античность.pptx
- Количество слайдов: 47
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периодизация античной философии 1. Натурфилософский период: VI – V вв. до н. э. (досократики) 2. Классический период: конец V – конец IV вв. до н. э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) 3. Эллинистический период: конец IV в. до н. э. – VI в. н. э. (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)
Ранняя греческая философия Милетская школа Эфесская школа Пифагорейская школа Атомистская школа
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Фалес — древнегреческий мудрец, которого называют первым философом Древней Греции. В молодости много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии, где приобрел познания во многих областях. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, ин женером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя»
АНАКСИМАНДР • древнегреческий мудрец, ученик Фа леса Анаксимандр изобрел. солнечные часы (гномон), первым в Греции со ставилгеографическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. • Первооснова (архэ) – апейрон (беспредельное) • Апейрон – первовещество, он вечен, бесконечен, подвижен • Все возникает в результате обособления от апейрона теплого, холодного, сухого и влажного, из их сочетаний возникают 4 стихии (элемента): огонь, вода, воздух, земля, все вещи состоят из 4 элементов. • Апейрон – божественный закон, управляющий миром • Все в мире происходит согласно необходимости • Считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, чем положил начало теории небесных сфер. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб). Анаксимандр первым ввел учение о бесчисленности миров.
АНАКСИМЕН • Первооснова – воздух • Все возникает в результате сгущения и разряжения воздуха • Сгущение приводит к образованию воды и земли, разряжение – к образованию огня • Воздух – божественный, управляет всем, как душа управляет телом
ЭФЕССКАЯ ШКОЛА • ГЕРАКЛИТ древнегреческий мудрец. Несмотря на то что он принадлежал к царско жреческому роду, жил бедно и одиноко Гераклит — стихий ный материалист и основоположник диалектики. • Первоначалом всего су щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая» . • Принципиальная особенность мира состоит в его по стоянной изменчивости: все течет» , «нельзя « дважды войти в одну и ту же реку» . Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един стве и в вечной борьбе ( «борьба — отец всего и царь над всем» ). • Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги» , и, наоборот, «душам смерть — воде рождение» . Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра зум — это Огонь (Логос). У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он час то сокрушался из за несовершенства человека).
ПИФАГОРЕЙЦЫ 4 • ПИФАГОР – философ, математик. • По убеждению Пифагора, числа – это основа мира. • Нечётные числа (начиная с 3) – мужские, чётные – это женские, супружество – это число 5 (2+3). • Число 4 считалось святым, им заклинали и клялись. Шестёрка была символом совершенства, десятка отождествлялась с гармонией, а самым священным считалось число 36. • Пентаграмма (звезда) стала символом пифагорейцев, воплощением здоровья и стихий (воды, земли, воздуха, огня и эфира). • Пифагорейцы, придавали большое значение воспитанию и образованию юношества и разработали обширную систему педагогических методов. • Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех событий. 36 2+3 = семья
АФОРИЗМЫ ПИФАГОРА • Начало есть половина всего • Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать? ". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал? " • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле • Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем • Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые смотреть • Пьянство есть упражнение в безумстве
АТОМИСТСКАЯ ШКОЛА ДЕМОКРИТ Основа бытия: атомы. Атом - неделимый. Свойства атома: неделимость, неизменность, вечность, наличие размера, формы, движение. Движение атомов также вечно как и сами атомы. • Главным условием движения атомов является пустота. В силу бесконечности пустоты и бесконечного множества атомов существует множество миров, возникающих в результате движения атомов. • Т. о. , Демокрит утверждал необходимость существования множества, движения и пустоты.
СОФИСТЫ • Софист – от греч. мудрец, учитель мудрости • Софистов не интересовала истинность отстаиваемых положений, они заботились только о личной выгоде. Деятельность софистов сводилась к демонстрации их способности убеждать людей с помощью искусства слова. Нередко софисты прибегали к различным уловкам, запутывая собеседников (софизмы) • Родоначальники Прагматизма – учения, согласно которому истинным является то знание, которое полезно и выгодно человеку в его деятельности.
Основоположник софистики: Протагор из Абдер (480 – 411 гг. до н. э. ) Основной тезис: «Человек есть мера всех вещей» Основные принципы софистики: • Релятивизм – утверждение относительности всех знаний, норм морали, ценностей. Отрицание абсолютной истины. «Лекарство для больного полезно, для здорового вредно» • Субъективизм – сведение содержания знания к субъективным восприятиям. Отрицание объективной истины. «Что кажется одному, то и существует, а что кажется другому, то для него тоже существует» • Скептицизм – сомнение в достоверности любых знаний. «Можно доказать истинность и ложность одного и того же с равной степенью убедительности» .
Примеры софизмов
КИНИЗМ (ЦИНИЗМ) • Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас положенном на нем гимнасии 1 «Киносарг» ( «Зоркий пес» или «Бе лая собака» ), где занимались первые киники ( «кюникос» — «соба чий» ), отсюда названия кинизма — «собачья философия» , «собачья школа » . • Основоположник кинизма — Антисфен • Самый знаменитый киник — Диоген Синопский • Философия киников — философия отщепенцев, которые сознательно ставили се бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. • Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей. • Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение» , пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на чали пропаганду осмополитизма, называя себя «гражданами мира» . Формулу страшного к проклятья «без общины, без дома, без оте чества» Диоген применяет к себе с ордостью. г • «Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца рей, и частных людей. . . Стыд, чувство приличия и умеренности долж ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица. . . На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне» . • Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто иков ; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо собствовал становлению христианских идеалов скетизма. а
СОКРАТ Главным способом философствования была для него непосредственная беседа, диалог. «Познай самого себя» . Главный интерес –человек. Философия – это учение о том, как правильно жить Знание – это усмотрение общего для определенного класса вещей, т. е. знание выражается в понятии о предмете. Этический рационализм – учение согласно которому основой нравственных поступков является знание, разум.
Виды добродетелей: • Умеренность • Мужество • Мудрость • Справедливость Цель философии: определить данные понятия «Я знаю, что ничего не знаю» Осознание собственного незнания - есть главное условие познания. Майевтика (родовспоможение) – сократический метод, направленный на извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов. Два этапа: 1) Сократ просил разъяснить суть предмета в котором собеседник считался специалистом, но, задавая вопросы показывал, что он ничего не знает. 2) Совместная попытка определения сущности предмета. Главная задача Сократа: побудить людей к поиску истины
ПЛАТОН (АРИСТОКЛ) Основоположник объективного идеализма Мир идей – мир истинно сущего бытия Мир вещей – мир неистинно сущего бытия Материя – небытие, ничто Т. о. мир вещей – единство противоположностей бытия и небытия, неизменного и изменчивого, единого и много, совершенного и несовершенного ДИАЛЕКТИКА
Типы государств по Платону (по мере предпочтения) • Аристократия – правление лучших, власть «знающих» • Тимократия – власть честолюбцев, правление знати, стажей-воинов • Олигархия – правление богатого меньшинства. Главное зло олигархии: раскол общества на богатых и бедных. • Демократия – власть бедного народа. Главный недостаток: отсутствие порядка, законности, произвол. • Тирания – несправедливая власть одного. Наихудшее государство, т. к. все оказываются в зависимости от произвола тирана.
Правители:
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО по Платону
Государство по Платону • Общество делится на три сословия: правителей философов, стражей воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим. • Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т. д. • Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально политическое место женщины в структуре общественной жизни. • Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
МИФ об АНДРОГИНАХ
МИФ о ПЕЩЕРЕ Начало мифа – это описание места действия: «подземное жилище, наподобие пещеры» . Там находятся люди в крепких оковах, что не позволяют им обернуться к свету или оглянутся по сторонам. Эти люди видят только то, что прямо перед ними. Они находятся лицом от огня и света, который он дает. Рядом проходит стена, за которой другие, свободные люди несут разные вещи: статуи, предметы обихода и роскоши. Люди, что являются узниками пещеры, видят не сами предметы, а лишь их тени. Они рассматривают их, дают названия, но их настоящий вид, цвет, сама суть предметов им недоступны. Так же и звуки, которые они могут услышать, заключенные в оковы люди ошибочно приписывают теням. Они не видят истинных предметов, а лишь тени и свое представление о них.
МИФ о ПЕЩЕРЕ Платон признает, что есть высокая вероятность того, что освобожденный узник пещеры сможет понять и принять суть настоящих предметов, оставив тени их как ошибочное восприятие. Но что будет, если узник вернется назад? Платон приходит к мысли, что, вернувшись в пещеру, бывший освобожденный попытается раскрыть глаза своим сотоварищам. Будет ли он принят и понят ними? К сожалению, нет, он для них будет смешным и безумным до той поры, пока его глаза не привыкнут к мраку и тени снова не заступят на место реальных очертаний. Более того, его закованное в вечные оковы окружение будет считать, что его свобода и пребывание вне пещеры сделали его нездоровым и что им самим не стоит стремиться к освобождению. Таким образом, Платон объясняет стремление к высшей идее индивидуумом и отношение общества к этому стремлению.
«Миф о пещере» Платона Смысл явный и скрытый Миф, который не является даже отдельным произведением, стал достоянием философии. Вот наиболее обоснованные и явные аспекты смысла мифа: • Тени видимы органами чувств, голоса слышимы ими же. Но необходимо приложить усилия, чтобы понять суть вещей. Именно сверхчувственность есть приложение умственных усилий; • Государство как оковы, ограничения; • Человек видит тень, но не видит предмет. Свои впечатления он проецирует на тень, так отклик заменяет само понятие. • Равнение только на органы чувств – ограниченное, аскетическое бытие. Умственные усилия для оценки увиденного – сверхчувствительное восприятие, философичная оценка.
АРИСТОТЕЛЬ • • Ученик Платона Воспитатель Александра Македонского Создатель Ликея (Лицей) Перипатетическая школа (прогуливающиеся) Классификация наук • Теоретические науки – математика, первая философия (метафизика), вторая философия (физика) • Практические науки – этика, экономика, политика • Творческие науки – риторика, поэтика, музыка • Логика (полностью разработал) «мышление о мышлении» . Логика – это органон (орудие), которое он использует для доказательства всех своих положений.
ФИЛОСОФИЯ Аристотеля (материализм) Поскольку бытие не есть «чистые идеи» ( «эйдосы» ), а их материальное отражение ( «вещи» ), возникает вопрос: что такое бытие? • Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). • Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. • Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. • Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.
учение о причинах и первоначалах всего сущего (Аристотель) • Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего» . Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). • Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что» . Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. • Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда» . Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. • Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего» . У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Формы государственного правления по Аристотелю Правильный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: • Монархия (греч. monarchia единовластие) форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. • Аристократия (греч. aristokratia власть лучших) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. • Полития Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах умеренность, в имуществе средний достаток, во властвовании средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» . Неправильный строй, при котором преследуются частные цели правителей: • Тирания монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. • Олигархия соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. • Демократия выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Охлократия (власть толпы) – крайняя демократия В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
Государство по Аристотелю • Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство это совершенный союз свободных людей. • Государство это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона. Виды власти: 1 власть законосовещательная 2 власть управления 3 власть судебная • Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. Допустима систем наказаний. Цель заставить следовать добродетели. Законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание это лечение, а лечение производится противоположным приятному. • Задачи наказания общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т. д. • За незнание закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов результат небрежности. • Пьяный несет двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.
ЭЛЛИНИЗМ Особенности: • 1. Развитие практической философии этики • 2. Эвдемонизм – учение, согласно которому целью человеческой жизни является достижение счастья • 3. Эвдемония – счастье, суть его в атараксии (состояние спокойствия и невозмутимости души) • 4. Основная задача философии выявление способов достижения индивидуального счастья
ЭПИКУРЕИЗМ • Основоположник: Эпикур. На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение» . • Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!» • Этика у Эпикура – учение о достижении счастья • Главным условием достижения счастья является УДОВОЛЬСТВИЕ, НАСЛАЖДЕНИЕ – гедонэ – ГЕДОНИЗМ • Удовольствие – это отсутствие страданий • Страдания души тяжелее, чем страдания тела • Удовольствия души значительнее удовольствий тела
Виды удовольствий (по Эпикуру) • 1. естественные и необходимые для жизни • 2. естественные, но не необходимые • 3. не естественные и не необходимые Счастлив тот, кто стремится к первому виду удовольствий, а от остальных воздерживается Живи незаметно индивидуализм
Виды желаний Примеры Должное отношение Естественные и необходимые Простая еда, питье, одежда и т. п. Необходимо удовлетворять Дружба, занятия науками Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, изысканная еда и т. п. Почет, слава Полный отказ
Эпикур (афоризмы) Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Смерть для человека — ничто, так как, когда мы Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. присутствует, тогда мы не существуем. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Для получения больших наслаждений необходимо себя Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего ограничивать. ***** Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
СТОИЦИЗМ Основоположник: Зенон из Китиона Последователи: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий (Рим) • Этика у стоиков – учение о счастье. При этом: • Удовольствие не является истинным благом, а страдание – истинным злом. И то, и другое может быть основой и добра, и зла. Удовольствия и страдания не находятся в нашей власти. • Главное условие достижения счастья – жизнь в согласии с природой. • Закон природы в отношении человеческой жизни выражается в виде судьбы, рока. • Судьба и определяет то, что выпадет на нашу долю. • Человеческая свобода заключается в том, чтобы выбирать свое отношение к тому, что преподносит судьба. • Противится судьбе не нужно, т. к. тот повинуется судьбе, того судьба ведет, а кто сопротивляется, того судьба тащит. • Основоположники Фатализма – учения, согласно которому все подчинено судьбе
СКЕПТИЦИЗМ • Основоположник: Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н. э. ) • Последователь: Секст Эмпирик (II в. н. э. ) Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп сис» , что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба ние» . Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т. е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Теоретическая философия скептиков была посвящена критике всех философских школ и обоснованию относительности человеческих знаний.
Этика скептицизма Пиррон: «Тот, кто хочет стать счастливым должен ответить на 3 вопроса» . 1. Из чего состоят вещи? (в чем сущность вещей? ) 2. Как к ним следует относиться? 3. Какую выгоду из этого отношения мы получим? Ответы Пиррона: 1. На первый вопрос невозможно дать ответ, т. к. каждая вещь есть это не в большей степени чем то. Т. е. мы не можем знать сущности вещей самих по себе, их природу. 2. Наше отношение должно состоять в воздержании от окончательных суждений о них. 3. Выгода состоит в атараксии (душевном спокойствии, невозмутимости).
Из жизни Пиррона
Заповеди семи мудрецов • • • • Мера лучше всего; Отца надо уважать; Удовольствие обуздывай; Силой не делай ничего; Врага народа считай супостатом; С женой не бранись и не любезничай при чужих; За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю; Родители всегда правы; Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам; О богах говори, что они существуют; Большинство людей дурны; Люби законы старые, а яства свежие; Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов; Знай себя; К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть; Обуздывай гнев; если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.