трансляция. Античность (3).ppt
- Количество слайдов: 45
Античная философия Древняя
Проблема происхождения философии Необходимые условия для возникновения философии (Др. Греция): 1. Уровень экономического развития. В полисе возникает разделение труда: ТРУД -- физический (рабы) и -- умственный (свободные граждане) 2. Демократия = ( «народ» + «власть» ) Переход от иерархических социальных отношений к равным, симметричным отношениям, 3. Развитая система мифологии (мифы Др. Греции и Рима) 4. Абстрактные понятия понятные для всего общества. (математика, деньги)
Периоды античной философии 1. Ранняя греческая философия (философия досократиков). VII — V вв. до н. э. (Иония, Сицилия, Юж. Италия) 2. Классический период ( «Золотой век» - расцвет) 2 -я пол. V -- конец IV вв. до н. э. (Афины) 3. Эллинистически-римская философия ( «эллины» =греки) конец IV в. до н. э. - III в. н. э. (Александрия, Рим, Афины) 4. Позднеантичная философия III – VI вв. н. э. (Александрия, Рим, Афины)
Особенности античной философии 1. Космоцентризм (доминанта – космос). Судьба (=Ананке, Мойра) — управляет космосом и формирует природувсего сущего, распределяет жребий, долю, например, быть животным по природе, человеком или богом. -- задача человека: - Осмысление, постижение сущего так, как оно есть само по себе (что это такое? Что это есть по сути своей? (не утилитарно) 2. Установка на созерцание. ИСТИНА = греч. «АЛЕТЕЙЯ» = а=отрицание, Лета – река забвения. Истина – не-забвенное, непотаенное. Т. о. философия – поиск НОВОЙ истинной ДЛЯ ВСЕХ РЕАЛЬНОСТИ, которая является единой, универсальной основой всех вещей.
Особенности ранней греческой философии : 1. исследование природы. Природа= «фюзис» - греч. =natura - лат. → досократики = «фисиологи» или «натурфилософы» 2. Поиск первоначала, основымира= «АРХЭ» (греч. )= Выражение первоначала через символы. Ориентация мышления на символические образы высших гармоний.
1. Милетская школа (г. Милет) Фалес (640 - 560 гг. до н. э. ) (архэ=вода) – 7 мудрецов, астрономия-астрология (оливки) Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э. ) (архэ=апейрон т. е. Бесконечное, , беспредельное) – о согласовании всего сущего: каждому существу по природе дана своя мера (доля) и переступание этих пределов ведет к утрате природы человека. Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э. ) (архэ=бесконечный воздух )
2. Гераклит Эфесский(из г. Эфеса)(VI - V вв. до н. э. ) а) архэ=Огонь -Логос (Логос=речь слово, учение, , мировой Разум, закон). -- мировые пожары в космических циклах. -- Логос=Огонь раскрывает, высвечивает скрытое. Логос взывает к осмыслению, видению всего как единого космоса: «Знать все как одно, увидеть одну реальность» , иначе «подобны спящим – каждый видит свой сон» . Человек может сохранить свою природу (судьбу), если подчинит себя логосной природе вещей, единству мира. б) Учение о Диалектике Понять мир как единство. и борьбу противоположностей (инь-ян), в развитии: «Война (борьба) – отец всего сущего» .
3. Пифагор и пифагорейский союз а) архэ – число(от качества к количеству) Все существующее – измеримо → природа понимается как число. Символизм чисел. б) Доказательство гармонии небесных сфер : движениеколебание → звук. Движение планет → музыка небесных сфер → порождает музыку души, гармонизация внутреннего мира → спасение души (очищение души – «катарсис» ). Математика только средство для доказательства мировой гармонии.
4. Элеатская школа (Элейская) г. Элея: а) архэ –Бытие=мышление const вечно, –. , неизменно, подобно шару. б) Парменид два пути познания : - Путь истины (мысль): бытие есть, небытия нет. (гелиоцентризм, идея динозавра) - Путь мнения (органы чувств): небытие есть, бытия нет. (геоцентризм, динозавр конкретный) в) Зенон доказательство, что «Движения нет в ): сфере мысли» через «апории» (затруднительные положения) Апория дихотомия: А В (весь путь- 12 пути– 14 пути и т. д. )
5. Демокрит (атомизм). • Бытие: -неизменно (Парменид) + -движетсяизменяется (Гераклит) = атомы (неизменны), но движутся. 2. --качества(огонь, вода, воздух, земля=Эмпедокл) + -- количество (Пифагор) = атомы разного качества (формы) и бесконечное количество. Итак, архэ= атомы и пустота 3. Детерминизм – причинная взаимообусловленность явлений=все атомы движутся по закону, все фатально предопределено. (черепаха и лысый)
6. Софисты (=мудрецы, учителя мудрости) 1. Истина относительна (релятивизм), зависит от договоренности людей друг с другом. Объективной истины в человеческом мире не существует. Протагор: «Человек есть мера всех вещей» . «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе – такова же она в свою очередь для тебя» . 2. Истина зависит от субъекта познания (того, кто познает, от человека) =субъективизм. «сколько людей, столько и мнений» Софизмы: рога, пес
3. Невозможно что-либо полностью познать (скептицизм) и выразить в словах (философия языка), т. к. вещи, мысли и слова – не находятся в необходимой связи друг с другом, они разной природы. Согласование их друг с другом требует специальной работы ума. Горгий: « 1. Ничего не существует. 2. Если нечто существует, то непостижимо для человека. 3. Если нечто постижимо, оно невысказываемо, непередаваемо другим» . Софизмы: куча, лысый Поэтому добродетель – не врожденная способность, а результат образования и воспитания: «Убегать от неприятеля – безобразно, а на стадионе от соперника – прекрасно. Друзей и граждан убивать – безобразно, а врагов –прекрасно» . Протагор
2 период античной философии Классический период ( «золотой век» ) 2 -я пол. V -- конец IV вв. до н. э. (Афины)
Акрополь Оракул (Дельфы) Агора Амфитеатр
Сократ (469 - 399 гг. до н. э. ). Оракул: «Сократ самый мудрый» .
1) Изучение проблем человека, а не природы «Познай самого себя» 2)Методы Сократа: Сократ философствовал устно: через беседы с разными людьми, диалоги - совместный поиск истины. Вопрос→отв. 1 →вопр. → отв. 2 → … → отв. 7 (ответ1 противоречит ответу7)→? ? ? Сократ задавал вопросы не ради ответа, а ради помощи собеседнику сформировать свое мышление через обнаружения противоречий в своих мыслях. а) Диалектический метод. Диалог = два мнения→противоречия → преодоление противоречий (выходим за пределы только своего видения мира) через нахождение общего, возвышаемся до уровня всеобщности.
б) Метод майевтики (помощь в рождении мысли), Настоящее Знание = не вещь, оно должно быть «рождено» самим человеком изнутри. в) Метод иронии (прикидывался простаком). Подвергал сомнению традиции, стереотипы мысли.
3). Знание. «Я знаю, что ничего не знаю» . Сократ помогал осознать человеку незнание им самого себя и тех ценностей, которым подчинена его жизнь. Показывал, что человек на самом деле не знает того, что нужно предпочитать и не умеет жить как подобает. Философия – учение о том, как следует жить, искусству жизни. Мудрость как самообладание, позволяет управлять собой. Критический взгляд на свою жизнь(рефлексия=мысль о мысли) должны войти в привычку.
4). Проблема системы ценностей: Сократ: «Для меня смерть – самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного – это для меня самое важное» (смерть-плачем, значит, заведомо считаем, что смерть-зло). Сомнительные, неистинные ценности = внешние– богатство, сила, слава телесные – здоровье, красота. Несомненные, истинные ценности, связаны с сутью человека- с его душой, разумом= добродетель, благо, добрая воля, мудрость, т. к. зависит от нашего выбора.
5). Добродетель и знание едины Зная, что такое на самом деле Добро, человек не сможет совершить зло. Все зло – от незнания. Добродетели = умеренность, храбрость и справедливость. Даймон Сократа = интуиция, совесть, внутренний бог, подсказывал как не нужно поступать.
6) Критика софистов. 1. Жизненный путь и философия едины (доказал своей жизнью и смертью). 2. Истинное объективное знание, носящее всеобщий характер существует. 3. Поиск всеобщих определений красоты, блага и т. д. помог восстановить общую космоцентрическую направленность античной философии.
Платон ( «широкий» ) (наст. имя Аристокл) Царский род, образец совершенства, «божественный» Платон (427 -347 гг. до н. э. )
ученик Сократа, основатель школы — Академии. Произведения: «Государство» , «Апология Сократа» , «Пир» , «Парменид» , «Федон» , «Законы» . . .
Объективный идеализм Идеализм=идея ( «эйдос» ) первична, предшествует вещам, источник, основа всего сущего. Объективный=не зависит от познающего субъекта. а) смерть Сократа→ несправедливое государство →поиск справедливого идеального государственного устройства ( «Государство» ) б) проблема познания: в мире всё меняется, вещи возникают и уничтожаются → внешний мир не дает истинного неизменного знания. → Поиск Знания в душе человека. •
Идеи - вечны, неизменны, вне времени и пространства, «видимы» умом. Вещи – временны, изменчивы, в пространстве и времени, воспринимаемы через органы чувств. Идея предшествует вещи, выражает сущность вещи→ Идеи – реальное бытие вещей, а вещи – копии, «тени» идей.
Единое Идея Блага Единое, бог Идея красоты Неизменное бытие Идея 1 мебель Идея 2 Класс вещей 1 стол шкаф Множествен ное Изменчивое бытие вещи 1 вещи 2
2. Знание как припоминание. Душа до рождения пребывала в «мире идей» и непосредственно их воспринимала. Рождаясь, душа попадает в «темницу» тела и забывает идеи. Поэтому любое истинное знание – это актуализация, воспоминание идей, которые уже содержались в душе человека. Итак, человека не надо «наполнять» знанием, надо просто помочь ему вспомнить то, что он уже знает - идеи в его душе- через рефлексию=мысль о мысли. Символ пещеры: мы-узники «пещеры» чувственновоспринимаемого мира, видим только вещи- «тени» , а надо обернуться и заглянуть не вовне, а внутрь, обратить внимание на содержание своего сознания. 3. Начала души: Т. к. души разных людей приносят в этот мир разный объем идей, то у каждого преобладает то или иное начало: умственное (философ), волевое (воин), чувственное (ремесленник).
4. «Государство» : 4 типа извращенного государственного устройства: тимократия→ олигархия→демократия→тирания→ тимократия. Идеальное государство (на основе справедливости) – где люди идеальным образом делают то, к чему они идеально предназначены. Каждый занимает место в государстве согласно типу души и знакомству с идеей Блага
Справедливое государство: 1. Философ правит, т. к. познает не какуюлибо одну сторону бытия, а все бытие в целом. Максимально знает идею Блага для всех, а не для одного класса людей. 2. Воин, стражник – охраняет такое государство, в котором есть Благо для всех. 3. Ремесленник – (сапожник) знает благо в своей узко специальной сфере (благо для сапог) 4. Раб – не знаком с идеей блага Проблема воспитания – общность жен и детей.
Аристотель (384 — 322 гг. до н. э. ) ученик Платона, создал школу – Ликей, воспитатель Александра Македонского
3. Аристотель Произведения: «Органон» (букв. инструмент), "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Поэтика". 1. Систематизация наук Философия: 1) теоретическая (умозрительная)- физическая, математическая, ПЕРВАЯ, 2) практическая - этика, политика, 3) творческая - поэтика. --Логика (аналитика)= подготовка мышления.
2. Правила рассуждения (логика): 1. подведение вещи под понятие (категории) (Категории (оконкретизация бытия): сущность, качество, количество, место, отношение, время, состояние, обладание, действие, страдание). 2. {двух понятий = суждение (S-P): «Сократ-человек» 3. {двух суждений = умозаключение -- «Все люди – смертны» + -- «Сократ – человек» --= «Сократ смертен» 4. { умозаключений = доказательство
3. Учение о возможности и действительности как двух состояниях сущего (критика «идей» Платона)- вещи переходят из сферы возможного в действитвительное (брак – возможны дети, действительно – Петя ) Сфера возможн материя(бесформенная, . = потенциал)→ 4 элемента: вода, земля, воздух, огонь → материал (дерево, железо) Материя домогается формы → Сфера действительного = Композиция ФОРМЫ+МАТЕРИИ =Сущность= конкретная вещь (часы, статуя из дерева, человек – тело и душа)
Сущность (=вещь) стремится реализовать энергию (движущую силу материи), достичь ЦЕЛИ, занять место в мироздании (топос). Цель всего =стремлению к совершенству =Ум-Перводвигатель (Форма Форм) =бог Причины движения: материальная, формальная, движущая, целевая. Виды Душ: растительная, животная, человеческая (ум - бессмертен).
3. Эллинистически-римская философия (греко-римская философия) 1. Меняется представление о месте человека в мире. Полис = граждане сами управляют социальнополитическими процессами полиса→ мир понятен, управляем разумом. Завоевания Александра Македонского →Кризис полиса→ империя = все зависит от воли императора, а не граждан. → мир не понятен, страшен: все созданное разумом (дом, семья) может разрушить император (война, строительство дорог). → стремление найти точку опоры= обрести мудрость, т. е. состояние совершенного спокойствия духа
Свободный выбор философской школы = выбор метода обретения спокойствия, исцеления от тревог, страхов (страх смерти, перед могущественными людьми, перед собой). Причина страданий = не обстоятельства, а неверные оценочные суждения, «сбитая» система ценностей. Философия помогает изменить оценочные суждения и выбрать подходящий образ жизни.
Эллинизация= знакомство с Востоком – смешение традиций (эклектика): Философия - популяризируется (снижается уровень требований к рациональному обоснованию мировоззрения) , - акцент на практику, мудрость жизни, этику (как жить? ). - отделение философии от частных наук
1. Кинизм (цинизм) (Антисфен, Диоген Синопский). Причина невежества и страданий – общественные условности. «Судьба нас обделила, будем жить так, чтобы быть не доступными ударам судьбы» . 1. Экспериментальная проверка на себе кинического образа жизни. Нахождение вне социума- средство для достижения духовной свободы: крайний аскетизм, закалка как абсолютная защищенность от ударов судьбы. 2. Общественный эпатаж, скандал через усилие жить не по законам общества, а по своим собственным. 3. Граждане мира (космополиты)
2. Стоицизм(Стоя=портик) (Зенон из Кития, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон) Причина невежества и страданий – стремление к наслаждению и эгоистические интересы. Основа – философия Аристотеля и Гераклита. Человек – часть космоса – разумен, значит космос – тоже пронизан Огнем-Логосом (Разумом) -космический детерминизм). Подчинение Логосу как судьбе, следование природе, аскетизм. Космополитизм, предпочтение должного (гражданский долг). Контроль внутренней речи. Мысли о необходимом будущем (о смерти)
3. Эпикуреизм (сад) (Эпикур) Причина невежества и страданий – погоня за ложными удовольствиями. Основа – философия Демокрита Атомизм: мир из атомов и пустоты +свобода в самоотклонении атомов. Живем 1 раз, поэтому «когда я есть, смерти нет, когда есть смерть, меня уже нет» . Кратковременные (ложные) удовольствия– несчастье. Следование истинным (долговременным) удовольствиям= наслаждение необходимым, тем, что есть (беседа с друзьями), замкнутость, «живи уединенно» --счастье, мудрость. Расслабляйтесь, думайте о хорошем.
4. Скептицизм (рассматривать, исследовать). (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик) Причина невежества и страданий – ложные мнения. Бесконечный поиск и воздержание от суждений, т. к. нет средств для отличия истины от лжи. Суждение=несчастье (утрата покоя, самообвинение). Задача – невозмутимость и безразличие (свинья). Поступать по традиции или по аффекту чувств. 10 тропов=способы аргументации, почему надо воздерживаться от суждений, троп относительности. «охота на медведя» .
4 период. Поздняя античность Неоплатонизм. (Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Порфирий). Логос-о-пределение: Эманация (истечение): . Единое (неопред. , неизречен. ) ---Ум (А=А) -------Душа мира (образ мира) ------------ Материальный мир (кувшин)
Итог : были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое
Список текстов к экзамену по философии 1. Платон «Федон» , «Федр» , «Пир» , «Государство» , «Апология Сократа» и др. 2. Аристотель «Метафизика» 1 книга, «О душе» и др. 3. Сенека «Нравственные письма к Луцилию» 4. Августин «Исповедь» , «О граде Божьем» 5. Василий Великий «Беседы на Шестоднев» 6. Боэций «Утешение философией» 7. Н. Макиавелли «Государь» ( «Князь» ) 8. Френсис Бэкон «Новый органон» 9. Рене Декарт «Рассуждения о методе» 10. «Сумерки богов» - сборник произведений западных мыслителей - Ф. Ницше, З. Фрейд, Э Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр 11. Э. Фромм «Бегство от свободы» , «Душа человека» , «Мужчина и женщина» , «Анатомия человеческой деструктивности» , «Иметь или быть» , «Искусство любить» и др. 12. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» , «Что такое философия» , «Дегуманизация искусства» и др. 13. Ф. Ницше «Несвоевременные размышления» , «О пользе и вреде истории для жизни» и др. 14. К. Н. Леонтьев «Византизм и славянство» 15. П. Я. Чаадаев «Философические письма» 16. Н. А. Бердяев «Смысл истории» , «Философия свободы»
трансляция. Античность (3).ppt