Философия Древней Греции.ppt
- Количество слайдов: 14
Античная философия
Мыслительная область отражает ту ситуацию, которая спонтанно складывается в социально-исторической действительности Социально –историческая основа древнегреческой философии – рубеж двух общественно-исторических формаций - общинно-родовой и рабовладельческой. Мифология • Когда возникает вопрос о мире в целом, этот мир стремятся объяснить исходя из знакомых и интуитивно понятных людям родственных отношений Философия • Пусковой механизм философии – сомнение в имеющихся объяснительных схемах • «Ничего не принимать на веру. До всего доходить своим разумом» • Выработка абстрактных обобщенных категорий, призванных объяснить окружающий мир
Космоцентризм древнегреческой философии Категории Материя и идея (форма) Космос ( тоже состоит из материального и духовного начала, движется внутри себя, он подчинен необходимости, внутреннему закону и одновременно свободен, т. к. кроме него ничего нет). Античные представления о мироздании Один из первых вопросов об устройстве мироздания. «Из чего все состоит? » «Как оно работает? » Различение материи и формы Материальное начало и формальное начало Аналогии в социальной жизни – раб и рабовладелец
Этапы развития древнегреческой философии 1. Натурфилософия (досократовский) 2. Классический 3. Эллинистический
1. Греческая натурфилософия (досократовский этап) материя • Милетская школа – поиск «архэ» - «первовещества» , первостихии, из которой состоит космос. Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр • форма • Пифагорейская школа «Число» – это то, что оформляет, дифференцирует материю. В основе совершенного космоса лежит количественная гармония
Досократический этап (продолжение) материя • Школа атомистов Представители Демокрит, Левкипп Идеи: мир состоит из атомов, мельчайших, неделимых частиц (бытие), между частицами – пустота (небытие) Мир, кажущийся единым на самом деле множественен Два рода познания мира : 1) посредством чувств; 2) посредством умозрения (разумом) форма • Элейская школа Представители Зенон, Парменид Идеи главный тезис «Бытие есть, небытия нет» Почему? ? ? • «Небытие немыслимо, значит его нет» . • Бытие едино, поскольку разделить его на части может только небытие • Радикально противопоставляет разумное и чувственное познание, «мнения» и «истину» • Множественность - это иллюзия, разнообразие окружающего мира на самом деле подчинено единству. Только мышление способно постичь это единство. • « Бытие неподвижно, поскольку движения нельзя помыслить без противоречия» Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» , «летящая стрела»
Классический период: софисты / Сократ, Платон, Аристотель
Софисты и Сократ Софисты – учителя риторики Представители: Протагор и Горгий (5 v до н. э. ) Идеи: • «Человек есть мера всех вещей…» - релятивизм (относительность в познании) • Истина – это то, что допущено самим • сознанием • Скептицизм (существует только мир мнений) • Софизмы- мнимые доказательства Сократ • «Познай самого себя» • Особенности философии • 1) этический рационализм (добродетель есть знание) • 2) разговорный, диалектический характер философского поиска • 3) ирония • 4) майевтика (философ не является источником знания, а помогает при рождении знания)
Платон (427 -347 г. до н. э. ) Аристотель (384 -322 г. о н. э) 1) Учение об идеях (объективный идеализм) 2) Учение о душе 3) Учение о государстве 4) Учение о познании • 1) Философия как метафизика • 2) Идеи в вещах как их движущая сила • 3) Учение о причинах вещей • 4) учение о государстве ( «человек это политическое животное» )
Эллинистический период
• Философские школы периода эллинизма: Стоицизм Представители Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Сенека (4 г до н. э – 65 г н. э), Марк Аврелий (121128 г н. э) Идеи: • Способы достижения самообладания перед лицом житейских невзгод «Измени себя и мир изменится» • Добродетель не в познании и счастье, а в покое, безмятежности , апатии • Цель человека - жить «в согласии с природой» . • Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. • Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделе ние и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением «
Эпикуреизм «Четвероякое лекарство» • не должно бояться богов не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет» . благо легко достижимо. • зло легко переносимо. • • Представители Эпикур (341 -270 г. до н. э. ), Лукреций Кар • Цель человеческой жизни - получать удовольствие. для счастливой жизни человеку необходимо: 1)отсутствие телесного страдания; 2)невозмутимость души (атараксия); 3) дружба. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Философия Древней Греции.ppt