Детские образы в русской живописи.ppt
- Количество слайдов: 13
АННОТАЦИЯ Дети ― наше будущее; все лучшее ― детям… Эти слова привычны для нас, представление, что дети ― самые ценные члены общества ― давно вошло в плоть и кровь нашей культуры. Но так было не всегда. Большую часть своей истории человечество не замечало своих детей. Сейчас мы осознаем детство как золотую пору жизни, желаем удлинить этот период, ценим многие черты в характере ребенка и стремимся сохранить их на протяжении своей жизни. Но 200– 300 лет назад все было наоборот! Искусство отражает повседневность. Посмотрим, как живописцы прошлого видели ребенка, как они рассматривали детство… Происходит открытие детства, детского тела, манер, речи ― в жизни, в литературе, в искусстве. Детство начинает осознается как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Само время детства удлиняется (впрочем, в 16 лет юный дворянин вступал во взрослую службу). В семье ребенок становится более значительным лицом. Он не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание. Семья начинает заниматься этим всерьез. В искусстве, наряду с элементами барокко и рококо, царит классицизм. На создание идеального образа нацелена работа художника, в портрете подчеркиваются идеальные черты.
ВВЕДЕНИЕ Особый мир тёплых и сокровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников многих поколений, посветивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого не волновала и не увлекала эта тема. Венецианов и Репин, Серов и Дейнеко, Перов и Маковский и многие другие в моменты творческого подъёма обращались к ней. Дети служили им вечным источников красоты и вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства. Представленные репродукции картин различных эпох доставляют нам радость общения с прекрасным, близким и дорогим всем нам миром детей, в которых мы видим воплощение своих чаяний и надежд.
ВИШНЯКОВ И. Я. (1699 -1761) Военный камзол — отнюдь не дань карнавальной моде. Детей из знатных дворянских семей еще при рождении записывали в армию, так что к совершеннолетию они получали офицерский чин. В предыдущие столетия ребенок считался маленькой копией, уменьшенным вариантом взрослого человека —отсюда и обращение на «вы» к сиятельным детям и наряды, как у взрослых. Федя Голицын нарисован в такой позе, в какой обычно изображали умудренных жизнью и опытом полководцев: подбоченясь, по-хозяйски засунув руку за борт камзола, перетянутый поясом, он крепко стоит на широко расставленных ногах. Прислоненное к стулу ружье намекает, что Федя в свои юные годы – отличный охотник; взгляд же его проницателен и мудр, как у ловкого придворного. Портрет Ф. Н. Голицина в детстве.
ЛЕВИЦКИЙ Д. Г. (1735 -1822) Портрет Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой. Особый интерес представляет двойной портрет девочек младших Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой. Давыдова изображена в танцевальной позе, как бы приглашая зрителя последовать в глубину зала. Костюм делает её на первый взгляд старше своих лет, но очаровательное личико, исполненное художником в мягких полутонах, полно детской нежности и сдержанной шаловливости. Выражение глаз и весь облик Давыдовой заставляет верить в добрый характер ребенка. Младшая – Ржевская, менее красивая, обладает томностью взгляда и несколько меланхолична. В ней чувствуется самоуглубленность натуры. Хранится в Государственном Русском музее.
ВЕНЕЦИАНОВ А. Г. (1780 -1847) А. Г. Венецианов. 1820 годы. Крестьянские дети в поле. В картине художник показывает повседневную жизнь крестьянских детей в играх и труде: много потрудились девочки, чтобы собрать полные лукошки ягод, и не забыли, что их товарищ пасет стадо. Старшая девочка протягивает короб с ягодами пастушку, а меньшая, положив руку на плечо подруги, смущенно выглядывает из-за плеча. Простая композиция, ритм повторяющихся движений и широт бескрайнего русского пейзажа, светлая гамма темно-зеленых и светло-коричневых тонов, оживленная белой одеждой детей с голубыми тенями, - все создает впечатление покоя и умиротворенности.
ТРОПИНИН В. А. (1776 -1857) «Портрет В. И. Ершовой с дочерью» - один из лучших у художника. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Однако при сохранении идеи произведения - показать душевное родство близких людей - вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком. С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки. Портрет В. И. Ершовой с дочерью Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет этот портрет в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве. Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственным эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека.
ТРОПИНИН В. А. (1776 -1857) Тропинин В. А. Портрет сына Арсения. Ок. 1818 г. Холст, масло. 40, 4 х 32. Наивысшим достижением художника в передаче многопланового, хрупкого, вибрирующего внутреннего мира ребенка стал портрет сына (1818) - одно из лучших и самых поэтичных произведений русской живописи первой половины XIX века. Портрет Арсения Тропинина подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Ничего равного этому портрету художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков.
КАРЛ БРЮЛЛОВ (1799 -1852) Брюллов К. Портрет гр. Ю. П. Самойловой. 1839 -1840. Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» , - пик творчества Брюллова-портретиста. Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над однообразной пестротой фигур султана, от склонившегося к нему Меркурия, услужливого посла, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу. Прекрасное лицо графини открыто - не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души, на нем запечатленной: она покидает этот маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. Второе название портрета - «Маскарад» соответствует подтексту, второму, главному плану замысла художника. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.
Н. А. ЯРОШЕНКО Картиной «Всюду жизнь» художник-гражданин завил народу, что за решеткой вагона не злодеи и преступники, а лишь жертвы самодержавного строя царской России, которых загнали в тюремный вагон бесправие, произвол и тяжёлая жизнь. Композиция картины интересна оригинальна. Ярошенко срезает все лишнее, ненужное: сверху, снизу, слева и справа. Он обращает внимание зрителя на самое главное и существенное – на окно арестантского вагона. К окну вагона вписан кусочек железнодорожной платформы, и все объединяется слетающимися на платформу голубями. Когда смотришь на такое вертикальное построение композиции картины, она подставляется выхваченными из жизни отдельным кадром. В окне вагона старик крестьянин, рабочий, молодая мать с ребёнком на руках. Ребёнок бросает крошки хлеба слетевшимся голубям, а взрослые добродушно наблюдают эту милую картину – сцену кормления. На лицах людей написано выражение трогательного и грустного раздумья, охватывающего их при виде свободных птиц на платформе. За решёткой сгрудились разные по возрасту, но объединённые общей участью люди. А на воле свет, солнце. Всюду жизнь. Злобы на лицах нет, но столько внутренней душевной красоты! Они любуются жизнью. Присутствие же маленького, ни в чём не повинного ребенка и его матери, глубоко погруженной в размышления, усиливает впечатление происходящего. Художник наделяет своих героев чертами доброты, раскрывая хорошие подлинно человеческие душевные качества. Моральная высота этих людей, их правота и невиновность подчеркивают произвол царского правительства. Картина вызывает сочувствие к людям, оторванным от жизни. Она будит светлые, гуманные чувства у зрителя. Картина Ярошенко произвела огромное впечатление на Л. Н. Толстого.
БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ Н. П. (1868 -1945) Богданов-Бельский Н. П. Устный счет в народной школе С. Я. Рячинского
НЕСТЕРОВ М. В. (1862 -1942) В основу сюжета картины положен легендарный эпизод из «Жития преподобного Сергия» , написанного его учеником Епифанием Премудрым: отроку Варфоломею (впоследствии в монашестве принявшему имя Сергия) не давалась грамота. Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, Варфоломею явился святой старец, к которому мальчик обратился с просьбой помочь ему одолеть учение. Старец исполнил желание мальчика. «Видение отроку Варфоломею» Портрет маленького Варфоломея писался с больной крестьянской девочки, что дало повышенную одухотворённость облика будущего святого. Спокойные чистые цвета картины как бы отражают чистоту и непорочность души мальчика. Образ Варфоломея несёт в себе черты иконописи. Спокойный осенний пейзаж, тонкие, трепетные белоствольные берёзки, кисти рябины, недвижные воды, отражающие замершие леса. . Всё тихо и «благолепно» .
НЕСТЕРОВ М. В. (1862 -1942) Живописная загадка портрета, особая его острота вытекает из противопоставления чёткого, подчёркнутого силуэта фигуры очень «нестеровскому» пейзажному фону. Полнозвучная, светлая красочная гамма совершенно отлична от гармонии приглушённых, а порой резких скорбных цветов прошлых лет. Девочка-подросток увлечена книгой: забыты сорванные цветы, растрепались волосы – окружающий мир перестал существовать… В портрете дочери нет бесконечных далей, бледного небосклона, осенних полей, вторящих тоскующему человеку, разлитой в природе печалью. Пейзаж здесь интимен, трогателен, полон особой теплоты. Но, юная, живая, нетерпеливая девочка не кажется навеки прикованной к этому тихому мирку. Закончится книга и девочка устремится к подругам, к весёлым играм, к жизни. Наташа Нестерова (На садовой скамейке). 1914.
Детские образы в русской живописи.ppt