Скачать презентацию Античная философия Классический период Софисты Классический сократический Скачать презентацию Античная философия Классический период Софисты Классический сократический

6-АФ-Софисты.pptx

  • Количество слайдов: 22

Античная философия Классический период Софисты Античная философия Классический период Софисты

Классический (сократический) период • Середина Y – конец IY вв. до н. э. • Классический (сократический) период • Середина Y – конец IY вв. до н. э. • Время расцвета древнегреческой философии Основные направления: Ø Философско-просветительская деятельность софистов Ø Философия Сократа Ø Философия Платона Ø Философия Аристотеля 2

Особенности • Меньше уделяли внимания поиску идей первоначала • Допускали участие богов в создании Особенности • Меньше уделяли внимания поиску идей первоначала • Допускали участие богов в создании природы и Космоса • Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего • Проявили интерес к проблеме человека, общества, государства • Диалого-доказательный метод философствования • Внесли вклад в развитие логики • Вели практическую философско-просветительскую деятельность 3

 • Становление и укрепление демократического общества • Изменения интеллектуального климата • Совершенно иная • Становление и укрепление демократического общества • Изменения интеллектуального климата • Совершенно иная философия • Изменение методов исследования • Статус философии подвергся трансформации • Из мудреца созерцателя, философ превратился в служащего 4

СОФИСТЫ (акмэ – 444 гг до н. э. ) • Софист – знаток, мастер, СОФИСТЫ (акмэ – 444 гг до н. э. ) • Софист – знаток, мастер, художник, мудрец • Платные учителя философии, риторики эристики • Софист - это слово приобрело и сохраняет до сих пор предосудительный смысл 5

Представители: • Старшие софисты ( Y в. до н. э. ): Ø Протагор, Горгий, Представители: • Старшие софисты ( Y в. до н. э. ): Ø Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий • Младшие софисты: Ø Ликофрон, Алкидамант, Трассимах 6

 • Двоякое отношение общества к деятельности софистов • Завершается блок космоцентризма совершается поворот • Двоякое отношение общества к деятельности софистов • Завершается блок космоцентризма совершается поворот к человеку. • Красноречие - необходимый жизненный компонент полиса • Ничего не писали • помогли открытию законов логики • Не представляли единой школы • их объединяло: Ø профессиональное преподавание Ø предмет и метод их философствования. 7

Первыми ставят вопрос о действительности • • В состоянии ли наше сознание познать мир? Первыми ставят вопрос о действительности • • В состоянии ли наше сознание познать мир? АГНОСТИКИ - мир не познаваем, РЕЛЯТИВИСТЫ - в мире все относительно. Нет объективной истины, она зависит от многих факторов: места, времени, условий и самого человека, т. е. субъективна • Доводят до крайности относительность знания, которую переносят на нравственность 8

 • Не занимались природой, четко разделяя то, что существует по природе и то, • Не занимались природой, четко разделяя то, что существует по природе и то, что существует по установлению • Первыми в истории античной философии поставили человека в фокус мировоззренческих изысканий. 9

 • Наиболее прогрессивное влияние софизма на философскую, религиозную и общественную жизнь видеть в • Наиболее прогрессивное влияние софизма на философскую, религиозную и общественную жизнь видеть в том, что он по своей сути антидогматичен, а следовательно, способен подтолкнуть человека к самостоятельному поиску в противовес слепой вере в авторитеты. 10

ПРОТАГОР (481 -411 гг. до н. э. ). • Самый видный представитель • его ПРОТАГОР (481 -411 гг. до н. э. ). • Самый видный представитель • его можно назвать основателем данного направления • мастер полемики, вольнодумец • написал свод законов для Афин. 11

Протагор обосновал основную тему учения софистов: • Концепция Демокрита: атомы меняют всю конфигурацию – Протагор обосновал основную тему учения софистов: • Концепция Демокрита: атомы меняют всю конфигурацию – все меняется. • Концепция Гераклита: ничего не существует само по себе, все качества относительны. – Кроме того все меняется, переходит в свою противоположность. • Где истина ? • Вывод: так как об одном и том же предмете мы можем сказать два противоположных мнения, – то значит все истина. 12

 • Если все истина, то человек свободен, свободен выбирать - и отсюда вывод: • Если все истина, то человек свободен, свободен выбирать - и отсюда вывод: «Человек есть мера всех вещей, существующих, потому что они существуют, и не существующих, потому что они не существуют» . • Человек сам выбирает что хорошо, а что плохо. • Бессмысленно ставить вопросы. • Протагор не вводит критерий. 13

ГОРГИЙ (483 до н. э. — 380 г. до н. э) • один из ГОРГИЙ (483 до н. э. — 380 г. до н. э) • один из первых ораторов нового типа — не только практик, но и теоретик красноречия • утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. 14

ВСЕ ЛОЖНО • Ничего не существует, если есть что-то существующее, то оно непознаваемо, – ВСЕ ЛОЖНО • Ничего не существует, если есть что-то существующее, то оно непознаваемо, – если даже познаваемо, то невыразимо и невыяснимо. • Любые представление о добре и зле созданы людьми, – а следовательно искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру. 16

 • Теоретическое открытие: Øслово - носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его • Теоретическое открытие: Øслово - носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. ØРиторика это искусство убеждения 17

18 18

главный вопрос: о соотношении мира и знания • мир не познаваем, в мире все главный вопрос: о соотношении мира и знания • мир не познаваем, в мире все относительно • действительность существует только в мыслях человека. 20

Значение • критически взглянули на окружающую действительность, • распространили большое количество философских и иных Значение • критически взглянули на окружающую действительность, • распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан всех сословий • первые просветители 21

Кризис, а затем упадок афинской демократии стал почвой для всеобъемлющего духовного кризиса, в развитее Кризис, а затем упадок афинской демократии стал почвой для всеобъемлющего духовного кризиса, в развитее которого внесли свой вклад и поздние софисты. 22

 • Вместе с тем эти болезненные явления сыграли роль своеобразного вызова времени, ответом • Вместе с тем эти болезненные явления сыграли роль своеобразного вызова времени, ответом на который стал небывалый духовный подъем, правда в узком локализованном кругу интеллектуалов – и в первую очередь он связан с именами СОКРАТА и ПЛАТОНА.