные типы атомов, разных форм. Например, при попадании тех или иных запахов на язык, человек ощущает сладость или горечь.
• Вкус. Демокрит связывал различные вкусовые ощущения с формами атомов из которых состоит пища. По словам Теофраста, философ приписывал каждой вкусовой субстанции определенную форму. Так, он полагал, что для субстанций сладкого вкуса характерны круглые и среднего размера атомы, для субстанции кислого — крупные атомы неокругленной формы, а для субстанции острого вкуса — острые по форме, угловатые атомы. Субстанция соленого вкуса имеет угловатые небольшие атомы, горького вкуса — гладкие небольшие атомы, жирного вкуса — мелкие округленные атомы. • Осязание. Среди всех получаемых извне ощущений Демокрит особенно выделил ощущения тепла и холода. Тепло вызывают подвижные мелкие атомы, с острыми концами. Ощущения холода вызывают предметы, состоящие из более крупных скругленных атомов.
• Слух. Источником звука философ считал сгущение воздуха. Человек воспринимает звуки тогда, когда сгустившийся воздух проникает в тело. Уши же наиболее чувствительны к звукам в силу того, что сгустки воздуха проходят в них наибольшую пустоту. • Зрение, по мнению Демокрита, возможно в силу восприятия некоторых образов, исходящих от предметов. Такого рода образы являются своего рода оболочками тел, истекающими от них. В книге Теофраста «Об ощущении и ощущаемом» автор дает описание идей Демокрита о восприятии цветов. Так, философ считал, что существует четыре основных цвета – черный и белый, красный и зеленый.
• Запах. Неизвестно, утрачена ли эта часть учения философа или же он сам ничего не высказывал на этот счет. Более реален второй вариант, т. к. Теофраст писал на этот счет: «Почему же Демокрит объясняет вкусовые ощущения из вкусовых субстанций, а запахи. . . не относит таким же образом к формам ощущаемого» и «Демокрит кое-что проглядел» (Лурье С. Я. Демокрит. - Л. , 1970. , с. 500).
Темное и истинное познание • Демокрит считал ощущения первым этапом на пути к познанию природы тех или иных вещей. Однако он считал опору на ощущения путем к «темному» (skotie) познанию, противопоставляя ему истинное (gnesie) познание, основанное на разуме. • В своем сочинении Секст Эмпирик приводит следующие слова Демокрита «Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие виды познания: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного познания, то оно совершенно отлично от первого» . Затем, отдавая предпочтение истинному познанию перед темным, он прибавляет: «Когда темный род познания уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование должно проникнуть до более тонкого, недоступного уже чувственному восприятию, тогда на сцену выступает истинный род познания, так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом» . (Секст Эмпирик. Против математиков. VII. 139).
Платон о знании как "припоминании", роли интуиции в познании и соотношении знания и мнения.
Знание и мнение по Платону • Все, что так или иначе доступно нашему познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Ощущаемое, в свою очередь, делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. Способность воспринимать ощущаемое Платон считал мнением (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
• По мнению философа, отличие мнения от знания заключается в том, что мнение не всегда обосновано. Оно может и соответствовать действительности, отражать истинное положение вещей, но не может истинность доказать. Знание же всегда должно давать основание, по которому возможно доказательство истинности. • Платон не отрицал важности чувств и вызываемых за их счет мнений в познании окружающего мира. Однако он полагал, что ощущения и восприятие часто обманывают человека. Поэтому, по мнению философа, лишь разум действительно в состоянии познать истину.
• Платон не отрицал важности чувств и вызываемых за их счет мнений в познании окружающего мира. Однако он полагал, что ощущения и восприятие часто обманывают человека. Поэтому, по мнению философа, лишь разум действительно в состоянии познать истину. • Процесс познания, по Платону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувственный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе: «Припоминать подлинно сущее, глядя на то, что есть здесь» .
«Всякий раз, когда вид одной вещи вызывает у тебя мысль о другой, либо сходной с первой, либо несходной, — это припоминание» . Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей — красок, форм, звуков. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувственное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию: «. . . достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет то, к чему мы стремимся с пылом влюбленных, а именно разум» .
Теория познания Платона является рационалистической: главенствующая роль в познании отводится разуму. Однако в человеке есть сила, которая выше и прекраснее свойства человеческого. Она — божественный дар. Проявляется в творчестве поэта, которое Платон отличает от деятельности зодчего, ремесленника и мастера. Эти последние не творцы — но мастера. Лишь для поэта необходимо божественное вдохновение — исступление — оно дается богами. Благодаря божественной силе «творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых» — утверждает Платон.
Теория науки в гносеологии Аристотеля, разработка им проблем логики и методов познания.
• Аристотель является и основоположником логики. Основой познания Аристотель считал ощущения, возникающие у человека под воздействием внешнего воздействия на органы чувств. Ощущения дают людям надежные данные об окружающем их мире. • Впрочем, признавая важную роль ощущений в процессе познания, он считал их лишь первым этапом данного процесса. На основе получаемых ощущений человек получает знания о внешнем мире. Так, восприятие порождает память. Однажды обжегшийся человек никогда не будет снова сознательно прикасаться к горячему. • В свою очередь элементы памяти могут формировать опыт. Научившийся однажды ездить на велосипеде человек, вероятнее всего, сохранит полученный навык на долгие годы.
Однако с помощью одних лишь ощущений и восприятия невозможно получить точного знания. Весь окружающий нас мир изменчив. Человек может получить знание, постигнув суть вещей, а не изучив их внешнюю оболочку. Философ выделил три основных вида знания: • теоретическое знание; • практическое знание; • творческое знание. Целью первого вида знания является получение информации, постижение истины. Целью второго типа знания является достижение каких-либо практических целей. Наконец, творческое знание позволяет реализовать себя в жизни, создавать что-то новое.
• К сфере теоретического знания Аристотель отнес такие науки, как философия, математика и физика. Предметами дающими практическое знание философ считал этику и политику. К сфере творческого знания – им были отнесены риторика, поэтика, а также ряд прикладных предметов. • Теоретическое знание, по мнению философа, основано именно на знаниях как таковых. Практическое же знание основано прежде всего на опыте, умении перейти от теории к практике. По мнению Аристотеля, человек может быть силен в точных науках и обладать массой знаний, но не уметь применять их на практике. Творческое знание представляет собой комбинацию теории и практики. Например, мало знать, что ты хочешь нарисовать, нужно обладать достаточным опытом, чтобы создать картину.
Аристотель сформулировал основные логические законы: • закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; • закон противоречия — «не противоречь сам себе» ; • закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано» .
Пифагорейская теория чисел как основа понимания мировой гармонии.
• Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числами). • Пифагор, считал началами числа и числовые пропорции, которые он называет «гармониями» , а элементами — сочетания этих начал, так называемые геометрические элементы. • Он разделил числа на четные, нечетные, четно-четные, нечетно-нечетные, простые и составные, совершенные, дружеские, треугольные (1, 3, 6, 10), квадратные (1, 4, 9), пятиугольные. Пифагор называл нечетные числа «гномонами» , потому что при последовательном приложении к первым числам они, подобно линейным, сохраняют форму квадрата. Пифагор открыл, что четыре кубических числа, из которых состоит Вселенная, образуются в десяти пропорциях. • С помощью самих чисел он делал удивительные предсказания и служил богам в соответствии с числами, считая, что подобное служение всего родственнее их природе. Пифагор изобрел числовые методы гадания. Числам Пифагор приписывал следующие значения, часть которых составляет сокровенную тайну.
Единица — первоначало тождества вещей самих себе и их постоянства, одна из мировых порождающих сил. Монада — начало всех чисел, числа же — начала всех вещей. Она — четно-нечетное число. Единица заключает в себе ограниченность и безграничность. Точка соответствует единице, полагал Пифагор. Монада — символ Бога. Единица — число Солнца, Космического «очага» . Монада — символ вселенской любви. Монадическая часть души — это ее мужская половина. Монада порождает воду. Она предвещает при гадании с числами взрыв страсти. Единица соответствует творящей и формальной (формообразующей) причине, т. е. уму — богу. Единица, как знак «божественного света» , определяет природу света, дуба и орла.
Двоица — двойственность, источник и причина противоречий, дифференциации (причина появления нетождественности) и изменения вещей как в самих себе, так и по отношению друг к другу. Двоица — первый чет, который имеет предел. Линия соответствует двоице по Пифагору. Этому началу причастна большая часть тел вещественного мира, ибо диада соответствует страдательному и материальному началу, т. е. видимому космосу, диада — число Земли и всего земного мира, Луны и мира подлунного. Диадическая часть души — женская половина. Двойка — «знак света» . Двоица определяет природу воды, рождает воду, порождает металлы медь, серебро, золото, она же лежит в основе белого цвета, белых водных цветов (кувшинок, лилий, лотосов), из деревьев — ивы, из птиц — белых лебедей (гусей, фламинго, аистов) и белых петухов, из зверей — оленей (ланей). Двойственность — атрибут фантазии и меланхолии. Диада также символ молвы, так как она переменчива надвое; еще ее называли движением.
Троица — первое порождение Двоицы, начинающее уходящий в бесконечность ряд чисел, символизирующий недостаток и ущербность двух основных порождающих сил в этом ряду. Она же первое нечетное число, не делимое на два, которое безгранично (не имеет предела). Как говорил Пифагор, целое и «все вещи» определены тремя: начало, середина и конец. Они содержат число целого, и при этом — троицу. Плоскость соответствует тройке. Она является и основой трехмерного пространства — длины, ширины и высоты. Триада — одна из сторон эпитрита и одна из составляющих пропорции золотого сечения. Триада — «воздушный, небесный знак» . Она — основа трех времен года: роста, цветения и плодоношения.
Четверица — первоначало первого квадрата и первого тела — пирамиды (объемное тело вообще соответствует четверице), одна из сторон эпитрита. Тетрактида — основа десятки, так как из суммы первых четырех чисел рождается десятка (1 -1 -2+3+4=10), основа гармонии и системы музыкальных интервалов — 2 к 1 (октава), 3 к 2 (квинта) и 4 к 3 (кварта), она — прообраз 4 стихий — огня, воздуха, воды и тверди, 4 сторон света (запад, восток, север и юг) и 4 измерений телесного мира, существующего в трехмерном пространстве и одномерном времени, 4 времен года, 4 возрастов жизни (ребенок, юноша, муж и старец), учебного квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), четырех способностей души (четырех психических энергий: познавательной, ощутительной, наития и мнения).
Пятерка — число, порожденное первым четом и первым нечетом (2+3=5), само рождает декаду (5+5=10). Пятерка — одна из сторон эпитрита (3, 4, 5) и одна из частей золотого сечения (3, 5, 8). Божественная пропорция золотого сечения возникает в пятиугольных формах симметрии — Пентагоне, пятиконечной звезде, пятилепестковом цветке, которые были некогда выбраны символами пифагорейского тайного союза, а позднее присвоены другими. Пятиугольные формы симметрии, а также логарифмическая спираль, графически выражающие ряд чисел и пропорцию, дающую самое загадочное иррациональное число, отражали согласно учению Пифагора глубинные сокровенные соответствия, лежащие в основе развития и развертывания вселенной, эволюции космоса.
Шестерка — первое число, которое приобщается ко всей числовой природе, ибо оно порождается произведением или суммой числового принципа (монады), первого четного (диады) и первого нечетного (триады) чисел (1+2+3=1 x 2 x 3=6). Будучи поделенным любым образом, получает одинаковую потенцию отнятых и остающихся (6: 1=2 x 3; 6: 2=1 x 3; 6: 3=1 x 2). Это число совершенное, так как оно получается при любых комбинациях (6: 2=1 x 3; 6— 2=1+3). Произведение двух шестерок дает большую тетрактиду (6 x 6=36). Гексактида является «водным знаком» . Шестерка — символ ненасытности, невоздержанности в еде и питье, пустого тщеславия.
Семерка — не имеет одного и того же родителя (1+1=2; 2+2=4; 3+3=6; 4+4=8; 5+5=10) и не порождает других простых чисел. Она — символ надлежащего момента (рождения, зрелости и завершения), богини Афины, которая лишена матери и приснодева. Семь — число порядка Солнца в Космосе. Семь — также «водный знак» . Октава — порожденное тетрактидой число (4+4=8), сопричастно музыкальной гармонии из восьми тонов. Интервалы между 8 сферами космоса составляют октаву и гармонию. В каждой сфере сидит сирена и поет в определенной тональности. Бог небесной гармонии Аполлон. Восьмерка более всех причастна телесному миру, уступая лишь двойке. Она — одно из чисел божественной пропорции золотого сечения (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ). Девятка — равностно рав- ностное число и признак справедливости, ибо порождено одним и тем же родителем, первым нечетом (9=3 x 3=3+3+3). Девятка — символ титана Крия и титанидов Астрая, Палланта и Персая.
Десятка— совершенное число, заключающее в себе всю природу чисел (5+5=10). Это — символ Космоса пифагорейцев из десяти сфер. Природой числа Пифагор считал декаду, так как все эллины и все варвары считают до десяти, а дойдя до десяти, опять сворачивают к единице. А потенция десяти, говорит он, заключается в четырех и четверице (1+2+3+4=10). • Пифагор и его школа — первоисточник божественной пропорции золотого сечения (1: 2=3: 5= 5: 8=8: 13 и т. д. ). • Эта пропорция была названа Пифагором божественной, ибо она выражает сокровенные глубинные соответствия, присущие эволюции космоса. Спираль, построенная Пифагором по числам этой пропорции, есть символ движения, развития и развертывания вселенной. Смысл эзотерической геометрии Пифагора состоял в обнаружении принципов, на которых основаны красота и порядок в природе. Божественная пропорция лежит в основании многих совершенных видимых форм вселенной — цветов, морских звезд, раковин.
seminar_2.pptx