Анна Ахматова 23 июнь 1889 г. -5 марта 1966 г. «Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен. »
План. • Знакомство с поэтессой. • Великая Отечественная война в творчестве Анны Ахматовы. • Анна Ахматова в отечественном кинематографе. • Потерты Анны Ахматовой. • Итог
1 часть. «не давай мне ничего на память… знаю я, как память коротка. » : { • Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) • Ее судьба была трагична, видимо ей суждено было остаться вдовой «врагов Народа» : ее первый муж был расстелен 1921 году; Третий не зарегистрированный брак тоже не удался (мужа поэтессы трижды арестовали, и он погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930— 1940 -х и в 1940— 1950 -х годах более 10 лет). Все это отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием» .
Читая гамлета • У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака…" Принцы только такое всегда говорят, Но я эту запомнила речь, - Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч.
Немного биографии. Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848— 1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля] Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856— 1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка» . По её собственным словам: «Я получила прозвище «дикая девочка» , потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т. д. , бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень. » Вспоминая детство, поэтесса писала: Мои первые воспоминания — Царскосельское: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду» . Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. А. Ахматова. Коротко о себе Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи» , в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками» . Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку» . Запись в метрической книге о рождении Анны Ахматовой. Одесский государственный архив Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер» , 1912, «Чётки» , 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Автобиографическая поэма «Реквием» (1935 -40; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР — в 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930 -х годов. В «Поэме без героя» (1940— 1965, полностью опубликована в 1976) — А. А. Ахматова воссоздавала эпоху «серебряного века» русской литературы по отношению к времени её написания. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии. Она перекликается с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Анна Андреевна прочитала роман, находясь в эвакуации в Ташкенте). Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках. Анна Андреевна дала отрицательную оценку роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» . Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. Это следует иметь в виду, читая сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг. До 1964 года была «невыездной» .
2 часть • • Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища. . . » Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, поэт выступала на радио, по словам О. Берггольц, «как истинная и отважная дочь России и Ленинграда» . В октябре больную Ахматову эвакуировали из осаждённого города. Об этом времени она вспоминала: «До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом греха революции и безбожия. Её стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение «Мужество» было напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года: Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
3 часть • • • 10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок — режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогаи оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой» . В главе «Похороны Ахматовой» своего автобиографического анализа жизни простого человека в СССР «Страх, или жизнь в Стране Советов» В. А. Петров так описывает эти несанкционированные киносъёмки: В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» . В главной роли — Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко. В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела» . В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой — Юлия Рутберг.
1 <…> Со времён известного постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» , разгромившего поэтессу, она была вне закона, как «антисоветчица» и запрещена. Однако интеллигенция прекрасно представляла величие этого человека и её историческую роль в советской литературе. Поэтому и её смерть была воспринята, как событие историческое, а историю надо запечатлевать. . . Конечно, никакой речи об официальных киносъёмках идти не могло. Никто не разрешит такую съёмку. Решили не ставить в известность об этом руководство студии и провести съёмку на свой страх и риск. . . В общем в условиях необычайной давки и толчеи мы сняли церковную панихиду в Никольском соборе, гражданскую панихиду в Доме писателей и сами похороны на кладбище в Комарово. . В соборе, как и в других местах, в толпе присутствующих было, конечно, достаточно представителей КГБ в штатском. Понимая, что ни один здравомыслящий советский человек не может снимать Ахматову, да ещё в церкви, они тут же сообщили своему начальству, что некие неизвестные лица производят съёмку этих похорон. . . Кэгэбэшное начальство поняло, что это ЧП и тут же поставило в известность Первого секретаря Обкома партии. Тот решил выяснить, кто это проявил такое антипартийное сумасбродство. . . Проведена провокационная антисоветская киносъёмка! Снятый материал был весь тут же изъят КГБ" Петров В. А. Страх, или Жизнь в Стране Советов. — Спб. : Юридический центр Пресс. — 2008.
4 часть Портретная галерея Анны Ахматовой.
Итог. • Мы узнали о трагичной стороне жизни этой поэтессы, мы познакомились со взглядами А. А. Ахматвой
сделал: Чимаров Михаил