Скачать презентацию Античная философия окончание Сократ Платон Аристотель Сократ Скачать презентацию Античная философия окончание Сократ Платон Аристотель Сократ

Античная философия окончание.спа.ppt

  • Количество слайдов: 35

Античная философия (окончание) Сократ. Платон. Аристотель. Античная философия (окончание) Сократ. Платон. Аристотель.

Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н. э. ) § Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н. э. ) § Сократ - ироник, эротик, § § § майевтик Диалектический метод «Познай самого себя» Нет понятия, нет и знания Многознание есть зло Творить добро можно только зная, что такое добро Добродетель есть знание, а знание есть добродетель

Жизнь как проблема § Физика уступает место антропологии § Тайна мира у Бога, познанию Жизнь как проблема § Физика уступает место антропологии § Тайна мира у Бога, познанию доступен только сам § § § человек Философия - учение о том, как следует жить Эстетика: прекрасное то, что имеет смысл Сущность знания: понятие о предмете и достигается посредством определения понятия Мужество есть частный вид добродетели Благо полиса Сократ – медиатор между личностью и полисом

Метод Сократа § Диалектика – диалог § Диалектика - движение Логоса (слова) § Диалектика Метод Сократа § Диалектика – диалог § Диалектика - движение Логоса (слова) § Диалектика - движение мысли к пониманию идеи § Понятие - это то, что уже определено § Логос - мысль, получившая предел § Идея – есть в мыслях, но не определена

Ирония (игра слов) § «Я знаю, что я ничего не знаю» § Насмешка над Ирония (игра слов) § «Я знаю, что я ничего не знаю» § Насмешка над самонадеянностью человека § Против самого себя § Ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения

Майевтика (повивальное искусство) § Роды души, а не тела § Рождение истины § Вопросы, Майевтика (повивальное искусство) § Роды души, а не тела § Рождение истины § Вопросы, решение которых вело к истине § В диалоге вопрос побуждает душу собеседника знать

Индукция (неведние) § Никогда не доходить до истины. Двигаться к ней методом наведения (вопросы) Индукция (неведние) § Никогда не доходить до истины. Двигаться к ней методом наведения (вопросы) § Понять - определить цель движения мысли. § Истина - определена и выражена в понятии.

Ксенофонт, Платон и Сократ § 408 — 399 до н. э. § более 50 Ксенофонт, Платон и Сократ § 408 — 399 до н. э. § более 50 лет

Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. ) § § § § Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. ) § § § § Аристокл Кратил – ученик Гераклита Даже один раз нельзя войти в реку У вещей нет имени 387 г до н. э. Платоновская Академия Философия, математика астрономия естествознание, риторика «Негеометр да не войдет!» .

Идеальное государство § § § § «Государство» , «Законы» , «Политик» Человек свободен только Идеальное государство § § § § «Государство» , «Законы» , «Политик» Человек свободен только в полисе Добродетельным и справедливым человек может стать только в совершенном государстве Экономическая теория происхождения государства разделение труда: Крестьяне – торговцы – ремесленники, воины, правители Рабы - говорящие орудия Женщины = мужчинам

Добродетели сословий § Добродетели соответствуют различным частям человеческой души § Мудрость – это добродетель Добродетели сословий § Добродетели соответствуют различным частям человеческой души § Мудрость – это добродетель правящего сословия философов-правителей § Мужество – это добродетель воинов-стражей § Умеренность и подчинение – добродетель крестьян, ремесленников, торговцев

Устранение проблем § Самостоятельный выбор сословия § § § невозможен Пресечение действий в личных Устранение проблем § Самостоятельный выбор сословия § § § невозможен Пресечение действий в личных интересах Отмена частной собственности для воинов и философов Обобществление жен и детей Контроль государства – «селекция» Цензура

Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо) § Монархия - форма правления, при которой верховная Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо) § Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу и передаётся по наследству § Аристократия (греч. aristos – лучшие, kratos – власть) - власть принадлежит знати. Государством должны управлять только избранные (лучшие) умы § Основная цель государства – сделать своих граждан добродетельными

Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих) § Тимократия – власть честолюбцев, одержимых самой Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих) § Тимократия – власть честолюбцев, одержимых самой идеей власти § Олиг. Архия – власть, основанная на богатстве. «Два государства – бедных и богатых» § Демократия – власть народа. Охлократия власть толпы, где главный закон своеволие § Тирания - власть одного над всеми. Тиран всегда является ставленником народа.

УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ» § § Эйдос Идеи — истинно-сущее бытие Идеи - общие абстрактные УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ» § § Эйдос Идеи — истинно-сущее бытие Идеи - общие абстрактные понятия, чистые логические формы Не являются продуктом деятельности мышления человека Вечные и неизменные образцы (эталоны) вещей Мир идей умопостигаем Разум - способность созерцания идей § § Безобразная вещь не имеет эйдоса

Материя § Хора - субстрат вещей, противостоящий их идее § Изменчивость, хаос, неопределенность § Материя § Хора - субстрат вещей, противостоящий их идее § Изменчивость, хаос, неопределенность § «Род пространства» § Лишена любой определенности § Только идеи способны организовать, придать форму и структурировать хаос

Дуализм § Тело — разложимо и смертно § Душа - вечна : § Разумное Дуализм § Тело — разложимо и смертно § Душа - вечна : § Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность § Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей § Страстное начало, выражающееся в бесчисленных желаниях человека

Демиург (мастер) § «Тимей» § «Творец и родитель Вселенной» , производящий и упорядочивающий физический Демиург (мастер) § «Тимей» § «Творец и родитель Вселенной» , производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью § Задача - привести каждую вещь «к согласию с самой собой»

Космогония § § § § «Божественное провидение» Творение – мировой разум (Ум) Мир - Космогония § § § § «Божественное провидение» Творение – мировой разум (Ум) Мир - «живое существо, наделенное душой и умом» Мировая Душа состоит из : предельного, беспредельного, их смеси Мировая Душа делится на два круга: внешний сфера неподвижных звезд, внутренний - сфера планет Время - «движущееся подобие вечности» Мировая Душа +Мировое Тело = четыре вида живых существ Высшие ( «ставшие боги» ) + Демиург = люди

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э. ) § § Физика Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э. ) § § Физика Этика Логика Метафизика - «то, что идет после физики» § «Мета» - «сверх» , «находящееся над чемлибо» § Учение о сверхчувственном, о предельных основах бытия.

 «Идея» и «вещь» § Существование вещи предполагает наличие § § идеи этой вещи «Идея» и «вещь» § Существование вещи предполагает наличие § § идеи этой вещи Идея вещи - внутри самой вещи Идея вещи - единична и сама вещь, но является обобщением всех частей вещи Организм вещи. При удалении части гибнет вся вещь Механизм вещи. При удалении части вещь остается целостной

Четыре причины бытия § Формальная - эйдос - «то, что» . ( «чтойность» ) Четыре причины бытия § Формальная - эйдос - «то, что» . ( «чтойность» ) § Материальная - «то, из чего» § Производящая (движущая) «то, откуда» § Целевая - «то, ради чего»

Материя + форма = бытие § § § Бытие - живая субстанция Материя - Материя + форма = бытие § § § Бытие - живая субстанция Материя - субстрат Материя - вечна, несотворима, неуничтожима инертна, пассивна § Небытие - бесформенная материя § Первичнооформленная материя – пять первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь, эфир (небесная субстанция) § Материя - потенциальная возможность вещи

Материя и форма – причины всех вещей § Форма — сущность предмета § Причина Материя и форма – причины всех вещей § Форма — сущность предмета § Причина - Ум-перводвигатель (Бог) – создатель формы разнообразных вещей из материи § Высшей целью является Благо

Перводвигатель § Неподвижен и бестелесен § Бог - чистый ум § Причина, сама себя Перводвигатель § Неподвижен и бестелесен § Бог - чистый ум § Причина, сама себя обусловливающая § Причина всех причин § Бог - высшая форма и первая сущность

Акт и потенция § Акт (энергия ) - деятельное осуществление чего-либо § Потенция (возможность) Акт и потенция § Акт (энергия ) - деятельное осуществление чего-либо § Потенция (возможность) - сила, способная к осуществлению § Энтелехия – конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность

Душа § Душа — это энтелехия тела § Тело имеет способность жить только в Душа § Душа — это энтелехия тела § Тело имеет способность жить только в соединении с душой § Форма, а не материя § Различает и познаёт сущее § Может ошибаться § Вечна и бессмертна

Познание § Чувственное восприятие - знание индивидуального § Опыт § Технэ (искусства) – знание Познание § Чувственное восприятие - знание индивидуального § Опыт § Технэ (искусства) – знание общего и причин § Науки § Философия (высшая из всех наук) исследование первопричин и сущего

Знание § Знание общего заложено в разумной душе потенциально § Разумная душа – это Знание § Знание общего заложено в разумной душе потенциально § Разумная душа – это мышление, ум § Знание общего присутствует в душе как возможность, которая может быть актуализирована, как посредством чувственных восприятий, так и активностью самого разума

Этика – человеческие качества § Добродетель — внутренний склад души, представляющий собой меру, между Этика – человеческие качества § Добродетель — внутренний склад души, представляющий собой меру, между двумя крайностями: избытком и недостатком § «Способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»

Добродетели § Добродетели ума (разумные) : мудрость, сообразительность, рассудительность § Добродетели характера § § Добродетели § Добродетели ума (разумные) : мудрость, сообразительность, рассудительность § Добродетели характера § § –нравственные: мужество — (отвага – трусость щедрость – (мотовство – скупость) правдивость — (хвастовство – притворство) стыдливость — (бесстыдство – робость)

Аристотель о государстве § § § § § Трактат «Политика» Государство (полис) – «политическое Аристотель о государстве § § § § § Трактат «Политика» Государство (полис) – «политическое общение» Человек – существо политическое Государство создается для того, чтобы жить счастливо Задача государства – счастье граждан и воспитание их в духе добродетели Государство основано на справедливости Право – регулирующая нора политического общения Рабство имеет естественную природную основу Наличие частной собственности Законы принимаются применительно к данному государственному строю, а не подгоняют государственное устройство к законам

Критерии правления §По количеству правящих - случайный §По цели правления (моральной значимости) Критерии правления §По количеству правящих - случайный §По цели правления (моральной значимости)

Формы правления § Правильные (цель § Неправильные (цель § § правления - общее благо) Формы правления § Правильные (цель § Неправильные (цель § § правления - общее благо) : монархическое правление; аристократическое правление; полития - власть большинства (средние собственники) «добродетель есть середина» § § правления - благо правящих) : тирания монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олиг. Архия - выгоды состоятельных граждан; демократия - выгоды неимущих

Государственное устройство: § Законосовещательный орган рассматривает дела государства; § Должности – какие, чем должны Государственное устройство: § Законосовещательный орган рассматривает дела государства; § Должности – какие, чем должны ведать, способ их замещения; § Судебные органы