Тема 3. Античная цивилизация и ее наследие. Византийская цивилизация..pptx
- Количество слайдов: 13
Античная цивилизация и ее наследие. Византийская цивилизация. ПЛАН семинарского занятия (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Особенности политического развития Древней Греции и Древнего Рима. 2. Религия и мифы Древней Греции. Особенности религиозного мировоззрения древних римлян: от язычества к христианству. 3. Античная культура: архитектура, изобразительное искусство 4. Византийская цивилизация как наследница античной цивилизации.
• Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
• Для развития социально политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др. ), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
• Политико правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения – патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.
• Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. • К первому из них следует отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных антагонизмов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. • Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.
• Мифология играла важную роль в культуре Древней Греции. Мифы во многом определяли специфику изобразительного искусства, литературы, фило софской проблематики. Отношение греков к мифу было проникнуто особой ве рой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, на стоящее и будущее в них были неразрывно связаны друг с другом. Мифы опре деляли образ жизни и поведение человека.
• Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.
• В создании начальной староримской религии огромная заслуга принадлежит одному из царей Рима Нуми Помпилия, который решил подкрепить действие права и закона опорой на страх перед богами Он установил порядок жертвоприношений, учредил должность верховного жреца бога Юпитера, назначил жрецов богов Марса и Квирина, должность понтифика, который должен наблюдать за осуществлением жертвоприношений, т. е. то начал благоустройство культа, формальная сторона которого позже получила в древнеримской религии особое значение Римляне считали очень важным тщательное соблюдение всех обрядовых норм и уста влены формул, поскольку малейшее нарушение их в действиях или словах, в частности, в произнесении имени бога, могло рассердить бога, и тогда весь обряд терял действенность Поэтому все обращения к богам, магические формулы, заклинания, были четко нормированы: причем их умаление считалось пренебрежением того божества, которому в данный момент обращались, а их преувеличенияня
• • • История христианства в Римской империи охватывает период от зарождения христианства в первой половине I века до распада Западной Римской империи. В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Само превращение Римской империи из языческой в христианскую состоялось медленно, в течение нескольких столетий; мы различаем в нём следующие эпохи: эпоху зародышного развития Христианства в Римской империи под сенью иудаизма, до еврейского восстания ивторого разрушения иерусалимского храма (полвека после смерти Иисуса Христа); эпоху гонений и в то же время открытого распространения христианства до признания его равноправной религией. Константином Великим, с подразделением её на: эпоху спорадических гонений (при Домициане, Антонинах и Северах) и эпоху гонений универсальных, имевших целью уничтожение христианской церкви (в смутный период и при Диоклетиане); эпоху перевеса христианства и разрушения язычества (от Константина Великого до шестого века). Во всех названных периодах следует различать: политическую и культурную историю христианства, историю развития христианских догматов в борьбе с ересями и историю христианской литературы.
• Памятников искусства Древней Греции тогда почти не знали, поскольку восточное Средиземноморье с конца XV в. находилось под властью турок. Страны Восточной Европы, Закавказья, Ближнего Востока и России испытывали влияние античной культуры через посредство Византии. В середине XVIII в. в связи с движением Неоклассицизма во французский язык прочно вошло слово «античный» (франц. antique – см. антик), обозначающее особый исторический тип искусства. В то время понятие античного искусства было тождественно понятию искусства интернациональной классики.
• Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.
• Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. • Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482 565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.