Filosofia_L2.ppt
- Количество слайдов: 38
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Античная философия, включает эллинскую и эллинскоримскую. философию. Эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до Р. X. ) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Аристотель – 4 в. до Р. X. ), досократовская философия – на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до Р. X. ) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до Р. X. ). Эллинско-рим. философия возникает в результате распространения и продолжение эллинской философии Римской империи с 3 в. до Р. X. до 6 в. после Р. X.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1 -я пол. VI в. до н. э. ). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Иногда милетскую школу включают в состав «ионийской философии» . Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – ПОИСКИ ЕДИНОГО ПЕРВОНАЧАЛА Фалес Милетский (625 -545 до н. э. ) первый философ Эллады Пытался объяснить мир из естественных причин, т. е. из него самого. Главная его идея – «всё есть вода»
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Анаксимандр выдвинул идею архэ, первоначала и в качестве такового рассматривал апейрон (беспредельное). Апейрон Анаксимандра - нечто вроде абстрактной материи, субстанции. Анаксимен рассматривал в качестве первоначала воздух, который, сгущаясь и разрежаясь, порождает воду, землю, огонь, т. е. все многообразие вещей и явлений.
ШКОЛА ПИФАГОРИЙЦЕВ – СОЗДАТЕЛИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ Пифагор Самосский (римская копия) Пифагор (около 580 -500 до н. э. ) «Все – есть число» Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Изобретатель термина «философия»
ШКОЛА ПИФАГОРИЙЦЕВ – СОЗДАТЕЛИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей: предел — беспредельное; нечётное — чётное; одно — многое; правое — левое; мужское — женское; покой — движение; прямое — кривое; свет — тьма; добро — зло; квадрат — вытянутый прямоугольник.
ШКОЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО Гераклит (544 -483 гг. до н. э. ) Гераклит на картине И. Морельсе (ок. 1630)
ШКОЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО Сочинение «О природе» ( «О природе» , «О госудастве» , «О Боге» ) «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» . Впоследствии этот тезис был сокращен до формулы “Всё течет, всё меняется” (panta rei). Начало всего сущего – огонь Всё чревато противоположностями или состоит из противоположностей
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДИМОМУ МНОГООБРАЗИЮ ВЕЩЕЙ Парменид (540 -480 гг. до н. э. ) «движения нет, небытия нет, существует только бытие» Уничтожение, движение, изменение - не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Представлял его как шар, в котором всё одно суть. Провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопоставление «по истине» и «по мнению» ).
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДИМОМУ МНОГООБРАЗИЮ ВЕЩЕЙ Зенон Элейский известен своими апориями (в переводе апория затруднение, трудность) «Ахиллес и черепаха» , «Дихотомия» , «Стрела» , «Стадий» . Пытался опровергнуть существование многого. Он приводил доводы, отрицающие движение, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует.
АТОМИСТЫ Демокрит (460 -371 гг. до н. э. ) все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя - условие движения) Мысль не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи. «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать»
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.
ШКОЛА СОФИСТОВ Софист - философ, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые могли быть им полезны в практической жизни.
ШКОЛА СОФИСТОВ Протагор «Наука же эта (философия) - смышленость в домашних делах, уменье наилучшим образом управлять своим домом, а также в делах общественных: благодаря ей можно стать всех сильнее и в поступках, и в речах, касающихся государства» «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»
ШКОЛА СОФИСТОВ Горгий древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Трактат «О природе, или О несуществующем Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого» . Если все истины относительны, то невозможны и абсолютные, от века данные, нормы нравственности. Поэтому любые представления о добре и зле созданы людьми, а, следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру.
ШКОЛА СОФИСТОВ Фразимах (ок. 459— 400 гг. до н. э. ) — древнегреческий софист, наибольшую известность получил как персонаж диалога Платона «Государство» Открыл точку и двоеточие, ввёл современный вид риторики. Являлся учеником философа Платона и ритора Исократа. Написал рекомендательные речи, «Искусство риторики» , «Средства риторики» .
ШКОЛА ЭТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА Сократ (469 -399 гг. до н. э. ) Портрет Сократа работы Лисиппа поворот от размышлений о мире к размышлениям о исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму. «Познай самого себя»
ШКОЛА ЭТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА. СОКРАТ Дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Майевтика - искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов. «я знаю, что ничего не знаю» «нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»
ШКОЛА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Платон (427 -347 г. г. до н. э. ) Диалоги «Государство» , «Теэтет» , «Парменид» , «Филеб» , «Тимей» , «Софист» , «Федон» , «Федр» и письма. Основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Единое трактуется Платоном главным образом как основа всякого бытия и действительности Первопричиной всякого сущего является ум. «Мировая душа» – субстанция, «индивидуальная душа»
ШКОЛА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ПЛАТОН «Учение об идеях» - человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (идеи – образцы, вещи – их воплощение). Идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей.
ШКОЛА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ПЛАТОН «Теория идеального государства» Человеческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. Для Платона общее - важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Принижал телесное, физическое по сравнению с духовным, представлял тело как темницу души и, в конечном счете, принижал жизнь по сравнению со смертью.
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ Аристотель (384 -322 гг. до н. э. ) исследователь, который методично разрабатывал основные отрасли знания «О животных» – зоология «О душе» - психология и др. Отец логики, выявил основные правила логического мышления, сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ «Метафизика» - учение о категориях, разработал первую категориальную картину мира ( «система» категорий). Критик идей Платона Аристотель критиковал платоновскую теорию идеального государства, выступал в защиту частной собственности против платоновской идеи общности имущества.
КИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА «Киник» (собака, по-латински «циник» ) происходит от слова «Киносарг» . Портрет философа-киника, Лувр Идеал кинизма формируется как: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
КИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Антисфен (435 -370) основатель кинизма Истинное знание может быть только о единичном. Согласно учению Антисфена и его последователей культура (прогресс) не улучшает жизнь людей, а только осложняет ее.
КИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Диоген из Синопа назад к природе, опрощение, пренебрежение вследствие этого многими правилами приличия, морали, считая их ненужными условностями.
КИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Последователи • Жан-Жак Руссо - призыв «Назад к природе!» ; • Лев Толстой - стремление к опрощению; • некоторые нынешние (экстремистски настроенные) экологи, гринписовцы (гринпис в переводе с английского - зеленый мир)
РИМСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ V—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников).
ШКОЛА СТОИКОВ Стоицизм – приверженность к полуаскетическому, спартанскому существованию, готовности мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение - стоический характер). Проблемы морали разрабатывали в русле этики долга (деонтологизм).
ШКОЛА СТОИКОВ Зенон из Китиона (336 -264 гг. до н. э. ) – родоначальник школы
ШКОЛА СТОИКОВ Сенека римский философ-стоик, поэт и государственный деятель (I век н. э. ) Пьесы, трактаты, переводы, эпиграммы. «Нравственные письма к Луцилию» «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером» ; «Без борьбы и доблесть увядает» ; «Пьянство есть добровольное сумасшествие»
ШКОЛА СКЕПТИКОВ Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
ШКОЛА СКЕПТИКОВ Пирро н из Элиды (ок. 360 до н. э. — 270 до н. э. ) — древнегреческий философ Основатель древней скептической школы. Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость» , «безмятежность» (атараксия). Секст Эмпирик Труды: «Против физиков» , «Против логиков» , «Против ученых» .
ЭПИКУРЕИЗМ – НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ Эпикур (341 -270 до н. э. ) философ-материалист все состоит из атомов и пустоты указывал на момент случайности в поведении атомов практический философ, моралист Выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом) Считал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, т. к. это ведет к страданиям.
ЭПИКУРЕИЗМ. ЭПИКУР Теория познания первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь Учение о природе бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. Учение об обществе и человеке «Живи уединенно!»
ЭКЛЕКТИЦИЗМ Эклектизм (от др. -греч. ἐκλέγω «избираю» ) — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон, которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения к трактату «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» .
ЭКЛЕКТИЦИЗМ Марк Ту ллий Цицеро н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э. , Арпинум — 7 декабря 43 до н. э. , Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.