Скачать презентацию АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТАПЫ развития ЗАРОЖДЕНИЕ VI-V вв до Скачать презентацию АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТАПЫ развития ЗАРОЖДЕНИЕ VI-V вв до

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИИ.ppt

  • Количество слайдов: 26

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТАПЫ развития ЗАРОЖДЕНИЕ VI-V вв. до н. э. КЛАССИЧЕСКИЙ V-IV вв. до АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТАПЫ развития ЗАРОЖДЕНИЕ VI-V вв. до н. э. КЛАССИЧЕСКИЙ V-IV вв. до н. э. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ IV в. до н. э. - VI в. н. э.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МИЛЕТСКАЯ (ИОНИЧЕСКАЯ) ЭЛЕАТСКАЯ СОФИСТЫ АТОМИСТЫ ПИФАГОРЕЙСКАЯ СТОИКИ ЭПИКУРЕЙЦЫ скептики АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МИЛЕТСКАЯ (ИОНИЧЕСКАЯ) ЭЛЕАТСКАЯ СОФИСТЫ АТОМИСТЫ ПИФАГОРЕЙСКАЯ СТОИКИ ЭПИКУРЕЙЦЫ скептики

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (Ионийская школа физиков) VI-V вв. до н. э. Объект исследования: Природа (мир, МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (Ионийская школа физиков) VI-V вв. до н. э. Объект исследования: Природа (мир, космос) – вечное, самоценное, подвижное, развивающееся, созидательное целостное образование. Предметы исследования: Единое общекосмическое начало (первооснова мира) Познавательные способности человека Проблемы: 1. Что является первоосновой мира? 2. Что есть движение? 3. Каковы его причины? 4. Каким образом человек познает мир?

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА учение о физической материи первооснова мира 1. Фалес Милетский Вода 2. Анаксимандр МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА учение о физической материи первооснова мира 1. Фалес Милетский Вода 2. Анаксимандр Апейрон 3. Анаксимен Воздух 4. Гераклит Огонь

Гераклит - основоположник диалектики и гносеологии (520 -460 гг. до н. э. ) Единый Гераклит - основоположник диалектики и гносеологии (520 -460 гг. до н. э. ) Единый закон мироздания: 1. Все сущее состоит из противоположностей. 2. Противоположности ведут борьбу, переходят в друга, сливаются воедино. 3. Борьба противоположностей – источник движения. Принцип всеобщей изменчивости и движения мира Все течет, все изменяется

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА Пифагор Филолай (V-IV вв. до н. э. ) 1. Число - первооснова ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА Пифагор Филолай (V-IV вв. до н. э. ) 1. Число - первооснова всего сущего. 2. Соотношение чисел – источник гармонии космоса. 3. Космос – целостное физико – геометрическое акустическое образование.

ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА Ксенофан Парменид Зенон основоположники онтологии (конец VI - середина V вв. до ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА Ксенофан Парменид Зенон основоположники онтологии (конец VI - середина V вв. до н. э. ) Первооснова мира – БЫТИЕ Ø Небытие то, о чем нельзя мыслить. Ø То, что мыслимо, есть бытие (мышление тождественно бытию). Ø Бытие едино, неделимо и неподвижно. ПРОБЛЕМЫ: ü отношение бытия и небытия; ü отношение бытия и мышления.

ШКОЛА АТОМИСТОВ Левкипп Демокрит (основоположники материализма) • небытие - пустота; • бытие – бесконечная ШКОЛА АТОМИСТОВ Левкипп Демокрит (основоположники материализма) • небытие - пустота; • бытие – бесконечная совокупность • атомов различной формы и размеров; движение - всеобщее свойство атомов, образуемых ими вещей и мира в целом; • движение присуще изначально и не • привносится в бытие внешними причинами; причина всего сущего – движение и столкновение атомов. Демокрит 460 -370 гг. до н. э.

ШКОЛА СОФИСТОВ Протагор Горгий (вторая половина V вв. до н. э. ) отрицательная диалектика ШКОЛА СОФИСТОВ Протагор Горгий (вторая половина V вв. до н. э. ) отрицательная диалектика – метод доказательства, основанный на преднамеренном нарушении законов логики Предметы исследования: Ш всеобщие законы, формы и методы мышления; Ш виды и правила доказательства; Ш проблема Человека. Человек - мера всех вещей

Сократ (469 -399 гг. до н. э. ) ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: душа человека, содержащая понятия Сократ (469 -399 гг. до н. э. ) ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: душа человека, содержащая понятия и познающая посредством их сущность вещей и их место в мире, отношение человека к самому себе «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» ПРОБЛЕМЫ: 1. Этические (добро, зло, справедливость). 2. Гносеологические (истина как основа конкретного действия). 3. Логико-методологические (методы достижения истины, способы определения понятий, роль индукции в их формировании). Майевтика (положительная диалектика) - метод поиска объективной истины путем последовательного обнаружения противоречий и их снятия.

Платон основоположник объективного идеализма, создатель исторически первой всеобъемлющей философской системы и концепции государства ПРОБЛЕМЫ: Платон основоположник объективного идеализма, создатель исторически первой всеобъемлющей философской системы и концепции государства ПРОБЛЕМЫ: 1. 2. 3. Онтологические. Гносеологические. Этические. 4. Эстетические. 5. Социально-политические 427 -347 гг. до н. э Центральная проблема Соотношение идеального и материального

Онтология Платона НАЧАЛА (ПЕРВООСНОВА) МИРА: 1. Идеи – бестелесные, неизменные и совершенные образцы всего Онтология Платона НАЧАЛА (ПЕРВООСНОВА) МИРА: 1. Идеи – бестелесные, неизменные и совершенные образцы всего возникающего и изменчивого, подлинно сущие вещи, умопостигаемое вечно тождественное подлинное бытие. 2. Материя – качественно отграниченный от идей лишенный вида и качества субстрат, призванный воспринимать отпечатки идей. 3. Душа мира (Бог) – первоначало всего сущего, активная творческая сила, связывающая в целостную систему мир идей и мир материальных вещей, заставляющая вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах.

Онтология Платона варианты соотношения идеального и материального миров 1. Подражание – стремление вещей к Онтология Платона варианты соотношения идеального и материального миров 1. Подражание – стремление вещей к идеям, эрос как любовь к идеальному и совершенному. 2. Причастность - вещь возникает благодаря сопричастности к особой сущности – мировой душе. 3. Присутствие – вещи становятся сходными идеям благодаря их присутствию в вещах. Целостное единство мира определяется надсистемным началом, единым Творцом мировой душой (Богом).

Категории гносеологии и этики Платона 1. Душа – вечное, сотворенное единожды мировым умом образование, Категории гносеологии и этики Платона 1. Душа – вечное, сотворенное единожды мировым умом образование, способное вбирать в себя идеи и переселяться из одного тела в другое, устремляться к мировой душе - Демиургу. 2. Душа способна вспоминать то, что созерцала в мире идей и в предыдущей жизни. 3. Благо – идея всех идей, находящаяся в центре мироздания и на вершине иерархии идей, единый источник красоты и гармонии, цель и нравственный образец, к которому все должно стремиться, чтобы обрести бытие и существование.

Платон структура души: Разум, воля (страсть), вожделение (благородные и негативные желания ) № 1. Платон структура души: Разум, воля (страсть), вожделение (благородные и негативные желания ) № 1. Типы души Сословие Мужественный стремление к ремесленники, наслаждениям 2. Вожделенный Содержание торговцы, крестьяне воля, сила, стражники, воины мужество 3. Разумный благо людей, философы-правители справедливость государства

Платон социально-политические взгляды 1. Социальная справедливость – «заниматься своим делом и 2. 3. 4. Платон социально-политические взгляды 1. Социальная справедливость – «заниматься своим делом и 2. 3. 4. 5. 6. не вмешиваться в чужие» , служить Абсолютному Благу. Личные интересы каждого человека должны быть подчинены интересам общества и государства. Запрет правителям и воинам (стражникам) иметь семью. Общность имущества, жен и детей, воспитание подрастающего поколения государством. Жесткая цензура на все произведения искусства. Наказание за отступления от государственных законов, общей идеи вплоть до смертной казни.

Следствия и цель философии Платона ь исключалось наличие творческих и познавательных способностей у человека, Следствия и цель философии Платона ь исключалось наличие творческих и познавательных способностей у человека, который лишь выявлял и припоминал заложенные в природный материал идеи; ь исключалась возможность познания изменчивой природы и ее явлений; ь выдвижение идеи соединения деятельности человека по созданию вещей с познанием их начал – умопостигаемых идей, т. е. с научным знанием; ь фундаментальный философский ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ; принцип ЕДИНСТВА ь цель философии – вечное и неустанное искание истины и преобразование на её основе действительности.

Аристотель 384 -322 гг. до н. э основоположник логики, психологии, биологии, политэкономии, истории философии Аристотель 384 -322 гг. до н. э основоположник логики, психологии, биологии, политэкономии, истории философии и науки, эстетики, государствоведения ПРОБЛЕМЫ: 1. Онтологические. 2. Гносеологические. 3. Этические. 4. Эстетические. 5. Социально-политические

Онтология Аристотеля развитие материалистических взглядов 1. Идеи не обладают самостоятельным 2. Ø Ø Ø Онтология Аристотеля развитие материалистических взглядов 1. Идеи не обладают самостоятельным 2. Ø Ø Ø бытием и предшествуют вещам только логически. Причина всего сущего – единство деятельной формы и материи: деятельная форма – активное и вечное начало всего сущего, его внешняя оформленность и внутренняя структура, закон функционирования и развития; деятельный ум человека тождественен деятельной форме; материя – пассивное начало всего сущего, вечный неоформленный субстрат, тело в возможности; Принцип единства идеального и материального как активного и пассивного начал всего возникающего и изменчивого

Аристотель диалектика идеального и материального виды причин: Ø материальная – материя, субстрат, из которого Аристотель диалектика идеального и материального виды причин: Ø материальная – материя, субстрат, из которого образуются Ø Ø Ø 1. 2. тела. формальная – активное проявление деятельной формы (мирового разума – Логоса и деятельного ума человека). действующая (производящая) – источник движения, превращения возможности в действительность (естественное становление или деятельность человека). целевая – конечная осознанная цель, которую необходимо осуществить. Философские следствия: Вечная и самоценная природа – материальная основа всего сущего и изменчивого, человеческой деятельности (techne) и её продуктов. Фундаментальный философский принцип единства и разграничения природного и искусственного.

Аристотель исторически первая классификация наук (по предметам и ценности) Умозрительная философия Практическая Изобразительная философия Аристотель исторически первая классификация наук (по предметам и ценности) Умозрительная философия Практическая Изобразительная философия 1. Первая философия (метафизика) 1. Этика 1. Поэтика 2. Вторая философия (натурфилософия) 2. Экономика 2. Риторика 3. Математика 3. Политика 3. Искусства

Аристотель место и роль философии в системе научного знания 1. Общая цель всех наук Аристотель место и роль философии в системе научного знания 1. Общая цель всех наук – поиск объективного знания о 2. 3. 4. сущем и явлениях природы, «благ, которые можно приобретать и осуществлять» . Первая философия (метафизика) – наука об абстрактновсеобщем, о сущем как таковом. Философия является основанием для других наук, выполняя по отношению к ним мировоззренческую и методологическую функцию. Высшее благо – деятельность человека, «совершаемая сообразно присущей ему добродетели» . Фундаментальный философский принцип единства теории и практики, соединение деятельности по изготовлению вещей со знанием их начал, т. е. techne и episteme.

Эпикуреизм Эпикур, Лукреций, Гораций 1. Дальнейшее развитие материалистических взглядов 2. 3. 4. Ø Ø Эпикуреизм Эпикур, Лукреций, Гораций 1. Дальнейшее развитие материалистических взглядов 2. 3. 4. Ø Ø 5. Демокрита и Аристотеля. Антирелигиозная направленность: истинное знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Гносеологические проблемы (познавательные способности человека, истина, ложь): Этические проблемы (добро, зло, счастье, наслаждение, страдание): добро – все, что способствует наслаждению; зло – все, что приносит страдание. Проблема свободы и смысла жизни человека, как высшего произведения природы. Цель философии – познание путей к наслаждению и совместно с этикой - к счастью человека.

Стоицизм III в. до н. э. - III в. н. э Панеций, Сенека, Марк Стоицизм III в. до н. э. - III в. н. э Панеций, Сенека, Марк Аврелий 1. 2. 3. 4. Ø Ø Основные проблемы: Логические (смысловая значимость слов). Религиозные: Бог как творец и первопричина мира. Гносеологические (возможности чувственного познания, способы постижения истины). Этические – признание счастья главной целью жизни человека: счастье – внутреннее, разумное спокойствие, приспособление к окружающим условиям с целью самосохранения; свобода – действия в соответствии с познанными законами природы, общества, внутреннего мира человека ( «Свобода – познанная необходимость); равенство людей как природных существ; долг – морально совершенное поведение, основанное на рациональном следовании природе и знании ее законов. Цель и высшее предназначение философии обоснование нравственных ценностей

Скептицизм IV в. до н. э - III в. н. э Пиррон Секст Эмпирик Скептицизм IV в. до н. э - III в. н. э Пиррон Секст Эмпирик основоположники агностицизма Гносеология 1. Проблема знания и истины, плюрализма. Методологическая основа разработки проблем: • принцип относительности (релятивизм), несовершенство органов чувств человека, ничтожность человека перед величием природы, ограниченность и относительность знания. Следствия Ø критика догматизма и абсолютизации одного из множества Ø мнений; отрицалась возможность познания мира и его явлений. «Философия и науки не способны дать адекватного

Общие выводы 1. В многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, Общие выводы 1. В многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрения и проблемы современной философии. 2. Разработку античной философией рационального, гипотетико-дедуктивного, умозрительного метода объяснения мира можно трактовать как первую общенаучную революцию, сущность которой заключалась в формировании исторически первых форм и методов, логикогносеологических принципов теоретического мышления и систематизации на этой основе всего накопленного достоверного знания, противостоящего вере. 3. Философия и зарождающаяся в ее организационной форме наука в силу разрыва с практикой зачастую порождали наивные теории, путавшие или извращавшие познание природы.